Blueprint
T

Объективный оптимизм

ФОТО:
ВЛАДИМИР ЛАГРАНЖ/ГАЛЕРЕЯ ЛЮМЬЕР

В московской галерее «Люмьер» открылась выставка классика отечественной фотографии Владимира Лагранжа «Отпечаток эпохи». На самом деле эпоха на ней не одна — оттепель сменяется застоем, но представленные на выставке работы этой перемены почти не фиксируют. Лагранж остается на них «фотографом оттепели», продолжая наблюдать за частной жизнью советского человека.

Владимир Лагранж работал в фотохронике ТАСС, был спецкором журнала «Советский Союз», но из всех официальных фотографов был, возможно, самым неофициозным, что привлекало к нему внимание зарубежных изданий и агентств — Лагранж сотрудничал, в частности, с французскими Paris Match и Sipa Press.


Владимир Лагранж, "Голуби мира", 1962

«Голуби мира», 1962

Его интересовали дети и влюбленные, школа, улица, поэзия обыденности. Даже Кремль на одном из самых известных снимков Лагранжа оказывается фоном для радостных молодых людей и голубей, взлетающих над ними в просторное чистое небо. А для репортажа с кремлевского концерта он выбирает антракт, фотографируя позирующих с биноклями девочек, которые, очевидно, очень хотят быть похожими на мам.

Владимир Лагранж, "Антракт", 1965
Владимир Лагранж, "Москва. УРок в школе", 1970-е

«Москва. Урок в школе», 1970-е

«Антракт», 1965

«Вратарь», 1961

Владимир Лагранж, "Приближение эры компьютеров / Плюс или минус", 1979

«Приближение эры компьютеров / Плюс или минус», 1979

Снимая рабочих и служащих, Лагранж не воспевает «трудовой подвиг», а решает пластические и поэтические задачи — фото сотрудников конструкторского бюро, склонившихся над макетами и чертежами новой «Волги», напоминает супрематическую композицию, монтажник ЛЭП издалека похож на птицу на проводах, а снимок рыбаков Байкала захватывает динамикой.


Владимир Лагранж, «Лекало, ластик, карандаш. Новая модель "Волги"», 1969
Владимир Лагранж, «Дирижер», 1969

«Лекало, ластик, карандаш. Новая модель "Волги"», 1969 (слева)
«Дирижер», 1969 (справа)

Владимир Лагранж, «Под куполом неба», 1969

«Под куполом неба», 1969

Владимир Лагранж, «Рыбаки Байкала», 1969

«Рыбаки Байкала», 1969

Владимир Лагранж, "Озеро Нарочь. Кораблик / Ассоль", 1980
Владимир Лагранж, "«На краю Земли | "…А шар земной — он выкруглен для счастья!"», 1960-е

«Озеро Нарочь. Кораблик | Ассоль», 1980 (слева)
«На краю Земли | "…А шар земной — он выкруглен для счастья!"», 1960-е (справа)

О Лагранже принято говорить как о гуманисте и фотографе, который не приукрашивал советскую действительность. Пожалуй, это не совсем так — все-таки приукрашивал, просто на свой, человеческий, лад. Хотя, глядя на его снимки сегодня, можно заметить не только романтику оттепели и виртуозное решение композиционных задач. Конечно, в них нет и не могло быть явного «негатива», но иногда за оптимизмом вдруг проступает меланхолия, как, например, на знаменитой фотографии маленьких балерин, словно бы прижатых к станку рукой наставницы, — и это тоже часть «отпечатка эпохи».


Владимир Лагранж, "Юные балерины", 1962

«Юные балерины», 1962

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}