Аукцион начинает и выигрывает
ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
Сложно не испытывать сожаления, когда в схватке человека против системы побеждает система. Даже если человек совсем не маленький и на кону нечто существенно большее, чем шинель. Во вторник, 30 января, десять присяжных федерального нью-йоркского суда отклонили беспрецедентный иск российского миллиардера Дмитрия Рыболовлева к аукционному дому Sotheby’s. Триумфом сложной машинерии арт-мира и одного из его флагманских институтов закончилась судебная эпопея длиной в девять лет. Анастасия Ландер, специалистка по маркетингу и пиару современного искусства и культурных проектов, объясняет,
что все это было и к чему приведет.
Действующие лица
ответчик
Истец
Экс-ответчик
Дмитрий Рыболовлев
Ив Бувье
Аукционный дом Sotheby’s
Уроженец Перми Дмитрий Рыболовлев вошел в постсоветский финансовый рынок в эпоху приватизации. Свое миллиардное состояние Рыболовлев заработал, в частности, благодаря продаже компании «Уралкалий», одного из крупнейших в мире производителей калийных удобрений. Успешный вывод «Уралкалия» на IPO и продажа своего пакета акций дали олигарху возможности для диверсификации инвестиций, в частности, за счет вложений в произведения искусства. Рыболовлев, любитель Пикассо, Модильяни, Ван Гога и Матисса, отдал на аутсорс подбор и покупку работ в коллекцию, которую он, по слухам, хотел сделать лучшей в мире. Его консультантом — и терминологически это немаловажная деталь — стал Ив Бувье.
Швейцарский бизнесмен и арт-дилер Ив Бувье начал карьеру в мире искусства, купив вместе с отцом почтенную компанию грузоперевозок Natural Le Coultre и переориентировав ее на арт-перевозки под грифом Fine Art Transports Natural Le Coultre SA. Арт-перевозки со временем выросли в доли во фрипортах — к 2017 году Бувье владел сетью «арт-хабов» в Женеве, Люксембурге и Сингапуре. Фрипорты — это расположенные в офшорных зонах хранилища ценностей, в частности, произведений искусства, которые считаются транзитными грузами и поэтому не облагаются налогами и пошлинами. Помимо хранения фрипорты дают возможность проводить на своей территории сделки — снова без уплаты налогов и пошлин. Это очень доходный и очень серый бизнес, который давно находится под повышенным вниманием Европарламента из-за подозрений в отмывании денег и хранении украденных предметов искусства и бог знает чего еще. Кроме фрипортов, в рамках деятельности учрежденной им компании Art Culture Studio Бувье приложил руку к основанию нескольких ярмарок, в частности, Московского международного салона изящных искусств, на котором в 2005 году работала автор этих строк, и не просуществовавшего и года сингапурского отделения Парижской пинакотеки — открыв двери в мае 2015 года, институция спешно закрылась в апреле 2016 из-за слабого притока посетителей, долгов и заведенного на Бувье дела. И это только малая часть удивительных историй, связанных с невысоким швейцарцем в сером костюме.
В начале нулевых Бувье и Рыболовлев были представлены друг другу общей знакомой Таней Раппо (ее персона заслуживает отдельного рассказа), и бизнесмен нанял дилера, по словам адвокатов Рыболовлева, в качестве своего арт-консультанта. За 11 лет сотрудничества Бувье, как говорят в мире искусства, «поместил» в коллекцию олигарха 38 произведений искусства, нередко покупая их в частном порядке в аукционном доме Sotheby’s.
Sotheby’s — это один из старейших аукционных домов, специализирующийся на продаже произведений искусства, антиквариата, меморабилии и других ценных предметов. Основанный в Лондоне в 1744 году, сегодня Sotheby’s квартирует в Нью-Йорке — там находится головной офис компании, а офисы и представительства дома раскинулись по всему миру. Вместе со своим собратом Christie’s этот динозавр составляет мощный тандем, занимая около 90% мирового рынка аукционов. 16 картин из коллекции Рыболовлева прошли через Sotheby’s: 12 работ истцы приобрели у Бувье, а он купил их у Sotheby’s или его дочерней компании, на две работы эксперты дома составили справки о провенансе, а еще две работы Рыболовлев впоследствии продавал через дом с колоссальным убытком. Именно в Sotheby’s работает Самюэль Валетт, сейчас вице-президент международных частных продаж департамента импрессионизма и модернизма, а в нулевых — по словам олигарха, «жадный и чрезмерно амбициозный менеджер среднего звена». С Валеттом консультировался Ив Бувье, составляя пресловутый провенанс предлагаемых Рыболовлеву к покупке работ. Валетт показал Рыболовлеву «Спасителя мира» в его пентхаусе на Манхэттене и, судя по раскрытой по решению суда переписке, договаривался с Бувье об «уточнении» стоимости работы — как этой, так и ряда прочих. На Sotheby’s олигарх продал работы с колоссальным убытком себе. Именно поэтому последний иск разгневанного коллекционера был направлен именно этому аукционному дому.
подробнее
подробнее
подробнее
Что случилось?
В 2015 году на рынке искусства запахло жареным. Дмитрий Рыболовлев подал на своего друга и многолетнего арт-консультанта Ива Бувье в суд, утверждая, что последний нагрел его ни много ни мало на 1,2 миллиарда евро, продав бизнесмену 38 произведений искусства на сумму в 2 миллиарда евро в период с 2003 по 2014 год. В число переоцененных, по мнению олигарха, работ входили произведения Климта, Магритта, Модильяни, а также нашумевший «Спаситель мира» Леонардо да Винчи. Отстаивая позицию, юристы Рыболовлева указывали на то, что Бувье служил у олигарха консультантом, а значит, получал за услуги формирования коллекции контрактно оговоренную комиссию и не имел права накручивать свой процент на продаваемые им клиенту работы. Бувье же отпирался, говоря, что речи о контрактном консалтинге не шло, и в рамках отношений с миллиардером он всегда действовал как арт-дилер, то есть, имел полное право добавить свой процент к сделке по покупке очередного шедевра.
Судебные процессы шли без малого десятилетие, Рыболовлев пытался дотянуться до Бувье по всему миру, пока 7 декабря 2023 года тяжбе не был положен конец, и стороны не достигли мирового соглашения. Результаты этой договоренности не разглашались, но, судя по ликованию адвоката Бувье, иск миллиардера не был удовлетворен. Поэтому Рыболовлев параллельно разыгрывал последнюю карту: подал в начале 2023 года суд на Sotheby’s как на пособников Бувье в криминальном сговоре с целью надуть цены на покупаемые для него произведения искусства.
«Спаситель мира» Леонардо да Винчи. ДМИТРИЙ РЫБОЛОВЛЕВ ПРИОБРЕЛ За $127,5 млн (ИСТОЧНИК: forbes)
Каков итог?
По сравнению с многолетней тяжбой события развивались стремительно. Стороны не пожелали договариваться мирно и пошли в суд, а уже на январь текущего года были назначены слушания. Дмитрий Рыболовлев давал показания несколько дней кряду: «Когда веришь людям, — а я не тот человек, который верит легко, — но когда человек становится почти членом твоей семьи, в этот момент начинаешь верить ему полностью и до конца», — сказал он, вытирая слезы.
30 января 2024 года девятилетняя история самого крупного судебного процесса в арт-мире завершилась судебным вердиктом в пользу Sotheby’s. На рынке можно назначать любую цену, можно торговаться, можно покупать, если есть возможность. Но «если господин Рыболовлев считает, что переплатил за работы, он может и должен обсуждать это с Ивом Бувье», — сказал адвокат аукционного дома Маркус Аснер. Так законы рынка, лондонская аристократия и американский суд переиграли российский олигархат.
Поражают в этом девятилетнем замесе не размах, не цены, не имена великих мастеров прошлого, не нюансы терминологии, способные склонить весы Фемиды в одну или другую сторону. Как говорили в подкасте The Art Newspaper The week in art журналисты Бен Люк и Тим Шнайдер, поражает то, что акула бизнеса Дмитрий Рыболовлев, проведший на своем веку не одну многосоставную сделку и прочитавший не один многостраничный контракт, не вчитался, судя по всему, в первые договоры с тертым калачом Ивом Бувье, где последний не был обозначен как агент и впоследствии не выставлял клиенту регулярных счетов на агентскую комиссию. Впоследствии, сдружившись с Бувье, Рыболовлев и вовсе перестал подписывать контракты, вверив бразды коммерческих отношений с дилером своему поверенному Михаилу Сазонову и электронной почте. Вот она, обезоруживающая сила так тщательно оберегаемого от посторонних арт-рынка: как только попадаешь за златые врата «арт-базелей» и «фризов», голова идет кругом от причастности к Искусству, и здравый смысл отказывает даже самым опытным из нас.
-€1 286 0289 000
Что будет дальше?
Во-первых, ждем книгу и не одну, читаться будет хлеще любого детектива. Есть уже книжка The Bouvier Affair: A True Story авторства крепкой арт-журналистки Александры Брегман, разматывающая историю отношений Рыболовлева и Бувье, начиная с продажи на Christie’s «Спасителя мира», но она 2019 года выпуска, пора обновить и дополнить. Во-вторых, Netflix наверняка уже собрал команду сценаристов и готовит пилот увлекательного сериала про непроницаемый мир искусства. В-третьих, Sotheby’s быстро занялся антикризисным пиаром и выкатил «прозрачную структуру комиссий», в которой черт ногу сломит: финансисты и искусствоведы разложили на пальцах, чем это грозит желающим прикупить пару картин, и пришли к выводу, что продавать дорогие лоты стало еще выгоднее, чем прежде.
Если серьезно, то эксперты сходятся во мнении, что процесс беспрецедентный, во многом парадоксальный, и необходимость в более прозрачном арт-рынке актуальна как никогда. Впрочем, кого мы обманываем? Необходимость в прозрачном арт-рынке актуальна примерно с 1975 года, когда аукционы-демиурги стали брать buyer’s premium — комиссию покупателя — в дополнение к комиссии продавца, что как минимум некрасиво, а в случае с нечистыми на руку дилерами всегда считается обманом клиента. Усиливается нужда в прозрачности рынка искусства и на фоне расцвета пресловутых фрипортов. Кто знает, не хранятся ли в каком-нибудь из них шедевры из бостонского Музея Изабеллы Стюарт Гарднер, из которого 18 марта 1990 года исчезли в неизвестном направлении 13 работ Вермеера, Дега, Мане, Рембрандта (единственный, между прочим, морской пейзаж великого голландца, «Шторм на Галилейском море») и Флинка? И, бесспорно, хотелось бы побольше прозрачности, когда в ходе судебного процесса один из ведущих мировых арт-дилеров признается в том, что фабриковал переговоры с несуществующими продавцами, чтобы повысить цену работы для покупателя — это-де нормальная переговорная тактика, никакого криминала.
проз
рачн
ость
Наверняка в ближайшее время мы увидим рост блокчейн-проектов, которые предлагают прозрачное сопровождение сделок. Уже пытаются навести порядок на рынке стартапы Arcual и Artory, возможно, вердикт американского суда станет аргументом для успешного поднятия ими нового раунда финансирования. Есть надежда, что слегка очистится природа от непрофессиональных арт-дилеров — как их называют порой, Gmail art advisors. Но в конечном итоге хочется верить, что все больше и больше людей оценят силу хорошо составленного договора: оказания услуг, купли-продажи, брачного, подрядного и так далее. Как бы ни было неприятно его заключать, когда делаешь бизнес с друзьями. Особенно когда делаешь бизнес с друзьями.