Объективный оптимизм
ФОТО:
ВЛАДИМИР ЛАГРАНЖ/ГАЛЕРЕЯ ЛЮМЬЕР
В московской галерее «Люмьер» открылась выставка классика отечественной фотографии Владимира Лагранжа «Отпечаток эпохи». На самом деле эпоха на ней не одна — оттепель сменяется застоем, но представленные на выставке работы этой перемены почти не фиксируют. Лагранж остается на них «фотографом оттепели», продолжая наблюдать за частной жизнью советского человека.
Владимир Лагранж работал в фотохронике ТАСС, был спецкором журнала «Советский Союз», но из всех официальных фотографов был, возможно, самым неофициозным, что привлекало к нему внимание зарубежных изданий и агентств — Лагранж сотрудничал, в частности, с французскими Paris Match и Sipa Press.
«Голуби мира», 1962
Его интересовали дети и влюбленные, школа, улица, поэзия обыденности. Даже Кремль на одном из самых известных снимков Лагранжа оказывается фоном для радостных молодых людей и голубей, взлетающих над ними в просторное чистое небо. А для репортажа с кремлевского концерта он выбирает антракт, фотографируя позирующих с биноклями девочек, которые, очевидно, очень хотят быть похожими на мам.
«Москва. Урок в школе», 1970-е
«Антракт», 1965
«Вратарь», 1961
«Приближение эры компьютеров / Плюс или минус», 1979
Снимая рабочих и служащих, Лагранж не воспевает «трудовой подвиг», а решает пластические и поэтические задачи — фото сотрудников конструкторского бюро, склонившихся над макетами и чертежами новой «Волги», напоминает супрематическую композицию, монтажник ЛЭП издалека похож на птицу на проводах, а снимок рыбаков Байкала захватывает динамикой.
«Лекало, ластик, карандаш. Новая модель "Волги"», 1969 (слева)
«Дирижер», 1969 (справа)
«Под куполом неба», 1969
«Рыбаки Байкала», 1969
«Озеро Нарочь. Кораблик | Ассоль», 1980 (слева)
«На краю Земли | "…А шар земной — он выкруглен для счастья!"», 1960-е (справа)
О Лагранже принято говорить как о гуманисте и фотографе, который не приукрашивал советскую действительность. Пожалуй, это не совсем так — все-таки приукрашивал, просто на свой, человеческий, лад. Хотя, глядя на его снимки сегодня, можно заметить не только романтику оттепели и виртуозное решение композиционных задач. Конечно, в них нет и не могло быть явного «негатива», но иногда за оптимизмом вдруг проступает меланхолия, как, например, на знаменитой фотографии маленьких балерин, словно бы прижатых к станку рукой наставницы, — и это тоже часть «отпечатка эпохи».
«Юные балерины», 1962