Blueprint
T

Дух Соловьева

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

Новая премьера на Bluescreen — фильм выпускницы ВГИКа Ани Аун про большую любовь и большую мечту. Каталюська увольняется из сельского продуктового магазина, чтобы отправиться на поиски своего места и своего человека. Мы поговорили с создателями фильма о сюжете, героях и легкости, которой так не хватает сегодняшнему кино.

Аня Аун

23

возраст

Бейрут

родной город

ВГИК, мастерская С.А. Соловьева

образование

Фильм «Шум за сценой»: «Дух огня», 2023. Фильм «Каталюська ищет любовь»: «Дух огня» 2025; «Кассета с родительской полки» 2025, приз за Лучший игровой фильм; «Новое движение» 2025; «ВГИК Фест» 2025.

участие в фестивалях

Недавно посмотрела «Русалку» Анны Меликян, и мне так хорошо сейчас. Хочется снять новый фильм. В этом фильме есть простота, свобода, хулиганство. Этого не хватает в жизни.

кино, которое вдохновляет

Мирра Моневич

22

возраст

Балашиха

родной город

ГИТР, продюсерский факультет ВГИКа

образование

«Короче» 2024, «Дух Огня» 2025, «Новое Движение» 2025, «Кассета с родительской полки» 2025, «Послание к человеку» 2025, «ВГИК Фест» 2025

участие в фестивалях

Люблю кино Виктора Шамирова и Алексея Балабанова. Неравнодушной оставил фильм «Угоняя лошадей» Ханса Петтера Муланда, случайно попала на сеанс в кинотеатре Третьяковки года два назад. И «Экстаз» Гаспара Ноэ периодически пересматриваю.

кино, которое вдохновляет

<iframe src="https://vkvideo.ru/video_ext.php?oid=-85016643&id=456239718&hash=0b94dced80ababcb&hd=2" width="1201" height="673" allow="autoplay; encrypted-media; fullscreen; picture-in-picture; screen-wake-lock;" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>

Почему «Каталюська»

Аня: Имя для героини придумала случайно, из-за оговорки. Моя подруга пыталась мне доказать, что она очень похожа на Миллу Йовович. Включила фильм «Выкрутасы» и повторяла за актрисой фразу «Колотуша, как ты?», мол, у них одна манера речи. Потом я стала бесконечно повторять эту фамилию, и, когда забыла слово, придумала «Каталюсю». Вышло странное и особенное имя главной героини — может, родители спорили, назвать ее Катей или Люсей.

Бэкстейдж со съемок

Про идею и работу над сценарием 

Аня: Это была моя курсовая работа на 4-м курсе ВГИКа, первый сценарий, который я написала сама. До этого я сняла несколько работ по сценариям других девочек, но не видела в них себя. Кто-то, по-моему, моя мама, сказала: «Ань, ты такая веселая, а снимаешь такое грустное кино». Идея фильма родилась, когда я начала общаться с Соней Корсаковой и поняла, что безумно хочу ее снимать. Она странная, но в хорошем смысле: фактурная, настоящая и живая. Вся история написана под нее, Каталюська — это она и есть. Сценарий шел тяжело, и за день до дедлайна мой друг Дима Теплов спросил, о чем я хочу, чтобы был фильм. Мы сидели напротив «Дикси», и я ответила: «Хочу, чтобы Соня Корсакова работала в продуктовом магазине». У меня была идея истории про героиню, которая день за днем пытается уволиться из продуктового магазина, — с этого все и началось.


С драфтом пришла к Всеволоду Вячеславовичу Коршунову, нашему преподавателю драматургии. Он мне сказал: «Анечка, очень хороший сценарий, но видно, что ты ничего не понимаешь в любви. Иди влюбись и перепиши». Через две недели пошла на свидание с однокурсником, а потом действительно влюбилась впервые в жизни и переписала. Добавила маленькие детали, которые передали сокровенность их эмоций: например, танец и поцелуй в баре или кадр в поле, когда Каталюська прикасается к Андрею ногой. Но главное, я изменила финальную сцену. В первом варианте девушка уезжала в Москву одна — но я решила, что фильм о любви не может закончиться печально. Поэтому в конце герои случайно встречаются в автобусе.




Сергей Александрович Соловьев всегда говорил нам: «Снимайте про себя и про то, что вы чувствуете». Работая над «Каталюськой», я помнила об этих словах, и именно поэтому, мне кажется, фильм получился таким искренним. После просмотра многие говорили мне, что в нем чувствуется «дух Соловьева».

Про кастинг и курицу 

Аня: Мы долго искали актера на роль Андрея, приезжего парня, в которого влюбляется Каталюська. Кастинг растянулся на полгода, было много смазливых мальчиков, но все не то. А потом познакомились с Игорем Степашиным, он подходил идеально — очень спокойный, серьезный, прямо как герой. Получилось стопроцентное попадание.


Бэкстейдж со съемок

Лучший каст — это, конечно, курица, которую я купила на ферме в Мытищах. Очень талантливая и терпеливая актриса. Мирра с ней на съемках сильно подружилась, гуляла с ней по Москве, а перед возвращением на ферму она вообще неделю жила в подвале нашего объединения «Старый конь». Очень многие спрашивали, как мы заставили курицу покакать для финального кадра — это все ее уникальные актерские данные, я сама не ожидала. Она идеально попала в темп и в композицию, прямо со второго дубля, мы даже не поверили, что это реально. Идеальный кадр!

Про путь в кино и знакомство друг с другом

Мирра: Изначально я планировала поступать на биофак МГУ, но в старших классах попала в школу, где было направление детского телевидения — после основных уроков нам рассказывали про сценарное мастерство, режиссуру, работу с камерой. Мы снимали репортажи с мероприятий, ездили на выездные семинары, создавали учебные фильмы. В выпускном году решила перевестись в театральный класс — мне очень повезло, и меня взяли без вступительных. Уже тогда понимала, что пойду на продюсерский, где сейчас и учусь. С тех пор все как-то случалось само собой: познакомилась с Аней, ребятами из мастерской Соловьева и объединения «Старый конь», в котором мы сейчас работаем.

Аня: Я все детство провела в Ливане, в Бейруте, и в подростковом возрасте начала заниматься в театральной студии в русском ДК. В какой-то момент у меня случилось озарение: не хочу поступать на экономический, хочу заниматься театром. Потом решила, что, если стану режиссером, а не актрисой, смогу не чужие роли играть, а сама говорить о том, что мне важно. Папа был сильно против, мол, это не профессия, а однажды позвонил мне и сказал: «Ладно, можешь снимать, но только если достигнешь уровня Надин Лабаки». Это одна из самых талантливых режиссеров ливанского кино сегодня, автор фильма «Капернаум», который взял приз жюри Каннского фестиваля 2019 и был номинирован на «Оскар».


Когда выбирала, куда поступать, уже точно знала, что это должен быть ВГИК. И моя мама, узнав о наборе в мастерскую Соловьева, сказала, что лучшего учителя не найти. В Ливане я не видела ничего подобного — Сергей Александрович помог нам создать среду, в которой мы учились друг у друга. Эту среду мы перенесли в «Старого коня». Возможно, в будущем я смогу открыть нечто подобное в Ливане, так как уже знакома с несколькими очень талантливыми ребятами оттуда.


С Миррой мы познакомились случайно — разболтались в курилке ВГИКа, несколько раз пересекались в съемочных павильонах и сильно сдружились. До «Каталюськи» мы работали над другим проектом и уже понимали друг друга, понимали, какие ошибки не хотим допускать.





Бэкстейдж со съемок

Мирра: Мы все время что-то придумываем вместе, накидываем идеи. Как будто у нас общая атмосфера и вселенная, в которой мы обе хотим работать: я понимаю, что Аня хочет передать и какие люди могут с ней работать. Здорово, когда дружба не мешает творческому процессу, а, наоборот, что-то привносит. 

Про съемочный процесс, сложности и сюрпризы

Мирра: Мы планировали снимать 8 дней, но в итоге уложились в 9, некоторые смены длились три часа, а другие — семнадцать. Снимали за свои деньги и находили способы оптимизировать бюджет. В итоге кино получилось таким легким и настоящим в том числе и потому, что часто не хватало ресурсов на дополнительный свет или инвентарь. Да, какие-то кадры не удались, где-то вышел пересвет — но результат мне нравится. У нас почти не было сценического света, но в фильме столько солнца, что сцены получились теплые-теплые. Смотришь и будто сам сидишь греешься под лучами.

Бэкстейдж со съемок

Работали в нескольких локациях: в Пушкино, на «Курской», в коммунальной квартире у друзей, на Преображенском рынке. Потом поехали в Истру, там жили у меня на даче. Мы с Аней каждый день вставали раньше всех и готовили на команду в 15 человек: каждому по два яйца, сосиски. У нас не было машины, и до точек съемки все добирались на велосипедах, которые были на даче, — использовали даже детские!

Про то, какое кино хочется снимать 

Аня: Когда мы снимали «Каталюську», мне хотелось, чтобы у зрителей оставалось ощущение легкости, чтобы фильм наполнял любовью. После одного из показов мне написала девочка: «После просмотра я снова хочу любить, хотя думала поставить крест на отношениях».

Мне в сегодняшнем кино не хватает искренности и простоты. Хочу снимать обычную жизнь, но с абсурдными героями, без CG, хромакея и спецэффектов. Недавно посмотрела «Питер FM», там просто кто-то куда-то идет, в кого-то влюбляется, кому-то звонит — все как в жизни. И снят он максимально просто, как будто бюджета почти не было.


Вот чего я хочу — чтобы людям хотелось уехать в деревню, встретить своего Андрея, и жить, и любить.


Мирра: Хочется продолжать снимать солнечное и легкое кино. Наша героиня непосредственная, как ребенок, она живет импульсами и делает что хочет, не задумываясь. Мне кажется, этот фильм вдохновляет рисковать и наслаждаться жизнью, просто потому что ты живешь. Он немного инфантильный, но именно этого, по-моему, так сильно не хватает в наше время.


Еще классно, когда в кино используют неожиданную музыку. Например, обсуждая саундтрек к «Каталюське», мы подумали, что на фильм отлично ляжет музыка наших друзей, группы «Горный чай». В сцене в баре вообще решили снять их как актеров, а потом использовали их музыку и за кадром.


Про планы на будущее

Аня: Мы уже сняли еще один фильм, он сейчас в монтаже и, надеюсь, скоро выйдет. Многие шутят, что он в нашей «мультивселенной» Каталюськи, потому что главную героиню тоже играет Соня Корсакова. По сюжету она расстается с парнем и остается в Москве одна, так что это вполне могло бы стать продолжением истории с Андреем. Сейчас работаю над полным метром, планирую снимать в Тюмени, потому что родилась там. Хочется, чтобы получилась одновременно светлая и трагичная история, которая бы смешила своей абсурдностью и при этом оставляла какую-то тяжесть на душе.

Мирра: За последние два года мы с ребятами сняли много короткометражных фильмов, а теперь они выпустились и будут заходить в индустрию с дебютами в полном метре. Сейчас у всех важный переходный этап, не очень понятно, куда двигаться дальше, — мы в свободном плавании, и нужно побороть свои страхи и творить. Мне кажется, мы готовы.



{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}