Не восстала ото сна
ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
Героиня The Blueprint 100 — 2022 в категории «Кино» Мария Мацель теперь не только актриса, но и певица: в ноябре у выпускницы ВГИКа, звезды «Перевала Дятлова», «ЮЗЗЗ» и «Жар-птицы» выходит дебютный альбом Gráta. Клип на первый сингл срежиссировал ее бойфренд Илларион Маров, актер, басист и арт-директор группы uncle pecos. Сказку «Спящая», снятую среди армянских гор, степей и каньонов, можно посмотреть на BlueScreen. Накануне премьеры расспросили ребят про стихи и сказки, были и боли, демки и деньги.
Дисклеймер:
«Спящую», равно как и все остальные песни из альбома, исполняет не Мария Мацель. Это все Gráta — немая принцесса, которая «умеет петь, но не может разговаривать» и существует в мире под названием Atàrg. Его Мария Мацель придумала вместе с Илларионом (Лариком) Маровым и художницей Лялей Голышевой, пока работала над мультипликационной «Сказкой без конца» (2023). «Мне всегда было проще петь, чем говорить. Я могла выдумывать истории, которых никогда не происходило, и таким образом переживала важные этапы взросления. Потом я стала писать музыку. Когда я поняла, что хочу делиться ей, мне не хотелось привязываться к себе как к Маше, хотя в песнях все мое личное и больное. В какой-то момент Ларик предложил петь как Gráta — и у меня в голове все сложилось».
Про стихи, сказки и демку про боль
Мария Мацель, исполнительница и соавтор сценария: Эту песню мы написали вместе с [музыкантом, соавтором Дельфина] Пашей Додоновым. Он включил мне гитарную демку и сказал: «Не знаю, что с этим делать. Может, напишешь слова, и мы сделаем классную песню? Тут про мою боль». Стихи быстро написались сами собой. Для меня песня реально стала спасением от моих страхов и неуверенностей. Она идеально подходит под первые осенние заморозки. Я сразу услышала в этой мелодии сказочную историю о мертвой царевне, которая ждет своего спасителя и вот-вот замерзнет навсегда. Мне представился этот красивый сад, в котором она лежит совсем одна, она не может двигаться и говорить, и эта песня — ее последний шанс быть спасенной.
Илларион Маров, режиссер и соавтор сценария: Этот клип — о том, как важно услышать свой внутренний голос, который мы отчетливо слышим в детстве, а потом начинаем глушить из-за каких-то взрослых штук. Помню, был конец зимы, мы с Машей уже дописали демоверсию альбома и думали, как будем его представлять. В кафешке меня озарило: есть же трек «Спящая», а в нем стихотворные строчки: «Затаив дыхание на сотни тысяч лет, я лежу стеклянная и белая, как снег. Жду тебя и слышу, как листья надо мной опадают с вишней, выросшей зимой». Я подумал, что это голос персонажа Gráta, который сотни тысяч лет ждал, пока Маша ее услышит, пойдет навстречу и разморозит. От этой мысли меня так пробрало, что я даже заплакал, по-моему.
Александр Демьяненко, оператор: Среди визуальных референсов — мой любимый фильм «Седьмая печать» Бергмана, работы художников Каспара Давида Фридриха, Джона Гримшоу и Вильгельм Хаммерсхёя. Специально для клипа мы изготовили камеру-обскуру, чтобы добиться иллюзорной картинки. Чертежи подсмотрели у Дэвида Хокни, в его книге «Утраченные техники старых мастеров»
Про армянские горы и озера
Илларион Маров: «Спящая» — сказка о том, как герой проходит разные испытания. Первую сцену мы снимали в заброшенном армянском монастыре Нехуцаванк — оттуда рыцарь начинает свой путь. Вторую — там он встречает странника в лице Паши Додонова — на водохранилище Толорс. Сон принцессы — на озере Севан. Как ни странно, сложнее всего оказалось найти цветущее дерево, хотя дело было весной. Мы долго гуляли по каким-то дебрям, вышли на поляну и увидели то самое, в окружении камней. До этой локации было невероятное сложно добраться со всем оборудованием, зато она идеально вписывалась в финал клипа. На скаутинг ушло несколько дней. Договаривались с местными жителями, чтобы они отвозили нас к локациям на джипах.
Почему Армения? Мы с Машей впервые оказались там два года назад: собирались в Грузию, но поездка отменилась, и мы решили задержаться в Армении. Арендовали машину и неделю ездили по стране. Было ощущение, что мы перемещались по разным климатическим поясам: полчаса в дороге — и заснеженные горы сменяются бесконечными степями. Озера, каньоны, водопады, заброшенные храмы, которым тысячи лет, — все это меня поразило, и я решил там обязательно что-нибудь снять: натурное и сказочное.
Про бюджет и сбор команды
Илларион Маров: Клип обошелся в полтора миллиона рублей. Изначально мы решились на эту историю, потому что одному спонсору понравилась песня Маши и Паши, и он согласился нас поддержать. Правда, в итоге мы потратили ровно в два раза больше. Вторая часть денег — из наших карманов. Но мы об этом не жалеем. Для меня это точно были пять лучших съемочных дней в жизни.
На подготовку клипа ушло месяца два, и это был самый простой этап. Команду собрали довольно быстро, хотя она была для нас новой: только с оператором Александром Демьяненко Маша уже работала ранее, остальные ребята пришли на клич в соцсетях. Сложнее всего оказалось организовать поездку в другую страну. Мы везли в Армению основную команду: художников-постановщиков, художника по костюмам, продюсера. Хорошо, что Саша [Демьяненко] жил в Армении и подключил свою команду. Мы везли с собой большую часть реквизита, всякие доспехи, рыцарские мечи.
Про скелет коня и розовые лепестки от «цветочного вельможи» из Еревана
Елизавета Монахова, художник-постановщик: Скелет коня сделан из папье-маше. Чтобы успеть его изготовить, наша команда бутафоров (Алеся Баламутина, Анна Котова, Влада Штромберг) три дня и три ночи не вылезала из квартиры, оккупированной под мастерскую. Перед выездом на съемки Юля [Власова, еще один художник-постановщик] высушила самые крупные «кости» в своей домашней духовке, которая до сих пор пахнет ПВА. На досмотре в аэропорту мы представили этого коня как нашего питомца. Теперь конь висит на стене в красивом ереванском доме — мы оставили его у члена съемочной группы.
Юлия Власова, художник-постановщик: Сосуд для живой воды Лиза нашла на «Авито», но продавец сказал, что сейчас в отъезде и отправить его не сможет. Но мы разговорились и выяснили, что он как раз в Ереване. Там и встретились. Всю посуду для трапезы принцессы нашли на местном блошином рынке «Вернисаж». Пришлось хорошо поторговаться, чтобы не вылезти из бюджета.
Натуральные лепестки роз для укрытия принцессы мы забронировали заранее по телефону у местного цветочного вельможи. Но вечером накануне съемок на месте встречи не оказалось ни лепестков, ни его самого. Было поздно, и никто на рынке не мог нас выручить. А потом мы встретили какого-то господина, который пообещал отложить для нас лучшие лепестки к 5:00. Утром мы поехали к нему домой, ничего особо не ожидая. Каково же было наше удивление, когда выяснилось, что он владелец шикарного сада с тысячью роз.
Про другие трудности
Илларион Маров: В Армении мы арендовали два минивэна. Права были только у нас с Машей. Дорога на съемочную площадку занимала час. И вот я сначала утром вез всех на смену, а потом, после 16 часов работы, по темноте их развозил. А я впервые в жизни водил минивэн и отвечал за восемь человек в салоне — огромная ответственность. Хотя сейчас вспоминаю это не с болью. Есть в этом своя романтика.
Больше всего времени — шесть месяцев — занял постпродакшн. Материала собралось на короткий метр длиной в 25 минут. Получилось 10–15 версий монтажа, и финальная кажется мне идеальной. А вообще, подумать только: совсем незнакомые мне люди включились в эту странную идею, которая пришла мне в голову когда-то зимой в кафешке.