«Тренинг фантазия»
В середине апреля в краснодарской «Типографии» — главном месте силы и современного искусства в городе — открылась выставка «Тренинг Фантазия» с работами российских и западных художников. Собранная в рамках поп-ап-фестиваля немецкой культуры (часть участников живет и работает в Берлине), она похожа на психотерапевтическую сессию, посвященную страхам и тайным желаниям. 11 блоков «тренинга» — объекты искусства разных годов, в совершенно разных медиа от видео до перформанса — ставят зрителей перед актуальным вопросом «А отчего мне не по себе?». Им задалась и побывавшая на открытии Арина Романцевич.
Арнелл Джардин
Не по себе в последние годы становится все чаще, а уж в 2020-м и 2021-м — тем более. Кураторы и художники «Тренинга Фантазии» решили дополнительно вывести зрителей из зоны комфорта, столкнув со странным, чужеродным и непонятным. «Ощущение „не по себе“ не надо прогонять, нужно тренироваться, фантазировать внутри него, и оно трансформируется», — считает сокураторка выставки Марианна Кручински. По ее словам, не стоит пытаться сложить все работы в единое повествование: напротив, каждая дает новую позицию для фантазирования о странном, сверхъестественном и даже пугающем.
Сам вход на выставку — металлическая рамка, похожая на те, что стоят в торговых центрах и аэропортах, — встречает синим экраном с предложением подойти поближе, закрыть глаза, поднять голову, лицо и открыть рот. Это работа художника и разработчика программного обеспечения Вали Фетисова User flow, который искусственно создает ситуации для исследования человеческих реакций. Готовы ли вы проглотить порцию неизвестной жидкости на входе в центр современного искусства? Мы с шеф-редактором The Blueprint Ольгой Страховской — да (оказалось, что это просто вода).
Валя Фетисов «User flow»
Сиприен Гайяр «Деснянский район»
Следующее испытание — знаменитое получасовое видео французского художника Сиприена Гайяра «Деснянский район», которое до этого показывали на биеннале «Манифеста» в Санкт-Петербурге и на выставке работ из коллекции Государственного центра изобразительных искусств Франции в ММОМА. Снятое в 2007 году, работает оно все так же наотмашь. Нечеткая проекция об архитектуре, у которой было конкретное предназначение, а потом исчезло, о людях, которые, собираясь большими группами, превращаются в агрессивную толпу и теряют свое человеческое лицо, о разрушении здания и потере его социального значения. Само понятие цивилизации здесь ставится под сомнение; лишь пройдя этот этап, можно попасть в зал с основной экспозицией.
Софа Скидан
Куратор ММОМА Анна Журба, тоже приехавшая в Краснодар на открытие «Тренинга», считает это отличным кураторским ходом: «По силе воздействия, в том числе на самого неподготовленного зрителя, что для меня всегда важно, — это работа просто невероятная». Весь выставочный проект она сравнивает с точно настроенным калейдоскопом, где и география работ, и их очень разная тональность позволяют создать объемную картинку. На вопрос, отчего ей самой в 2021 году не по себе, Журба признается, что не по себе ей сейчас почти все время. «Интересно, есть ли вообще кто-то, кому по себе. Но, наверное, самое главное — это тотальная подмена понятий, сбивающая на своем пути все ориентиры».
Своего рода игрой с идентичностью и способностью зрителя идентифицировать увиденное можно назвать и куда более умиротворяющую работу художницы и инструктора по йоге Софы Скидан. Видео, где Софа закручивается в небывалые узлы где-то в скалистой местности, проецируется на ткань, увенчанную остатками предметов, прежде имевших значимость. В них угадываются кусочки дерева, пластика. Так же, как в монументальном пейзаже — очертания тела художницы.
Софа Скидан
О силе природы, которая пробьется сквозь все, вопреки человеческой жестокости, говорит и работа новороссийской художницы Катерины Вербы «Реабилитация кипариса» — пронзительный способ рассказать историю депортации крымских татар в одну из майских ночей 1944 года. В качестве метафоры художница использует историю о вырубке кипарисов в Крыму по приказу Сталина (якобы в них могли прятаться потенциальные убийцы вождя). Собирая семена кипарисов, Катя выращивает новые деревья, чтобы потом высадить их навстречу дубам, которые знаковый художник XX века Йозеф Бойс сажал по дороге из Касселя к российской границе. Бойса, в то время стрелка немецкого бомбардировщика, в 44-м сбили под Крымом — и по его персональной легенде спасли его именно крымские татары, оборачивая его обожженное тело в жир и войлок.
Катерина Верба «Реабилитация кипариса»
В проекте Вербы представлены архивные материалы, войлок, саженцы кипарисов и кипарисовые балки, оставшиеся от домов переселенцев. «Удивительно, что, когда кипарисовую балку занесли в тепло центра „Типография“, в ней начали расти грибы, и ненужный артефакт прошлого будто ожил и стал почвой для новой жизни», — замечает еще один гость выставки, куратор и арт-критик Александр Буренков. Многосоставная работа становится для художницы практикой осмысления истории семьи, через которую она приходит к восстановлению: любой посетитель выставки может взять собранные ей семена кипариса и вырастить дерево самостоятельно.
Но, пожалуй, самым интригующим и мультимедийным событием «Тренинга» стал перформанс Алексея Таруца Golden hits, тизер которого (бейсболка с вложенным в нее айфоном, на котором транслировалось черно-белое видео) лежал на полу посреди выставочного пространства, вызывая недоумение у посетителей. Экспонат ли это? И что все это значит? Ответы обещали дать на следующий день, выдав гостям выставки координаты на гугл-карте. Цифры вели в глубины краснодарского парка 30-летия Победы, к недостроенному бетонному замку. А оттуда на «икарусе» под навязчивый писк парктроника и карканье ворон из динамиков — в Дом книги в центре города, частично занятый продавцами янтаря и сувениров, а также выставкой кошек. Там, на фоне барельефа об истории письменности, Алексей триста раз ударил себя айфоном по голове, чтобы избавиться от контентной зависимости. Неподалеку в декорации кошачьей выставки затесался плюшевый замок-когтеточка. Был ли он по достоинству оценен котами, мы не знаем.
Алексей Таруц «Golden hits»
Так многочастная работа складывается в одну: в «кошачьем доме», так же странно смотрящемся в Доме Книги, как и перформанс Таруца, лежит все та же бейсболка с айфоном, а на нем — видео с дрона, разбитого о стены того самого недостроенного замка в парке. Огромный архитектурный урод, стоящий на живописной набережной реки Кубань, строили как развлекательный центр, но так и не завершили. Здание не стало функциональным. Дрон, запущенный художником, врезается в это чудовище, утрачивая свою единственную функцию. Так абсурдность ситуации сворачивается в кольцо: недостроенный замок — предупреждающий сигнал парктроника — освобождение от контентной зависимости с помощью айфона — замок для кошек — последнее в жизни дрона видео. «Золотые хиты» — повторение привычных, но потерявших смысл строк.
Алексей Таруц «Golden hits»
С каждым новым объектом на выставке раскрывается представление о страхе и внезапно настигнувшем нас всех опыте нестабильности — будь то столкновение со стихией, старением, насилием или новым вирусом. Художники и кураторы изучают, как изменения в нашем повседневном опыте могут изменить опыт знакомства с искусством. Какими инструментами — литературными, техническими, визуальными — мы можем воспользоваться сейчас, какие практики — научные, философские и политические — нам пригодятся, чтобы понять мышление других (в том числе кошек). Каким образом может проходить пересборка личного, коллективного и исторического опыта, ставя их под сомнение. По сути — рассматривают текущую ситуацию нестабильности как продуктивный ресурс для размышлений. И приходят к выводу: то, что нам от многого не по себе — нормально, и в этом нас ждет свобода.