Blueprint
T

16 июня

2025

У нас никогда не доходит
до драки

фото:
Светлана Лома

текст:
Павел Герасименко

фото:
архивы пресс-службы

В петербургской Marina Gisich Gallery открылась выставка «Горшков²» — совместный проект Сергея и Ивана Горшковых, отца и сына. Два художника взаимно отражаются, глядя в зеркало искусства друг друга. Пространство галереи заполнено рельефами
67-летнего Сергея Ивановича по мотивам картин сына и скульптурами 39-летнего Ивана Сергеевича, истолковывающего работы отца собственным художественным языком. The Blueprint наведался к художникам в воронежскую мастерскую, а арт-критик Павел Герасименко поговорил с ними о том, как быть одновременно соавторами и родственниками и чему два поколения могут научить друг друга.

Экспозиция выставки «Горшков²»

Художники Горшковы родом из Воронежа. В середине нулевых годов в этом городе сформировалась новая генерация современного искусства, получившая известность как «воронежская волна», появились фестивали «Чернозем» и Платоновский фестиваль. В 2008 году возникла галерея «Х.Л.А.М.» (название позаимствовано у киевского артистического клуба революционных лет и расшифровывается как «Художники. Литераторы. Артисты. Музыканты»). Горшковы были среди самых активных участников этого культурного движения.


Оба они не раз выставлялись вместе, но показ работ в Marina Gisich Gallery стал для каждого из авторов совершенно новым опытом. От Ивана к Сергею течет цифровой поток, от Сергея к Ивану, наоборот, информация передается аналоговым способом. Метафоры и шутки в речи Ивана Горшкова отсылают к интернету и цифровому миру, что хорошо заметно в его искусстве, темы и образы которого обычно аттестуют словом «пост-интернет». Представитель поколения, большую часть жизни проведшего без соцсетей и YouTube, и вдохновляющийся народной скульптурой Сергей Горшков в таком сопоставлении отвечает за аналоговый мир.


В день вернисажа витринные окна первого этажа галереи заняли цветы, мощно вырубленные из дерева скульптором Сергеем Горшковым, между которыми прокладывают путь сюрреалистически вытянутые женские фигуры из металла — объекты любимца современной арт-сцены Ивана Горшкова. А на уровне третьего этажа появились две большие разноцветные надувные скульптуры — тоже Ивана. В одной угадывался муравей или похожее насекомое, в другой — человек (возможно, космонавт?). Работы двух художников явно стыкуются между собой, пластика вещей Горшкова-старшего и Горшкова-младшего имеет неуловимое сходство, — такое, каким похожи друг на друга отец и сын, даже если не знать об их родстве.

Экспозиция выставки «Горшков²»

Что такое «Горшков в квадрате»?

                                  Мой сын предложил: «Давай, папа,
я сделаю твои скульптуры так, как считаю нужным, а ты сделаешь мои картины, как ты считаешь нужным?». Мы живем в одном городе, видим, что каждый из нас делает, часто даем друг другу советы как художник художнику. Когда в прошлом году я делал большую скульптуру из железа, Ваня сказал:
«А я бы сделал вот так и так», — я ответил: «Кто тебе не дает? Давай, делай». Мы стали думать, обсуждать, и вот привезли
в галерею результаты нашей работы. Знаете, как люди выступают на радио или на телевидении и говорят «Я хочу передать большой привет своим родителям», — так и я хочу сказать большое спасибо сыну. Как человека и как художника меня относят к прошлому, а теперь наступило будущее,
в которое я уже не должен был попасть, но благодаря сыну попал — если не в будущее, то в настоящее.

Иван Горшков, 
#1 и #2 из серии «Такие девчонки», 2025

Сергей Горшков: 

                                                   Если говорить серьезно, то мы с отцом сделали взаимные оммажи. Как художники мы наблюдаем друг друга всю жизнь и вряд ли знаем кого-то лучше. Мы свидетели жизни и творческого пути друг друга, у каждого есть свои соображения на этот счет, свои любимые периоды и свои неудачи, и наконец-то можно привести все это к одному знаменателю. А если иронично, то я сказал отцу — давай я сделаю за тебя твои работы, а ты сделаешь за меня мои, и у нас наконец впервые в жизни будут хорошие работы! Наверняка ведь ты смотришь и думаешь: «Ну, нормально, но если чуть-чуть подкрутить, то было бы вообще классно». И я тоже часто думаю, что где-то немножечко подбодрил, подкрутил бы настройки и получилось бы еще лучше. Ирония здесь в том, что не совсем понятно, где чьи работы, и меня такая путаница веселит: я люблю всякие шалости с авторством — соавторство, подмену
и выворачивание наизнанку. Меня очень радует, что мы с моим родным папой вместе прошли этот путь, сыграли в игру и настолько поменялись в этом соавторстве, что сами запутались.

Иван Горшков: 

Иван Горшков, 
деталь #2 из серии «Такие девчонки», 2025

Тут вспоминается старинное цирковое название
«Два-Горшков-Два».

                                  В нашей семье все Горшковы, и когда появились компьютеры, мы придумали адрес электронной почты «2gorshka», потом я женился и стало «3gorshka», у нас появилось двое детей, и у меня был адрес «4gorshka», а у папы осталось «2gorshka». Куратор Алексей Масляев, придумавший название выставки, считает, что это не просто сложение,
а синергия, увеличивающая эффект от соединения.

Иван Горшков: 

Я сказал отцу —давай я сделаю за тебя твои работы, а ты сделаешь за меня мои, и у нас, наконец, впервые в жизни будут хорошие работы!

Иван Горшков 

Случалось, что в искусстве один Горшков догонял
и перегонял другого?

                                                   Мне пришлось не то чтобы догонять Ивана Горшкова, а влезть в его шкуру, оказаться на его месте — это какой-то акт волшебства, цирковой трюк, фокус. Так совпало, что Ваня становился самостоятельным художником
в то время, когда мы в Воронеже открывали галерею современного искусства «Х.Л.А.М.», где я был арт-директором. Галерея была нацелена на работу с молодыми художниками — это Арсений Жиляев, Илья Долгов, Иван Горшков и другие. Это было страшно интересно, это было новое. Я больше всего люблю древнее искусство от архаики до эллинизма и разную народную культуру, я без этого жить не могу. В семидесятые годы
я привык к андеграунду, полному подполью, где единомышленники встречались на каких-то квартирках
и в мастерских, что-то делали там и показывали друг другу. Ребята во многом совпадали с нами, но выставки стали делать уже по-другому — они осваивали публичное пространство, уличные акции, приглашали людей, печатали манифесты.

Сергей Горшков: 

Сергей Горшков, «Золушка», 2025

                                                   Папа всегда был андеграундным хулиганом, по крайней мере, таким представлялся в моих глазах. С раннего детства я видел позитивный образ художника, пример лайфстайла — художником быть очень весело, у тебя веселые друзья, ты что-то придумываешь, хулиганишь, ездишь
за границу, тебе еще иногда и денег дают за все это и пишут
в газетах, какой ты гений. Я прикинул, что это довольно неплохо, классная профессия. Разумеется, на подростковом этапе заниматься тем же, в чем успешен твой отец, казалось совсем не классным, и нужно было постараться, чтобы
не выглядеть папенькиным сынком. Но так было недолго — появилась своя тусовка, заварились какие-то новые процессы. Конечно, став взрослым, отчетливо понимаешь большую роль отца — кто на самом деле был рядом, кто мягко помог тут, а тут не мешал и промолчал, а тут что-то подсказал, и все это очень важно. Сейчас уже можно не выяснять, кто кого и в чем переплюнул, кто в каком статусе. Вот сидим на одном диване, классные ребята, понимающие. Отец — единственный понимающий человек, которого я знаю. С ним можно нормально поговорить, можно нормально сделать выставку — так, запросто.

Иван Горшков: 

Сергей Горшков, «Танец», 2025

                                                   В последнее время меня завораживала почти волшебная работа Ивана, когда он извлекал из интернета какие-то казусы, фотожабы, и превращал их из низменного
в нечто высокодуховное. То, что все нормальные молодые художники печатают с флешки на принтере, я должен был сделать с помощью топора, пилы и долота, симулировать
3D-печать. Когда я делал эти рельефы, то представлял, что я робот, что я компьютер, что я программа. Получалось какое-то бесконечное перевоплощение — вылезаешь из его шкуры, возвращаешься в свою, чтобы взглянуть, что получилось, и опять залезаешь в его шкуру, чтобы доделать до конца, и так живешь довольно долгое время, и это страшно интересная игра.

Сергей Горшков: 

Экспозиция выставки «Горшков²»

Сергей, какой у вас любимый проект Ивана
или любимая работа? 

Иван Горшков, 
#6 и #8 из серии «Такие девчонки», 2025

                                                   На этот вопрос очень хорошо ответила моя жена — у Вани есть такое свойство, что каждую выставку, каждый проект он как бы создает заново. Приходишь, что-то ожидая и зная его старые работы, и видишь, что он превзошел твои ожидания. Он всегда что-то придумывает, всегда в поиске. На одной из первых его выставок в Москве, на молодежной площадке Винзавода «Старт» он впервые показал сварные скульптуры из железа, и это было здорово. Они были некрашеные, а на следующий раз были покрашены, а потом деформированы. И это процесс, который продолжается до сих пор, — такие дрожжи, все бурлит, все меняется. У меня есть его рисунки начиная с пятилетнего возраста, я их подписываю и складываю по папочкам, собралась целая коллекция, я их даже показывал на своих выставках — какие-то насекомые, всякие смешные штуки. Благодаря этой коллекции я вижу Ваню целиком, все периоды от детского до взрослого. Мои любимые работы принадлежат к разному времени: абстрактные картины 2006-2007 годов я вешаю на стены, железная скульптура 2015 года стоит у меня в саду. Мне страшно интересно видеть, как он меняется. И растет, растет, растет.

Сергей Горшков: 

Иван Горшков, 
детали #6 и #8 из серии «Такие девчонки», 2025

Иван, а у вас?

                                                   Несколько лет назад отец сделал серию деревянных рельефов в его характерной манере  — женские портреты с инкрустацией бронзовым литьем, просто лица, грубо покрашенные из ведра алкидной краской. Дурацкие в лучшем понимании дурацкости, такой блаженный псевдонаив. И я так обрадовался, потому что это был, на мой взгляд, ренессанс
и взлет синусоиды. Как мне показалось, такое сочетание простоты и точного попадания классно работает — чудо искусства как раз происходит, когда все очень просто, но работает, и высекается какая-то искра. Не успел я подумать, как все, кто нужно, в соцсетях уже увидели это, тоже почувствовали
и поняли.

Иван Горшков: 

То, что все нормальные
молодые художники печатают с флэшки
на принтере,
я должен был сделать
с помощью топора, пилы и долота, симулировать
3D-печать. 

Cергей Горшков 

Какой вопрос задаст Сергей Горшков Ивану?

                                  Как ты себе представляешь
искусство будущего?


Сергей Горшков: 

                                                   Ну, на этот вопрос я давно придумал универсальный ответ — скоро, в ближайшем будущем, все будут делать так, как мы.

Иван Горшков: 

Теперь наоборот — Иван, что бы вы спросили у Сергея?

                                                   Есть риторический вопрос, который всегда задают, — неужели будет что-то лучше, чем сейчас?
Но если без шуток, самый главный вопрос я задаю и папе,
и себе — насколько мы во всей этой истории родственники, насколько коллеги, насколько компаньоны.

Иван Горшков: 

Сергей Горшков,
«
Сон в фикусе», 2025

Сергей Горшков, фрагмент «На районе», 2025

Позволю себе переформулировать и дополнить вопрос Ивана: Сергей, что изменится в отношениях двух художников Горшковых после этого проекта? Не поссоритесь ли?

                                  Я думаю, что нет. Может быть,
я слишком романтизирую профессию художника, но с Иваном никогда не было никаких сложностей. Когда мы оба работаем
в галерее «Х.Л.А.М.» и вместе делаем выставки, у нас никогда
не доходит до драки. Думаю, мне просто везет в жизни —
с сыном повезло, с женой повезло, с внуками повезло,
с друзьями, с галереями. Так что мы не поссоримся.

Сергей Горшков: 

Иван и Сергей Горшковы с работой Сергея «Праздничный стол»

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}