Blueprint
T

10 уличных художников

Текст:

Михаил Кузнецов

26 марта в «Гараже» открывается долгожданная большая выставка «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена». В ней участвуют нижегородские художники Максим Трулов и Ксюша Ласточка, за которыми The Blueprint наблюдает давно и пристально и которые даже создавали фигурки для нашего вертепа. Вспоминаем еще 9 главных имен нового поколения уличного искусства, за которыми стоит следить.

Трулов и Ласточка

Нижегородские художники Ксюша Ласточка и Максим Трулов называют себя уличными иллюстраторами и используют в основном монохромные изображения. Авторы создали свою вселенную персонажей: от великанов, живущих на норвежских побережьях, до скейтеров в маленьких канадских городах. Героев можно было встретить в нижегородской галерее Futuro, на Cosmoscow и самого главного, восьмиметрового исполина в горах Сочи на площадке Flacon на высоте 1170 метров. А скоро их работы можно будет увидеть на выставке «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена» в музее «Гараж».


Одно из знаковых событий пары — это выставка Ксюши «Времени больше нет» 2019 года, которая была посвящена депрессивному периоду в жизни художницы. Каждый гость мог приносить на выставку предметы, которые были связаны с плохими воспоминаниями, и складывать их в гроб. Под конец выставки деревянный саркофаг сожгли. Впрочем, настоящий катарсис наступил через пару недель после выставки, когда художницу экстренно госпитализировали в психиатрическую больницу (позже там даже была выставлена часть экспозиции).

0331с (Евгений Оззик)

Работы 0331c можно увидеть на улицах Москвы — гигантские рисунки, выполненные воздушными шарами и сажей, огнетушителями и горелками. А еще Евгений Оззик украшает деревья, разбросанные по столичным паркам. На здоровых деревьях он вешает многоквартирные скворечники, а больные стволы, разрисовывает портретами героев — в том числе из славянской мифологии.

По словам самого художника, граффити наполнены первобытным инстинктом, который хранит вневременной характер искусства. Предки пользовались копотью факела, потомки распыляют краску на расстоянии, отдавая дань первобытной культуре. Одна из его самых известных серий работ — это 133 фарфоровые статуэтки, объединенные концепцией вафельного забора ПО-02 — с обязательным граффити на них, конечно же.

Стас Добрый

Москвич Стас Добрый рисует в формате, приближенном к наивному искусству, и обычно использует в своих работах не более двух цветов. Простые формы своих антропоморфных персонажей он противопоставляет сложной и запутанной структуре мегаполисов. В графических сериях сложно угадать социальные мотивы, но шрифтовые работы более четко выражают позицию художника. Среди самых ярких можно увидеть политический контекст искусства: «Р убыль», «ПО | БЕДА», «ВОР УЮТ». «Все, что происходит в стране, так или иначе выливается на стены. Это — зависимость. Глупо ее не видеть или отрицать. Искусство, которое не имеет весомых социальных пластов, — декоративное искусство и всегда будет искусством только наполовину», — говорит художник.

Красил Макар

География творчества Макара – почти три тысячи километров от Перми до Красноярска. Биография – загадка. Сам он утверждает что прожил уже 130 лет, и большую часть из них работал в селе красильщиком, до того как перебрался в Екатеринбург. Сказка, разумеется ложь, но но своими работами Красил Макар действительно возвращает актуальность позабытой школе традиционной урало-сибирской художественной росписи. Художника любят музеи и большие институции: один из самых ярких проектов художника — это надувной батут 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства, который стал хитом выставки.

Иван Серый

Нижегородский уличный художник Иван Серый известен своими скульптурными инсталляциями «Маленькие миры», которые он размещает на улицах Нижнего Новгорода. Обычно он строит на месте выпавшего из стены кирпича «кукольную» комнату со своей уникальной историей. Одна из самых популярных комнат «Позвони маме» с бабушкой и котом обратила внимание на одиночество пожилых людей и равнодушие близких. В 2019 году художник стал куратором микрогалереи Futuro Minor, которая расположилась на втором этаже галереи Futuro и занимает место размером 30×30×60 сантиметров. В марте этого же года состоялась первая персональная выставка Ивана «Окраина», фантазирующая о российском постапокалипсисе. Центральной фигурой экспозиции стал трехметровый гопник-мутант.

Илья Мозги

Художник из Екатеринбурга начал вдохновляться сначала свободой хип-хопа, затем рекламными билбордами и лайтбоксами. Но быстро устав от рекламного шума, Илья от классических граффити-шрифтов ушел в минималистичный черный текст на белом фоне. Благодаря этому его искусство, напоминающее копирайтинг, стало базироваться на слоганах, которые касаются каждого: «WORK OR МОРГ», «Над ипотекою во ржи», «Земля обетонванная», «В нас тупление».

В январе 2020 года Илья попал в британский альманах Street Art Саймона Армстронга. В книгу включили его работу Noterday, в которой уральский художник переработал слово yesterday, заменив yes на no. В мае 2019 года Илья создал в Екатеринбурге кубик Рубика с надписью «Все зря», а в декабре успел поругаться с брендом Cropp, обвинив их в незаконном использовании его работы с фестиваля «Карт Бланш».

Никита Номерз (Никита Кузнецов)

Художник из Нижнего Новгорода ищущий в городе человеческие черты. Трещина в штукатурке становится кривой ухмылкой ртом, а дверь и окно становятся ртами открытыми в безмолвном крике.


С 2017 года Никита с друзьями начал делать один из главных уличных фестивалей искусства «Место». На закрытии в 2018-м Никита презентовал документальный фильм «В открытую», который снимал около семи лет. В съемках участвовали более 60 российских художников и граффити-райтеров.

FFCHW

Пермский художник FFCHW на протяжении многих лет — одна из самых загадочных персон российского стрит-арта, никто не знает его имя, а интервью он дает исключительно через Facebook. Он любит изображать животных и борется за экологию, и в своей типичной черно-белой палитре всегда остро реагирует на политические события: например, в августе 2020 года он создал рисунок Keep a safe distance, намекнув на митинги в Беларуси. Часто он совершает и оммажи Banksy — как с излюбленным мотивом легендарного граффитчика, крысой, которую уже FFCHW в конце 2019-го разместил на электрическом щитке.

«Явь» (арт-группа)

Петербургская арт-группа «Явь» сегодня одни из самых главных экспериментаторов уличного искусства. В мае 2020 года они представили серию виртуального уличного искусства «Генезис» — девять стрит-арт-работ, которые можно увидеть только с помощью «Гугл-карт», на которых они обыгрывали знаменитые произведения искусства — например, спортсменов Казимира Малевича, которых они расставили подальше друг от друга, соблюдая социальную дистанцию.

Главный вклад в российское уличное искусство арт-группа сделала после выпуска приложения AR Hunter, которое с помощью технологии дополненной реальности восстанавливало утраченные рисунки и граффити в Санкт-Петербурге. До этого они успели отличиться тем, что тайно пробрались в Музей стрит-арта и там изобразили работников коммунальных служб, которые закрашивают уличное искусство. А еще стоит не забывать их работу в поддержку жертв домашнего насилия.



Миша Маркер

Петербургский уличный художник под псевдонимом Миша Маркер заранее готовит картины и плакаты, а затем вешает их на улицу. Обычно арт-объекты держатся не больше 10 минут, но этого хватает, чтобы растиражировать сообщения в интернете. Так, в марте 2018 года Миша повесил в центре города плакат по мотивам фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», ультимативно заявив, что если задавать все российские вопросы, то билбордов не хватит. Миша периодически чередует изобразительное искусство с текстом. Стоит вспомнить его иронию над православными активистами и сотрудниками МВД. А одна из последних работ, сделанная в конце 2020 года, представляет собой белый плакат с лаконичной фразой «Пир во время Я/МЫ».

Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен

{"width":1200,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}
[object Object]