Blueprint
{"points":[{"id":10,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":12,"properties":{"x":0,"y":-846,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":11,"properties":{"duration":41.9,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
T

Бутерброд с искрой

текст:

петр иванов

Недавно в Лиссабоне прошел запуск Sparkle, проекта, который объединяет современное искусство и гастрономию. Каким вышел первый поп-ап-ужин, рассказывает арт-менеджер Петр Иванов.

Афиша Sparkle

К хорошему привыкаешь

Арина Романцевич была гастроэнтузиастом, сколько я ее знаю. В Москве она запустила традицию ежегодных арт-бранчей журнала «Диалоги искусств», провела несколько гастроужинов в сотрудничестве с художниками для ММОМА, в котором работала менеджером по развитию. А какие ужины она устраивала у себя дома, собирая на них друзей и коллег из сферы искусства! Ждал я их с нетерпением, хоть и все время опаздывал — с охапкой блинов в руках и игристым под мышкой. Стоит ли удивляться, что я отправился в Лиссабон, как только услышал, что Арина снова собирает друзей на ужин, да еще и в коллаборации с художником Иваном Земой?

Новый друг между старых двух

Переехав в Лиссабон, Арина не отказалась от идеи собирать единомышленников, ценящих искусство и еду, тем более что и атмосфера для этого оказалась максимально благоприятной. «Люди вокруг меня поверили в идею, стали толкать меня на старт. Все случилось в первую очередь благодаря поддержке», — вспоминает Романцевич. Правда, прежде чем поделиться своими ценностями с местным сообществом, нужно было в него влиться: «Помогли посещение вернисажей выставок, новых кафе, фестивалей» — да и в целом формулу успеха Арина видит в открытости и уважении к чужой культуре и языку. Об успешности стратегии легко судить по тому, какая разная публика собралась на первом ужине Sparkle. Большая радость для организаторов, которые хотели создать не мероприятие «для своих», а пространство для диалога.

Работы Ивана Земы с выставки

Дворца заманчивые своды

И раз уж мы заговорили о пространстве, самое время упомянуть, что первый ужин Sparkle прошел в Palacio do Grilo (Дворце герцогов), построенном еще в 1760 году для первого герцога Лафойнша — Педру Энрике де Браганса (между прочим, внука португальского короля Педру II). В 2020 году пустовавший дворец выкупил французский архитектор и бизнесмен Жульен Лабрус, решивший открыть здесь ресторан с театральными перформансами. Жульен, также владеющий парижскими кабаре «Элизе-Монмартр» и театром «Трианон», привлек к работе над интерьерами дворца художника Оливье Урмана и куратора Эльзу Кикионе. Так в стенах XVIII века прописались объекты современного дизайна и искусства. Идеальное пространство для арт-ужина, сказали бы мы. Не совсем, решил Иван Зема и внес временные, но решительные коррективы. А именно — засыпал пол свежим сеном и натянул повсюду бельевые веревки, на которых развесил имитирующие белье шифоновые полотна со своими работами. «[В Лиссабоне] люди вывешивают вещи после стирки за окна, по городу можно увидеть разное белье. Мне это напомнило о моем детстве, когда мы с мамой вывешивали белье на балкон, — рассказывает о выставке Ваня. — Для меня это очень интимный момент открытости внешнему миру. Это очень перекликается с моим проектом».

Творчество и дружба

С Иваном Земой я дружу давно и рад, что проект Freedom, над которым он работает уже продолжительное время, был показан публично в формате выставки, хотя часть работ я уже видел год назад в Москве, на домашней вечеринке. Freedom начался как порыв художника соединиться с природой и исследовать свои ощущения, но вскоре художник вышел из кадра и начал снимать своих друзей и других желающих поучаствовать в проекте.


Ваня выбирает захватывающие локации и просит своих героев взаимодействовать с природой: окунуться в соляное озеро, залезть на дерево и обнять кору, ползать по песку. Действия превращаются в перформанс, а изображения — в его документацию. Как признается Ваня, «для многих это большой прорыв в принятии своего тела и собственной сексуальности. Многие благодарны за это и делятся своими открытиями, новыми чувственными опытами».


Вечер и начинался и заканчивался опытом максимально интимным: художник встречал гостей и разувал их, а уже после ужина происходило омовение ног. «Это такой интимный, заботливый, доверительный и чуткий момент, я и не мог помыслить, что это принесет мне и гостям столько удовольствия. Если вы не мыли своему любимому человеку ноги, советую попробовать».

Иван Зема

Творчество и сотрудничество

Ваня хотел задействовать все органы чувств гостей, так что не обошлось без саунд-арта и даже ароматов, созданных при участии чешского парфюмерного ателье Ether Perfumes. А шифоновая имитация одежды, на которой были напечатаны фотографии, сшита португальским брендом нижнего белья Nkd You. В полупрозрачных платьях того же бренда Ваня и двое перформеров взаимодействовали с инсталляциями, которые разместились в пяти комнатах дворца.


И все же главным соучастником в рамках арт-ужина обязана была стать шеф-повар Ума Акаева, подготовившая меню, вдохновленное работами Земы.


Слияние и поглощение

Босые гости, усевшись за длинные столы, начали с закуски, вдохновленной фотографиями соляного озера: цукини со свежей зеленью и мидиями, утопающими в нежном сливочном соусе. Главное блюдо — лосось с морковкой, по словам Умы Акаевой, воплощает спрятанную в хрупкости силу: «Как и у персонажей на работах Вани. Сила и нежность». Завершил ужин десерт, на который Уму вдохновил запах сена и детские воспоминания: «Моя мама в детстве, когда мы возвращались с прогулок по полям, пекла песочное печенье. Я звала его „крошка“ и часто участвовала в приготовлении. На ужине у нас получилась та самая крошка с хурмой и мисо карамель».

Новое начало

Успех первого ужина Sparkle убедил Арину, что опыт объединения современного искусства и гастрономии стоит продолжать, прежде всего ради ненавязчивого нетворкинга — ведь гости мероприятия не просто получали гастрономическое и эстетическое удовольствие, они знакомились, общались, обменивались идями.


А значит, впереди новые встречи. Каждый ужин — новый повар, новый художник, новая локация и новая тема. Отчасти это творческий вызов, отчасти — творческий поиск. Как объясняет сама Арина: «Нужно провести еще несколько событий, чтобы определить окончательный вектор. Прошлые годы научили нас быстро меняться. Сейчас этот навык снова очень полезен. Хочется дополнять португальскую арт-сцену и стать ее частью».

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}