Объективный оптимизм
ФОТО:
ВЛАДИМИР ЛАГРАНЖ/ГАЛЕРЕЯ ЛЮМЬЕР
В московской галерее «Люмьер» открылась выставка классика отечественной фотографии Владимира Лагранжа «Отпечаток эпохи». На самом деле эпоха на ней не одна — оттепель сменяется застоем, но представленные на выставке работы этой перемены почти не фиксируют. Лагранж остается на них «фотографом оттепели», продолжая наблюдать за частной жизнью советского человека.
Владимир Лагранж работал в фотохронике ТАСС, был спецкором журнала «Советский Союз», но из всех официальных фотографов был, возможно, самым неофициозным, что привлекало к нему внимание зарубежных изданий и агентств — Лагранж сотрудничал, в частности, с французскими Paris Match и Sipa Press.
![Владимир Лагранж, "Голуби мира", 1962](/upload/30550/vms/d1f0afc32373c249a37b418f92384df3_small.jpg)
«Голуби мира», 1962
Его интересовали дети и влюбленные, школа, улица, поэзия обыденности. Даже Кремль на одном из самых известных снимков Лагранжа оказывается фоном для радостных молодых людей и голубей, взлетающих над ними в просторное чистое небо. А для репортажа с кремлевского концерта он выбирает антракт, фотографируя позирующих с биноклями девочек, которые, очевидно, очень хотят быть похожими на мам.
![Владимир Лагранж, "Антракт", 1965](/upload/30550/vms/de789eb1861fbd61aa7b815d9c31df88_small.jpg)
![Владимир Лагранж, "Москва. УРок в школе", 1970-е](/upload/30550/vms/5323a2bcbe82e7f04ac8271280d76076_small.jpg)
«Москва. Урок в школе», 1970-е
«Антракт», 1965
![](/upload/30550/vms/67340976ce8a513c4cabdf942153c7f1_small.jpg)
«Вратарь», 1961
![Владимир Лагранж, "Приближение эры компьютеров / Плюс или минус", 1979](/upload/30550/vms/9544835d89d483dd4703dfe7b55d6c31_small.jpg)
«Приближение эры компьютеров / Плюс или минус», 1979
Снимая рабочих и служащих, Лагранж не воспевает «трудовой подвиг», а решает пластические и поэтические задачи — фото сотрудников конструкторского бюро, склонившихся над макетами и чертежами новой «Волги», напоминает супрематическую композицию, монтажник ЛЭП издалека похож на птицу на проводах, а снимок рыбаков Байкала захватывает динамикой.
![Владимир Лагранж, «Лекало, ластик, карандаш. Новая модель "Волги"», 1969](/upload/30550/vms/f70b4ece7440b510fbfb87d62bd37284_small.jpg)
![Владимир Лагранж, «Дирижер», 1969](/upload/30550/vms/557c704ae346c57acae02a30384fa310_small.jpg)
«Лекало, ластик, карандаш. Новая модель "Волги"», 1969 (слева)
«Дирижер», 1969 (справа)
![Владимир Лагранж, «Под куполом неба», 1969](/upload/30550/vms/a040131323da714112728abf3bebf721.jpg)
«Под куполом неба», 1969
![Владимир Лагранж, «Рыбаки Байкала», 1969](/upload/30550/vms/3bfbe90515d873408d6f4e7a2d466883_small.jpg)
«Рыбаки Байкала», 1969
![Владимир Лагранж, "Озеро Нарочь. Кораблик / Ассоль", 1980](/upload/30550/vms/a54758eb0d91d52f47f018ba67e00470_small.jpg)
![Владимир Лагранж, "«На краю Земли | "…А шар земной — он выкруглен для счастья!"», 1960-е](/upload/30550/vms/6f836607a86e3f324cc9b16efa251685_small.jpg)
«Озеро Нарочь. Кораблик | Ассоль», 1980 (слева)
«На краю Земли | "…А шар земной — он выкруглен для счастья!"», 1960-е (справа)
О Лагранже принято говорить как о гуманисте и фотографе, который не приукрашивал советскую действительность. Пожалуй, это не совсем так — все-таки приукрашивал, просто на свой, человеческий, лад. Хотя, глядя на его снимки сегодня, можно заметить не только романтику оттепели и виртуозное решение композиционных задач. Конечно, в них нет и не могло быть явного «негатива», но иногда за оптимизмом вдруг проступает меланхолия, как, например, на знаменитой фотографии маленьких балерин, словно бы прижатых к станку рукой наставницы, — и это тоже часть «отпечатка эпохи».
![Владимир Лагранж, "Юные балерины", 1962](/upload/30550/vms/94561d00c18139d71f3f8f919de62826.jpg)
«Юные балерины», 1962