Третий не лишний
В «ГЭС-2» вчера открылись три выставки — «Краткая история отсутствия», «Облачное хранение» и «Чародеи», в которых команда дома культуры продолжает исследовать отношения между зрителями, произведениями искусства, их авторами и пространством, в котором они находятся. The Blueprint выбрал из них по одной работе, которая может служить ключом ко всей выставке.
кликайте на названия выставок, чтобы узнать больше
«Краткая история отсутствия»
«Облачное хранение»
«Чародеи»
Тимур Новиков и Иван Сотников у только что созданного ноль объекта. 1982
Тимур Новиков и Иван Сотников у только что созданного ноль объекта. 1982
Облачная комиссия. Серия «Вознесение наблюдателя». 1993-1996
Мика Плутицкая. «Девочка, с которой ничего не случится». 2020-2021
Выставка с работами Джона Кейджа, Павла Филонова, Ивана Чуйкова и Виктора Пивоварова и еще десятка художников, — по сути исследование самого понятия «произведения искусства в музее». Обязательно ли ему нужна подпись? А зритель? А автор? Некоторые экспонаты «Краткой истории отсутствия» выполнены анонимными художниками, у некоторых убраны названия, а одна из ключевых работ — фотография художников Тимура Новикова и Ивана Сотникова у только что созданного ими «Ноль-объекта» в 1982 году.
Выставка с работами Джона Кейджа, Павла Филонова, Ивана Чуйкова и Виктора Пивоварова и еще десятка художников, — по сути исследование самого понятия «произведения искусства в музее». Обязательно ли ему нужна подпись? А зритель? А автор? Некоторые экспонаты «Краткой истории отсутствия» выполнены анонимными художниками, у некоторых убраны названия, а одна из ключевых работ — фотография художников Тимура Новикова и Ивана Сотникова у только что созданного ими «Ноль-объекта» в 1982 году.
Поскольку архивы, дневники и вообще — работа с темой коллективной и частной памяти в нынешние непростые времена будет пользоваться особым спросом, в «ГЭС-2» показывают одних из самых остроумных художников, интересующихся этим вопросом. «Облачное хранение» — это диалог художников двух поколений. С одной стороны — группа «Облачная комиссия», объединение художников, в 1990-е занимавшихся концептуальным пародированием архивной и научной дестельности в СССР, с другой — молодые художники Полина Абина и Алексей Себякин, которые работают уже с цифровыми архивами.
Смотр того, как молодые художники — Мика Плутицкая, Надежда Бахшиева с Анной Поспеловой, Слава Нестеров, Руслан Поланин и Михаил Максимов — работают с темным фольклором. Каждый из них интересуется определенной стороной фантастического, сверхъестественного, ужасного и их проявлениями в истории, советском фольклоре и новой цифровой реальности. Одна из самых интересных работ на выставке — серия Мики Плутицкой, участницы недавнего аукциона Cosmoscow «Девочка, с которой ничего не случится».
Облачная комиссия. Серия «Жизнь без людей»
Слава Нестеров. «Песнь 1. Великий сон». 2022
Полина Абина и Алексей Себякин. Кадр из видео «Все, что вы сделали, было хорошо, и солнышко сияет»
«Облачная комиссия» была основана в 1992 году художниками Аркадием Насоновым (младшая линия концептуалистов — как сейчас принято говорить) и Дмитрием Лигейросом, после того как к ним в руки попало «Руководство для определения облачных форм» 1930 года, изданное Главной геофизической обсерваторией под руководством Облачной комиссии ГГО. Пройти мимо такого роскошного названия было совершенно невозможно. Тут же было принято решение о создании новой уже художественной «комиссии», которая по структуре напоминала бы какое-нибудь типичное советское бюро или министерство, а на деле занималась бы документацией явлений, которые ей совершенно точно не поддаются, — снов, а также исчезающих культурных мифологем СССР и совсем свежих реалий новой страны. Бюрократия была тут же разведена в настоящих советских масштабах — в группу вступило полторы сотни комиссаров-художников, включая, например, Влада Мамышева-Монро и Ольгу Чернышеву. Каждый получил бюллетень, порядковый номер, официальные бланки, и художники с упоением предались «научной деятельности» — вслед за старшими коллегами из «Коллективных действий» выезжали на хэппенинги в Подмосковье, изучали изменения погодных условий и считали, сколько улиц в дачных поселках названо в честь поэтов и писателей. В «ГЭС-2» в том числе можно увидеть живописные плоды изысканий «Комиссии».
Серия Плутицкой (сто небольших портретов) — часть ее большого художественного проекта, посвященного советской коллективной памяти и детству. Отправной точкой для «Девочки, с которой ничего не случится» стал образ Алисы Селезневой из цикла повестей Кира Булычева, советского варианта «Звездных войн» и символа великого и светлого советского будущего. «Первая опубликованная повесть об Алисе Селезневой называется „Девочка, с которой ничего не случится“. Я задумалась — а что должно было или могло случиться с девочкой, которая путешествует по вселенной без взрослых? Или она попала в странное время, в котором с ней ничего никогда не случится и она так и будет пребывать в безвременье?» — говорит Плутицкая, намекая на то, что оптимистичный советский миф, возможно, идеальная фактура для фильма ужаса. Надо сказать, что в нахождении таких параллелей Плутицкая мастер — так, например, для выставки «Типовой проект», который проходил на «Фабрике» в 2021 году, она срифмовала хоррор «Солнцестояние» Ари Астера и документальные снимки из пионерских лагерей. Эффект был впечатляющий.
Основатель петербургской Новой Академии Изящных искусств, товарищ Сергея Курехина и Сергея Соловьева, лидер группы «Новых художников» (наш ответ немецким «Новым диким») Тимур Новиков историю своего движения отсчитывает как раз с выставки 1982 года и создания первого «Ноль объекта». Тогда на одной из немногих разрешенных выставок художников нон-конформистов Новиков и его коллега Сотников заявили, что дырка в экспозиционном стенде — это и есть их произведение. Хулиганством Новикова и Сотникова тогда были шокированы даже видавшие практически все старшие товарищи по андеграундному движению, но сами художники поняли — оно. Дальше было объявлено о создании «ноль-культуры», а ее художники стали «нолевиками». «НОЛЬ ОБЪЕКТ — ничего в прямом смысле, но в то же время зрим, так же экспонирован на стене, как и его соседка — традиционная живопись» — писали они потом в манифесте движения. Выставка в ГЭС-2 — это, конечно, продолжение этого разговора.
Основатель петербургской Новой Академии Изящных искусств, товарищ Сергея Курехина и Сергея Соловьева, лидер группы «Новых художников» (наш ответ немецким «Новым диким») Тимур Новиков историю своего движения отсчитывает как раз с выставки 1982 года и создания первого «Ноль объекта». Тогда на одной из немногих разрешенных выставок художников нон-конформистов Новиков и его коллега Сотников заявили, что дырка в экспозиционном стенде — это и есть их произведение. Хулиганством Новикова и Сотникова тогда были шокированы даже видавшие практически все старшие товарищи по андеграундному движению, но сами художники поняли — оно. Дальше было объявлено о создании «ноль-культуры», а ее художники стали «нолевиками». «НОЛЬ ОБЪЕКТ — ничего в прямом смысле, но в то же время зрим, так же экспонирован на стене, как и его соседка — традиционная живопись» — писали они потом в манифесте движения. Выставка в ГЭС-2 — это, конечно, продолжение этого разговора.
Мика Плутицкая, 2020-2021