The Circle/ «Круг»
ТЕКСТ:
София Ервандян
ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
Новая премьера на Bluescreen — 10-минутный документальный фильм «Круг» из программы юбилейного Beat Film Festival. Режиссер Евгений Бакиров снял экспериментальный перформанс художника Германа Девяшина, в котором тот наносит гигантскую татуировку на спину модели, найденной через открытый кастинг. Специально для The Blueprint авторы документалки рассказали про то, как она создавалась.
Евгений Бакиров, режиссер
возраст:
29
родной город:
Магнитогорск
Бэкграунд:
«У меня нет высшего образования, хотя я пытался поступить во ВГИК три раза. Я занимался самообразованием, смотрел кучу фильмов. Пробовал себя в видеопродакшне. Вырваться из Магнитогорска получилось, когда мы сняли рекламный ролик для местного банка. Он “выстрелил”, и мне удалось выйти на рынок, начать снимать рекламу».
Михаил Новицкий, продюсер
возраст:
31
родной город:
Москва
Бэкграунд:
«Изначально я учился на журналиста, но в 2014 году умные люди посоветовали мне подумать о смене профессии. Так я решил поступить во ВГИК на продюсера. Мне всегда хотелось снимать документальное и художественное кино. А для того, чтобы набраться опыта перед полным метром, я решил пару лет поработать в рекламе, и вот уже за спиной 10 лет в рекламной индустрии. Мой путь начался в то время, когда был кризис и рынок менялся: перестали приезжать иностранные режиссеры, но начали появляться новые русские, такие как Егор Абраменко, Филипп Юрьев, Олег Трофим, Евгений Бакиров. Последние 4 года я работал со студией Hype. Это была большая награда для меня, как для продюсера, сотрудничать с командой Hype, сейчас у меня независимый продакшн nowitsky.studio, мы снимаем как рекламу и короткие метры, так и готовим документальное и художественное полнометражное кино»
Герман Девяшин, художник и главный герой
возраст:
33
родной город:
Тюмень
Бэкграунд:
«По среднеспециальному образованию я дизайнер. Какое-то время я работал графическим дизайнером со своим братом. Параллельно с учебой я рисовал граффити, у меня появилось много знакомств из этой сферы на Livejournal. Где-то в 2011 году мне стало интересно, что такое татуировка, и я начал этим заниматься параллельно работе. Меня позвали работать в студию “AKA Berlin”. В итоге я переехал в Москву из Тюмени, начал заниматься разными проектами. Например, у меня был тату-тур из Калининграда во Владивосток, во время которого мы с другом посетили 15 городов. Мы делали татуировки, снимали короткие ролики секунд на 15, из которых получился целый фильм».
Идея и сюжет
Михаил Новицкий: Идея фильма появилась так: я пришел к Герману за новой татуировкой. Пока он мне ее набивал, мы успели обсудить и бытовуху, и сплетни, и планы на будущее. В какой-то момент я спросил, планирует ли Герман бить татуировки всю жизнь. Он ответил, что считает себя скорее художником, который работает с чернилами, чем просто рядовым тату-мастером. Сказал, что воспринимает тело человека как холст, что ему нравится экспериментировать с формой.
Герман Девяшин: Я сказал, что хочу попробовать сделать какой-нибудь проект, связанный с татуировками, а еще — что мне интересны перформансы и AR. Мы начали разгонять эту тему и пришли к тому, что надо снять документальный фильм. Я буду набивать тату, Миша — продюсировать. А режиссером мы позвали нашего знакомого Женю Бакирова.
Евгений Бакиров: Я слежу за Германом давно, а познакомились мы в 2020-м на съемках клипа Хаски «Никогда-нибудь»: я искал человека, который мог сделать на куче трупов татуировки разной тематики. Четкого ТЗ для меня у Миши и Германа не было, и я придумал его сам. Решил, что в начале хочу рассказать про Германа как художника, а потом — показать, как готовился этот перформанс: как придумывали эскиз, как искали модель, как ей набивали гигантскую татуировку на всю спину. При этом фильм — чистая документалистика. В начале съемок никто не знал, каким будет финал. Мы просто документировали перформанс, а получился фильм о том, как человек выходит из замкнутого круга.
Кастинг и локация
Герман Девяшин: Самым сложным было найти героиню. У нас был открытый кастинг — этот процесс частично показан в фильме — но у всех девушек, которые на него откликались, уже были татуировки. Нам же было важно, чтобы у человека не было подобного опыта. Мы мечтали найти героиню, которая согласится сделать свою первую в жизни татуировку. В таком случае нам удалось бы зафиксировать не только мои, но и ее переживания.
Михаил Новицкий: В итоге мы нашли героиню буквально накануне съемок — Яна просто откликнулась на опен-колл в инстаграме.
Евгений Бакиров: Процесс работы был волнительным. Яна согласилась пожертвовать свою спину ради эксперимента и была готова сниматься обнаженной, но мы все не знали, какой в итоге получится татуировка. Все переживали по этому поводу.
Михаил Новицкий: Кроме того, было проблематично найти подходящую локацию — просторную, красивую, светлую.Мы отсмотрели множество вариантов, но в итоге остановились на особняке Спиридонова. Мы долго обсуждали с оператором, Андреем Краузовым и художником-постановщиком Алексеем Яндовским, как не помешать самому эксперименту. Нам было неизвестно, сколько по времени будет длиться сеанс (в итоге процесс занял почти весь день: Герман начал бить татуировку в 11, а закончил к 20, с перерывами). Решили, что декорации будут отвлекать внимание — и пришли к тому, чтобы на фоне Яны в фильме мелькали только члены съемочной группы с техникой. За счет этого получился репортажный эффект.
Бюджет и сроки
Михаил Новицкий: Мы потратили на фильм около $25 тысяч. Изначально проект казался достаточно простым в производстве. Я думал, что мы можем уложиться в 100 000 — 200 000 ₽. Потом появился Евгений Бакиров, который определил визуальную форму фильма, и мы сразу поняли, что нужно искать финансирование. В этом нам помогли ребята из SketchAR, Hype production. Мы показали презентацию, и они согласились поучаствовать. Получилось примерно 50% финансирования и 50% личных вложений. Вся творческая группа работала за идею и указания в титрах, технические специалисты — за гонорар.
Первый съемочный день был 20 февраля 2022 года. Мы отсняли, не успели проявить пленку, как наши жизни катастрофически изменились. Поэтому проект стоял три месяца. Потом, когда был готов черновой вариант, мы поняли, что нам хочется рассказать историю более интересно визуально. Пришлось подключать художника анимации, компьютерную графику. Нам все отказывали, поэтому мы обратились в студию графики в Лос-Анджелесе. У нас был ограниченный бюджет, гонорары по рынку были символическими, поэтому процесс был не быстрым. Съемки заняли два с половиной дня, от которых все получали удовольствие. Один день мы снимали дополнительные крупные и макропланы.
Планы на будущее
Евгений Бакиров: Амбиций документалиста у меня не было, но так получилось, что первая работа, которую я снял, была в документальном жанре. Из-за этого мне было сложно получить игровые, рекламные проекты, хотя я очень этого хотел. Документалистика, как и фильм «Круг», — исключение для меня. Сейчас я работаю над клипом, начинаю работать над сценарием для сериала, параллельно дописываю свой первый полнометражный фильм, но слишком подробно рассказать об этом не могу.
Михаил Новицкий: С 2024 года я делаю свой независимый продакшн nowitsky.studio: мы готовим короткие и полные метры, занимаемся рекламой, музыкальными клипами и видео-артом. Буду продолжать его развивать.
Герман Девяшин: Для меня «Круг» — очередное исследование на тему татуировки, которой я занимаюсь давно. Мне интересно изучать татуировки с точки зрения социологии и антропологии. В какой-то момент я стал копаться в истории русской татуировки, потому что мне показалось, что люди мало о ней знают. Сейчас я общаюсь с Музеем ГУЛАГа, чтобы подтвердить достоверность данных. Может, когда-то приду к тому, что напишу книгу. Может, сниму фильм об истории русской татуировки, но пока что это очень проблематично — много информации сохранилось в плохом качестве, а авторское право найти практически невозможно.