Blueprint
T

В поисках Эхо

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

По заброшенным церквям и концертным залам Армении в поисках редкого звука — герои нового документального роуд-муви «Эхо: Соническое путешествие» отправляются в дорогу, прихватив с собой камеру и прибор с силиконовыми ушами. Мы поговорили с создателями фильма Даней Кушнаревичем и Тиграном Паравяном о режиссерском дебюте, музыкальных открытиях, работе в творческом тандеме и экспериментах.

Даня Кушнаревич

33 

возраст

Москва

родной город

НИЯУ МИФИ и Московская школа кино, факультет операторского искусства


образование

Как режиссер — Beat Film Festival, Yerevan Short Film Festival, The Doc Screenings International Documentary Film Festival, UNKNOWN FILM FESTIVAL, Serbest International Film Festival (SIFF) с фильмом «Эхо: Соническое путешествие». Как оператор — с фильмами «Последний фильм о любви», «Мама, папа, я», «Илья и Захар: Масленица на пределе»
на фестивале «Короче»

участие в фестивалях

«На игле» Дэнни Бойла и «Под покровом ночи» Тома Форда. Люблю вестерны, особенно «Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид»

кино, которое вдохновляет

Тигран Паравян

38

возраст

Москва и Ереван

родной город

НИУ ВШЭ, NYU

образование

Beat Film Festival, Yerevan Short Film Festival, The Doc Screenings International Documentary Film Festival, UNKNOWN FILM FESTIVAL, Serbest International Film Festival (SIFF) с фильмом “Эхо: Соническое путешествие”

участие в фестивалях

Кино, которое дает ощущение жизни. Это сложно описать словами и совсем не зависит от жанра. Это может быть черно-белая индийская трилогия 50-х «Мир Апу» Сатьяджита Рэя, с саундтреком Рави Шанкара, а может быть совершенно идиотский «Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар» или любой другой фильм Кевина Смита, «Семейка Тенненбаум» Уэса Андерсона или «Андрей Рублев» Тарковского

кино, которое вдохновляет

<iframe src="https://vk.com/video_ext.php?oid=-85016643&id=456239702&hd=2&hash=b01e00ceecdc90f6" width="1200" height="675" style="background-color: #000" allow="autoplay; encrypted-media; fullscreen; picture-in-picture; screen-wake-lock;" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>

Как пришли в кино

Даня: Я катался на горных лыжах, а точнее на лыжах для трюков. Многие ребята делали это лучше, чем я. Чтобы оставаться в тусовке, пришлось что-то предпринять. Начал снимать трюки на камеру, монтировать, создавать видео. Понял, что мне это очень нравится. Изначально был самоучкой, ведь мое первое образование — инженерно-физический институт, который я постоянно прогуливал ради лыж.

В 2015 году выиграл конкурс Filmer Unknown от Production Level 1 для операторов экстремальных видов спорта. Они пригласили меня в Америку на неделю, а потом взяли в команду. Там работало много операторов, разбросанных по всему миру, и я стал одним из них. Раз в год отправлялся в командировку снимать материал для документального спортивного кино про лыжи. Например, дважды ездил в США, еще в Боснию и Герцеговину, в Кировск и в Санкт-Петербург.

Раньше продакшн Level 1 каждый год снимал 45-ти минутный фильм с трюками в горах и сноупарках. С 2019 они ушли в коммерцию и мелкие проекты, а я поступил в Московскую школу кино, окончил ее в 2020 году и с тех пор остаюсь в индустрии. В основном работаю как оператор. Среди моих работ, участвовавших в фестивалях, — «Последний фильм о любви» режиссера Сергея Малкина и «Мама, папа, я» Марины Калецкой.

Тигран: Я учился интерактивным технологиям в Нью-Йоркском университете: AI, VR/AR, звук.

Странный факт из моей биографии: больше десяти лет назад я год жил в Ирландии и снимал выступления малоизвестных ирландских групп на шоукейсах. У меня было такое хобби, видимо, уже тогда тянуло в кино.

С Даней познакомился через своего школьного друга и лыжную компанию. У нас сразу сложился хороший тандем, мы одинаково чувствуем и мыслим в одном направлении. До фильма «Эхо: Соническое путешествие» вместе сняли мой первый клип. Ролик не вышел на платформах, зато его кусочки используются в фильме.

<iframe src="https://player.vimeo.com/video/1119850903?autoplay=1&muted=1&autopause=0&background=1&badge=0&autopause=0&player_id=0&app_id=58479" frameborder="0" allow="autoplay; fullscreen; picture-in-picture; clipboard-write; encrypted-media" style="position:absolute;top:0;left:0;width:100%;height:100%;" > </iframe>

Как решили снять фильм

Даня: Я переезжал в Армению на полгода и в тот период долгое время сидел без работы. Такие перерывы случаются редко, и это идеальное время для творчества. Встретился с Тиграном и предложил придумать что-то классное. Он рассказал про свои необычные наушники с силиконовыми ушами и поделился идеей записать звук так, чтобы зритель слышал его у себя в голове.

Сначала я вообще ничего не понял, Тигран пытался донести до меня сложные мысли про амбисонический и бинауральный звуки. В итоге мы сделали выезды на локации, поснимали сниппеты (короткие видеофрагменты со звуком. — Прим. The Blueprint). Тогда мы еще не понимали, что получится документальный фильм. Просто собирали материал и пытались что-то смастерить из него.

<iframe src="https://player.vimeo.com/video/1119850873?autoplay=1&muted=1&autopause=0&background=1&badge=0&autopause=0&player_id=0&app_id=58479" frameborder="0" allow="autoplay; fullscreen; picture-in-picture; clipboard-write; encrypted-media" style="position:absolute;top:0;left:0;width:100%;height:100%;" > </iframe>

О чем этот фильм?

Даня: «Эхо: Соническое путешествие» — необычный формат документального кино. Это одновременно роуд-муви, музыкальный клип (даже несколько) и интервью об экспериментах со звуком. Мы путешествуем по интересным местам Армении, показываем, как по-разному может звучать музыка в зависимости от локаций, и стараемся передать собственные ощущения от этого звука.

Моей задачей было не дать зрителю заскучать. Не показывать говорящую голову, а захватить внимание с помощью песен Тиграна параллельно с историей бинаурального звука и необычной акустики.


Тигран: Мы выбрали эту тему, потому что меня всегда интересовал звук и его влияние на состояние человека. Фильм рассказывает о наших экспериментах. Есть что-то невероятно притягательное в местах с необычной акустикой, поэтому мы отправляемся в путешествие. В подобных локациях слышишь распространяющееся эхо, не узнаешь свой голос, чувствуешь себя иначе.

<iframe src="https://player.vimeo.com/video/1119840658?autoplay=1&muted=1&autopause=0&background=1&badge=0&autopause=0&player_id=0&app_id=58479" frameborder="0" allow="autoplay; fullscreen; picture-in-picture; clipboard-write; encrypted-media" style="position:absolute;top:0;left:0;width:100%;height:100%;" > </iframe>
<iframe src="https://player.vimeo.com/video/1119850845?autoplay=1&muted=1&autopause=0&background=1&badge=0&autopause=0&player_id=0&app_id=58479" frameborder="0" allow="autoplay; fullscreen; picture-in-picture; clipboard-write; encrypted-media" style="position:absolute;top:0;left:0;width:100%;height:100%;" > </iframe>
<iframe src="https://player.vimeo.com/video/1119840624?autoplay=1&muted=1&autopause=0&background=1&badge=0&autopause=0&player_id=0&app_id=58479" frameborder="0" allow="autoplay; fullscreen; picture-in-picture; clipboard-write; encrypted-media" style="position:absolute;top:0;left:0;width:100%;height:100%;" > </iframe>
<iframe src="https://player.vimeo.com/video/1119850810?autoplay=1&muted=1&autopause=0&background=1&badge=0&autopause=0&player_id=0&app_id=58479" frameborder="0" allow="autoplay; fullscreen; picture-in-picture; clipboard-write; encrypted-media" style="position:absolute;top:0;left:0;width:100%;height:100%;" > </iframe>

Про звуковое устройство в фильме

Тигран: Одно из устройств, на которое мы записываем звук в фильме, — бинауральный микрофон. Его название (лат. bi — «два» + auris — «ухо») определяет принцип работы: два высокочувствительных микрофона прикрепляются к макету головы, желательно на том расстоянии, где находятся уши, чтобы именно человеческие уши и имитировать. Бинауральный звук тем и отличается от обычного, что записан и воспроизводится так, чтобы максимально воспроизводить естественное слуховое восприятие человека. В нашем случае я выбрал надевать уши на свою голову, чтобы не носить с собой манекен. В некоторых сценах фильма зритель слышит ровно то, что слышу я. При этом мы не привязываемся к конкретному девайсу. Также используем амбисонический микрофон (специализированный микрофон для записи трехмерного звука) и экспериментируем.

В фильме я подробно объясняю принцип работы наушников, бинаурального и амбисонического звуков. Расскажу про само устройство, а точнее, про его внешний вид. Кристалл на шлеме найден на барахолке у стадиона «Раздан» в Ереване. Это крайне самобытное место, где много предметов из советских санаториев и заводов, необычных вещиц и стеклышек. Это не только украшение прибора, но и символ, дань заброшенным местам, по которым мы путешествуем. Что касается ушей, они не сделаны по слепкам моей головы. Просто стандартизированные человеческие уши из силикона.

Как выбирали музыку для фильма

Тигран: В фильме мы постоянно экспериментируем со звуком, и я исполняю музыку — это импровизация! Я отталкивался от места съемок и выбирал песни случайным образом. В фильме есть произведения моего сочинения и понравившиеся композиции, сыгранные в моем стиле. По задумке среда диктовала музыку. Репетиций не было, поэтому получилось очень живо и искренне. Для фильма я ничего не писал специально, какие-то песни частично придумывались в моменте. В нашем фильме вообще мало художественного замысла. Это просто жизнь.

Про выбор мест для съемок

Тигран: В фильме есть пять основных локаций, куда мы отправляемся во время «сонического путешествия» по Армении — монастырь Тежаруйк, Толорс, Караван-сарай Орбелянов, санаторий имени Лазарева и концертный зал Дома творчества композиторов. При выборе мест отталкивались от акустики. Практически любое советское заброшенное место прекрасно с точки зрения звука. Тогда использовали хорошие материалы. Архитектура всегда меня привлекала: интересно, как люди конструируют среду вокруг себя, и то, как среда раскрывает людей. В церкви ты ощущаешь себя одним образом, а в маленьком подвале другим. Я пытался найти красивые локации, связанные с историей. Знаете, когда пылинки летают в солнечных лучах? Хотелось поймать такое ощущение.

Любимая локация из фильма

Даня: Концертный зал Дома композиторов в Дилижане — совершенно особенная локация. Я очень много где бывал, но в этом зале захватывает дух. Потрясающая акустика и ощущение застывшего времени в мире, который несется с безумной скоростью. Еще мне запомнилась столовая санатория Арзни.

Тигран: Церковь Святого Карапета в селе Толорс, которая в зависимости от сезона может погружаться в Толорское водохранилище. Когда мы снимали фильм, воды совсем не было. Нам удалось зайти внутрь здания и записать звук. Спустя полгода я снова туда приехал, но уже не нашел церковь — на его месте было озеро. В голове не укладывается, что мы сняли сниппет в локации, которой больше не существует. Нужно ждать и подгадывать время, когда она появится снова. По-настоящему магическое место.


Визуальное решение

<iframe src="https://player.vimeo.com/video/1119850767?autoplay=1&muted=1&autopause=0&background=1&badge=0&autopause=0&player_id=0&app_id=58479" frameborder="0" allow="autoplay; fullscreen; picture-in-picture; clipboard-write; encrypted-media" style="position:absolute;top:0;left:0;width:100%;height:100%;" > </iframe>
<iframe src="https://player.vimeo.com/video/1119850810?autoplay=1&muted=1&autopause=0&background=1&badge=0&autopause=0&player_id=0&app_id=58479" frameborder="0" allow="autoplay; fullscreen; picture-in-picture; clipboard-write; encrypted-media" style="position:absolute;top:0;left:0;width:100%;height:100%;" > </iframe>

Даня: Как оператор я очень люблю однокадровые истории, поэтому во время съемок придумывал маленькие мизансцены. Также добавлял движение с переходом из одной комнаты в другую. Тигран это поддерживал и постоянно передвигался в кадре, отслеживая изменения акустики.

Про съемки без большой команды

Даня: На съемки ушло около полугода. Было пять однодневных выездов на локации, плюс небольшое интервью у Тиграна дома, плюс поиск архивных кадров. Больше всего времени ушло на монтаж и пересобирание всего, что мы отсняли. Бюджет был нулевой. Тратили только на бензин. В основном мы работали вдвоем, нам помогала жена Тиграна Саша, а еще в путешествии была собака ребят Эльф. В одну из последних поездок Саша призналась, что на самом деле нас было пятеро и она беременна. Это было очень трогательно!

Снимать кино без заранее обдуманного сюжета и большой команды одновременно легко и сложно. С одной стороны, никто не отвлекает, нет огромного количества людей, которым нужно отвечать на вопросы и выдавать задания. В то же время это и проклятие, потому что приходится быть организатором, продюсером, режиссером, оператором и монтажером в одном лице. К сожалению, качество из-за этого может хромать, а тайминги сдвигаться. Необыкновенно здорово, если на монтаже понимаешь, что получилось именно так, как ты задумывал изначально.


Каким звуком вы бы описали друг друга

Даня: Тигран был бы очень сложным звуком. Например, мелодией необычного музыкального инструмента, который звучит под водой в вакууме. Я бы сказал, это что-то редкое, нетипичное, что сложно понять обычному человеку.

Тигран: для меня Даня — это звон колокольчика!


Про планы на будущее и вдохновение

Даня: Сейчас как оператор-постановщик я снимаю художественный фильм «Взлетная полоса» про приключения детей в горах Северной Осетии. Это режиссерский дебют Дианы Шапшай. История, похожая на сюжет романов о Томе Сойере. Герои пытаются восстановить старый заброшенный аэродром, ждут возвращения отца, бродят по лесу и катаются на велосипедах. Как режиссер сейчас работаю над документальным фильмом про горнолыжную индустрию и людей, которые ее развивают.

Тигран: Мне бы хотелось увидеть какие-то из своих песен в саундтреках к фильмам. Иногда думаю о том, что стоит снять художественный фильм с Даней. А планы — продолжать экспериментировать с медиумами и с технологиями, посмотреть, что еще интересного у нас может получиться. Пишу музыку, потому что не могу по-другому. 


{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}