Blueprint
T

Это вам не сказки 

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

Трехактный балет «Сказки Перро», который покажут в «Урал Опере» 24 и 26 мая, задумывался как семейный спектакль, а в итоге получился жутковатой интерпретацией «Кота в сапогах», «Красной Шапочки», «Синей Бороды» и «Мальчика-с-пальчика». В первой премьере Максима Петрова на посту худрука екатеринбургской балетной труппы действие происходит то ли в заброшенном парке, то ли в диком лесу. Костюмы соответствующие: с длинными торчащими нитками и принтами, напоминающими мох и плесень. По просьбе The Blueprint авторы «Сказок Перро» рассказали о том, как сумели не заблудиться в трех соснах.

«У зрителей и театра был запрос на семейный спектакль. Я понимал, что нужны сказки, но какие? Мы с Богданом Корольком, соавтором либретто, перечитали разных авторов и сошлись на сюжетах Перро — они крепко связаны с телесностью, их интересно воплотить в танце», — вспоминает Максим Петров. Из всех сказок Шарля Перро выбрали четыре, которые при повтором прочтении показались жутковатыми: «Кота в сапогах», «Красную Шапочку», «Синюю Бороду» и «Мальчика-с-пальчика».


«Когда мы начали изучать все про “Мальчика с пальчика”, наткнулись на японскую итерацию этой сказки — “Иссумбоси”. Сюжет похожий: родители просят у богов мальчика “хоть с рисовое зернышко”. Такого и получают. Но когда становится понятно, что мальчик не вырастет, они выгоняют его из дома — за бесполезностью. Герой “Иссумбоси”, разумеется, встречает на своем пути разные преграды (антигерои там — насекомые, у Шарля Перро же был людоед). В общем, мы взяли за основу японскую сказку, но добавили любовную линию, которой в первоначальном сюжете не было — все-таки одна из главных идей нашего спектакля заключается в том, что каждый достоин любви. Наш Мальчик-с-пальчик встречает Дюймовочку».


«Сказки Перро» Максим Петров ставил вместе с соавторами — танцовщиками екатеринбургской труппы, на счету которых уже есть несколько постановок. За «Красную Шапочку» и «Синюю Бороду» взялся Александр Меркушев («Наши сказки — перевертыши, и кажутся актуальными как раз потому, что напоминают: мир сложный, и все не то, чем кажется. Синяя Борода, например, у нас оказывается не злым, волк становится человеком»). За «Кота в сапогах» отвечал Константин Хлебников: «Лучшая балетная постановка по сказке всех времен и народов: “Алиса в Стране чудес” в постановке Кристофера Уилдона 2011 года. Там все гениально: музыка, хореография, сценическое пространство, свет, костюмы. Если сегодня и ставить сказки, то такие, в которых много подтекстов, в которых затронуты вечные темы вроде дружбы, одиночества, любви и предательства — и которые можно интерпретировать по-новому. К сказкам вообще полезно возвращаться во взрослом возрасте. Кота в сапогах я, например, запомнил милым героем, а когда перечитал эту историю сейчас, увидел его совсем другим: обманщиком, льстецом и лжецом».


Юлиана Лайкова, отвечавшая в спектакле за костюмы и декорации, тоже взглянула на сказки Перро под другим углом: «С Максимом Петровым и Богданом Корольком мы долго говорили, что тексты Перро — это не детские сказки, разбирались, что за мир в них описан, кто его обитатели и какие с ними происходят события. Первое, что пришло в голову — то ли заброшенный парк, то ли дикие заросли, а потом возник лес. Все действие балета происходит в нем. Помню свои ассоциации от прочитанного. Доброй сказкой у Перро не пахло: очень серьезное повествование, местами жесткое. Главное ощущение — холодный лес в темно-зеленых тонах. Скорее, не стволы и кроны, а нижний ярус: мхи, корни, покрытые какими-то грибами и травами. И все время билась навязчивая мысль, что эти страшные сказки читает бабушка под торшером — контраст доброты, тепла и холодных историй».

наводите курсор на точку, чтобы узнать подробности

«Мы с командой поняли, что лесной макромир очень подходит сказкам Перро: Мальчик-с-пальчик, Кот в сапогах — герои маленькие, ростом ниже людей, а мир вокруг них трансформирован, — объясняет Юлиана Лайкова. — В нем есть растения, болезненные наросты, бактерии, даже розовая фитолампа вроде тех, которые стоят у нас на окнах. Лес в виде огромного вязаного занавеса, клубков, свисающих нитей ассоциируется с бабушкой и ее вязанием. И чем дальше мы придумывали сказку, тем более вязаной она становилась. Это вязание и бактерии перешли на костюмы и стали частью образа героев».

наводите курсор на точку, чтобы узнать подробности

«В начале балета появляются не персонажи сказок, а безликие тела, и чем дольше они находятся в этом мире, тем сильнее им обрастают, становятся его частью. На костюмах героев появляются вязаные элементы, сначала небольшими вкраплениями, в финале они оказывается обвязаны полностью».

«Важно, что происходит с костюмом в течение действия. Мы хотели подчеркнуть эпоху: показать, что это сказки Шарля Перро, написанные во времена “короля-солнца”, и в первой части есть у костюмов исторический крой и силуэт, хотя мы помнили и о требованиях танца. Дальше мы перешли к кимоно, потому что хореографы говорили о связи “Мальчика-с-пальчика” Перро и японской сказки “Иссумбоси”, и хотелось, чтобы сказки ассоциативно перерастали друг в друга. Для меня важна мысль, что на сцене среда влияет на костюм, а потом и на человека, поэтому кимоно необычны. На них перешел принт с изображением мха и наростов, которые рождает вязаный лес».

наводите курсор на точки, чтобы узнать подробности

«Макромир спектакля полностью выдуман, и с тканью для костюмов тоже не хотелось поступать стандартным образом: найти-купить-раскроить. Мы специально разработали почти все принты, то есть подобную ткань нигде не купить и костюм не повторить. Для каждого героя свой принт и свое вязание — оттенки, цвета, композиция пророщенного костюма. Когда стали понятны границы придуманного мира, он начал обрастать придумками: большие глаза и лапы Кота, кукла Людоеда, огромная синяя борода, большие клубки, розовая лампа, ноги и руки великана. Сказки становились сказками, и лес был уже не такой пугающий, да и персонажи, которые казались страшными, превратились в трогательных».

«Есть у нас один персонаж, который связывает все части, — Грибная фея. У нее даже костюм похож на вязаный занавес. Она начинает сказку, держа в руках маленький клубок, который все время растет, и в конце концов из него появляется Дюймовочка. Фея задает тон нашему макромиру. Этого персонажа нет у Перро, он создан лесом — или лес создан персонажем. Она начинает вязать лес, создает героев, пускает их в жизнь, иногда влияет на ход сказок, поворачивает события или останавливает их. Уже на сцене, когда появились все составляющие этого мира — полная декорация, музыка, танец, свет, — стало понятно, что лес не рождает чудовищ. Он рождает хрупких людей, способных чувствовать, иногда совершать ошибки, иногда запутываться. Их жалко, и ты начинаешь их все больше любить. Наверное, для меня все сказки получились о хрупкости и любви».


{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}