Blueprint
T

Главные выставки

2021 года

Текст:

Михаил Кузнецов

В прошлом году пандемия как будто попыталась поставить культуру на паузу — а сам формат выставок-блокбастеров под угрозу. В 2021 году европейские музеи тем не менее анонсировали немало поводов отправиться в небольшое путешествие.



2020 год здорово ударил и по мировой туристической отрасли, и по сфере культуры, тем самым поставив индустрию культурного туризма в выходные практически на грань исчезновения. Год-два назад на выставки-блокбастеры (обязательно — большого художника, обязательно — в неожиданной подаче) в приятные европейские города отправлялись туристы со всего континента. Сейчас же важнейшим из искусств оказалась микробиология, а стоять в очередях люди готовы разве что на вакцинацию. Шутка ли — в Бельгии впервые за долгое время не маркируют год большим фестивалем в честь отдельного художника. Тем не менее супервыставок в мире запланировали достаточно, а мы выбрали те из них, которые не хотелось бы пропустить. Напоминаем, что в наше непростое время даты открытий могут меняться внезапно и драматически.

2 марта — 1 июня 2021

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва

Выставку-блокбастер пионера видеоарта Пушкинский музей анонсировал еще в далеком 2015 году. Отдельные работы привозили в Москву и в Питер, но такой масштабной ретроспективы у нас не видели никогда: выставка представит более 20 видеоинсталляций о жизни, смерти, времени и о воде — созданные с 2000 по 2014 год. Причем «Квинтет изумленных» (2000), «Огненную женщину» (2005) и четыре работы из серии «Мученики» (2014) в России вообще покажут впервые. Все это происходит в рамках большой программы «Пушкинский XXI», выстраивающей связь между классикой и современностью.

12 марта — 14 июля 2021

Музей Сан-Доменико, Форли

В рамках национального празднования 700-летия со дня смерти Данте Алигьери галерея Уффици откроет грандиозную выставку в музее Сан-Доменико в городе Форли. Именно там в 1302 году правящая гиббелинская семья Орделаффи больше года предоставляла своему вчерашнему врагу — изгнанному из Флоренции белому гвельфу Данте убежище и даже, возможно, работу. Среди работ будут представлены портреты Андреа дель Кастаньо Данте и Фаринаты дельи Уберти, которые хранятся, как правило, в закрытом для публики здании галереи Уффици (в помещении бывшей церкви). Среди других уникальных экспонатов — мраморный бюст Вергилия скульптора XVIII века Карло Альбачини и полотна XIX века тосканского мастера Николы Монти под названием «Франческа да Римини в аду».

29 марта 2021 — 27 марта 2022

Tate Modern, Лондон

Две иммерсивные инсталляции перенесут гостей внутрь головы одной из самых влиятельных художниц современности — Яёи Кусамы. В своих работах японская художница часто применяет иллюзию бесконечности, и за свою карьеру она создала больше двадцати зеркальных пространств — это чаще всего темные комнаты с тысячами небольших огней, как будто переносящих зрителя с поверхности земли сразу в открытый космос. «Бесконечная зеркальная комната» — одно из самых крупных ее произведений. По соседству с ней расположится «Канделябр скорби», создающий иллюзию бесконечной вселенной уже в другой зеркальной комнате, за счет вращающихся хрустальных люстр. Впрочем, все это космическое зазеркалье — прежде всего инструмент, помогающий Яёи погрузить зрителя в свои сложные и яркие переживания.

7 мая — 8 августа 2021

Музей Берггрюна, Берлин

Зимой 1954–1955 годов Пабло Пикассо осуществил свое заветное желание и написал ответ на знаменитое изображение «Алжирских женщин» Эжена Делакруа. За три месяца испанский художник создал серию из пятнадцати картин, а также сотни рисунков и литографий. Музей Берггрюна — единственный музей в Европе, в котором можно увидеть картины из этой серии. Помимо произведений из цикла Femmes d’Alger на выставке также будут представлены работы, которые вдохновили Пикассо, и работы Пикассо, которые вдохновили других художников — их имена музей пока не разглашает.

Апрель 2021

Токийский дворец, Париж

На первой масштабной выставке Анне Имхоф во Франции Токийский дворец объединит перформанс, живопись, музыку и инсталляцию. Обладательница «Золотого льва» на Венецианской биеннале 2017 года за свой перформанс «Фауст», по словам жюри, поразила их точностью, «с которой она отражает жестокость времени». Зрители «Фауста» оказывались в стеклянном аквариуме, под полом которого полусогнутые перформеры-пленники выполняли разные действия, в том числе и сексуальные. Токийский дворец выдал ей карт-бланш, предложив заполнить все залы музея по своему усмотрению — такая честь тут выпадает лишь самым выдающимся художникам эпохи вроде Тино Сегала и Томаса Сарасено. Деталей музей пока не раскрывает, но известно, что кроме своих работ Имхоф покажет и произведения приглашенных художников, а все пространство превратит в единое звуковое тело и обитаемый лабиринт.



«Мартин Маржела»

29 марта 2021 — 27 марта 2022

Фонд «Lafayette Anticipations», Париж

Фонд Lafayette Anticipations представит этой весной выставку одного из самых загадочных бельгийских дизайнеров. Мартин Маржела не фотографируется, не дает интервью и фактически общается с нами лишь с помощью своих работ. Мы видели уже сотни выставок модного наследия Мартина, пришло время присмотреться к нему как к художнику. На экспозиции собраны ранее не демонстрировавшиеся работы, большинство из которых были выполнены в мастерской фонда.



21 апреля — 29 августа 2021

Музей русского импрессионизма, Москва

Год назад музей снова открылся после периода турбулентности, связанного с обвинениями против его владельца — Бориса Минца, — и с тех пор благополучно работает. В апреле музей откроет выставку «Охотники за искусством», рассказывающую о том, как в советские годы коллекционеры собирали произведения модернизма музейного уровня. Экспозиция расскажет истории четырнадцати коллекционеров из Москвы и Ленинграда. Они предоставят полотна первой трети XX века — от Константина Коровина и Александра Бенуа до Казимира Малевича и Нико Пиросмани.

Ян Фабр

Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург

лето 2021

Центральный выставочный зал «Манеж» летом 2021 года откроет новую выставку знаменитого бельгийского художника Яна Фабра, которого, несмотря на все протесты, в Питере показывают с завидной регулярностью — в позапрошлом году даже с небольшим фестивалем в его честь. Что еще нового мы сможем узнать о Фабре, станет понятно после открытия выставки (кураторы сообщают, что «зрители смогут увидеть персональное высказывание, которое расскажет о многогранном творчестве художника, бесконечной энергии и таланте»). Из конкретики: точные даты и название пока не определены, но кураторы планируют показать скульптуры, инсталляции, рисунки и шесть фильмов-перформансов: «Не единожды» (Not once), 2020; «Ланселот» (Lancelot), 2004; «Тело, тело на стене» (Body, body on the wall), 1997; «Ангел смерти» (Angel of death), 2002; «Позор всему земному царству!» (Schande ubers ganze Erdenreich!), 2018; «Глаза животного» (The eyes of the animal), 2001.

4 августа 2021 — 30 января 2022

«Гараж», Москва

Выставка исследует протяженность времени, рассматривая тело художника, процессы создания и экспонирования искусства. Используя самые разные формы от радикального боди-арта до концептуалистских практик, экспозиция затронет тему внутреннего психоэмоционального труда художника. В выставке примут участие более тридцати художников, среди них Бас Ян Адер, Никита Алексеев, Юрий Альберт, Вячеслав Ахунов, Джино Де Доминичис, Дуань Имэй, Он Кавара, Андре Кадере, Виталий Комар и другие.

17 сентября 2021 — 9 января 2022

Мартин-Гропиус-Бау, Берлин

Выставка «Прохлада и холода» исследует американский поп-арт и искусство Советского Союза. Экспозиция показывает работы Энди Уорхола, Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Ли Лозано, Джексона Поллока, Хелен Франкенталер, Виктора Пивоварова и других авторов, чтобы наглядно продемонстрировать, как художники по обе стороны железного занавеса реагировали на встающие перед ними политические и эстетические вопросы.

Открытия музеев

Наступающий год порадует нас еще пятью крупными событиями — открытиями новых музеев и культурных площадок, — которые по иронии должны были произойти в году ушедшем.


Музей современного искусства от французского миллиардера Франсуа Пино (у которого, между прочим, суперколлекция современного искусства — с Урсом Фишером, Олафуром Элиассоном и другими мастерами) должен был начать работать в июне 2020-го, помешал, понятное дело, коронавирус. Организаторы обещают открыть двери грандиозного здания бывшей Фондовой биржи 23 января — архитектурные работы проводились под кураторством великого японца Тадао Андо. Фонд Ruarts уже весной должен открыть шестиэтажное пространство на Новом Арбате, правда, сроки сдвигались уже как минимум дважды. Еще в первой половине года обещают наконец-то представить публике главный московский суперпроект в мире искусства: отреставрированную ГЭС-2 на Болотной набережной, фактически дворец культуры нового типа, который фонд VAC планировал запустить еще в 2019 году.


Ну а самое долгожданное возвращение — это, конечно, Музей моды в Антверпене. В 2018 году его закрыли на реконструкцию, планировали открыть в 2020 году, а теперь рассчитывают на сентябрь этого года. И еще один суперпроект — Архитектурная Венецианская биеннале, которая тоже сдвинула сроки проведения на год — с 2020-го на 2021-й. Тема осталась старой — «Как мы будем жить вместе?», а вернисаж кураторы планируют на 22 мая, закрытие — на 22 ноября.

{"width":1200,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}