«Лелера»
ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
20-минутный фильм «Лелера», который взял Гран-при и Премию Никиты Михалкова на фестивале «Святая Анна», теперь можно посмотреть на Blue Screen. Про поиски бюджета, экспедицию в Абхазию и прогулки по Люберцам с дедушкой рассказывает автор короткометражки — 23-летний выпускник мастерской Ивана И. Твердовского, участник «Кинотавра», ММКФ, «Зеркала» и «Короче» Николай Коваленко.
Николай Коваленко
22
возраст
Москва
родной город
Школа дизайна НИУ ВШЭ, Экранные искусства, мастерская Ивана И. Твердовского (2023)
образование
«Святая Анна», Гран-при и Премия Н.С. Михалкова (фильм «Лелера»); «Кинотавр», конкурс (фильм «V»); «Амурская осень», спецприз за операторскую работу (фильм «Лелера»); «Короче», внеконкурс (фильм «Лелера»); премия «Диалоги в кино», шорт-лист (фильм «Лелера»); ММКФ, внеконкурс (фильмы «V» и «Анна»); «Зеркало», короткометражная программа (фильм «Лелера»); «Новое движение», короткометражная программа (фильм «Лелера»); 7 ДОКер, внеконкурс (фильм «Место силы»).
участие в фестивалях
В восторге от фильма «Жизнь» Маттиаса Гласнера, очень люблю картину «Блажь» Ильи Поволоцкого и никак не могу забыть китайский док «Мэй» Ло Дуна, который увидел на прошедшем ММКФ. Я любитель медленного кино, игрового на стыке с документальным.
Но если честно, в кино вдохновляет даже сам процесс просмотра, когда на протяжении недели каждый день смотришь очень разное. И что-то попадает в тебя, а что-то совсем мимо. И вот ты либо радуешься, либо злишься. Поэтому мне очень по душе фестивальный формат. Кино становится большой частью тебя и людей вокруг. И не только людей, оно абсолютно везде, в каждой детали.
кино, которое вдохновляет
Про любимые Люберцы, дедушку «Лелеру» и сорвавшиеся планы
Если в двух словах, это история о дедушке Валере и его внуке Коле, который отмечает день рождения в санатории у моря и еще не знает, что этот праздник — их последний, проведенный вместе.
Идея «Лелеры» поселилась в моей голове на третьем курсе: я тогда доделывал свой короткометражный фильм «Анна», параллельно думал про дипломную работу и уже понимал, что она станет неким посвящением дедушке. Это важный для меня человек: мы с ним подолгу разговаривали, стабильно раз в неделю ходили в кино, гуляли по Люберцам, заворачивали куда-нибудь поужинать. Первый драфт сценария был совсем другим: я чувствовал сильную привязанность к родному городу в Подмосковье, считал Люберцы идеальным местом для съемок фильма. Задумывал кино про совместные прогулки с дедушкой — и про то, как он исчез из моего детства. Но потом вспомнил, как мы с ним решили обязательно съездить в санаторий к морю, а не в подмосковный, как каждое лето. Запланировали поездку на 2015 год, но дедушки не стало. Я подумал: раз поездки с дедушкой не случилось, то хоть сделаю об этом кино.
В слове «Лелера» есть какая-то нежность и мягкость — это очень про дедушку. А вообще так моя младшая сестра называла его в детстве, когда не могла выговорить имя Валера.
Бэкстейдж фильма «Лелера»
Про бюджет, экспедицию в Абхазию и силу теплых контактов
Итоговый бюджет фильма — примерно полтора миллиона рублей. Мы снимали в Абхазии, и большая часть денег ушла на логистику. Операторскую и световую технику мы везли на двух машинах из Москвы. В третью запихнули художку — всякие тюли, скатерти, вещи, которые требовались художнику-постановщику. Съемочная команда добиралась из Москвы в Сочи на самолете, а потом пересаживалась в машину и ехала в Абхазию. В общем, траты ушли на то, чтобы всех и все довезти до площадки и обеспечить команде хотя бы минимальные комфортные условия работы. Это студенческое кино, все работали бесплатно.
Бэкстейдж фильма «Лелера»
С финансированием помогла компания «Кинопчелы». Вышло как: я осознавал, что не смогу снять кино на собственные деньги, и мы с продюсером действовали по классической для студентов стратегии. Завели отдельную почту для фильма, сделали подробную и красивую презентацию, приложили сценарий и стали рассылать всем подряд. Когда нам не ответил ни один продакшн, я отчаялся и написал знакомому исполнительному продюсеру Ване Борисову, чтобы посоветоваться, как быть дальше. Он и соединил меня с «Кинопчелами» — написал им официальное письмо, передал презентацию и сценарий. Меня позвали в офис, мы все обсудили, компании понравилась идея, и мы начали быстро готовиться к съемкам, до которых оставалось две-три недели.
Тогда я уже знал, что надо снимать в Абхазии. Где-то за четыре месяца до съемок я поехал на скаутинг по Черноморскому побережью. При этом нужно было экономить: ездил я на свои деньги. Я позвал с собой друга-композитора Даню Прасолова. Нужно было объехать все локации, которые мы предварительно выбрали по картинкам из интернета. Сначала мы сутки добирались на поезде до Тамани, потом — до поселка Волна. Была зима, ночевали в палатке. Спасибо, что это было на юге, да и мы с Даней люди опытные — уже путешествовали в таких условиях. Конечной точкой была Абхазия. В итоге мы снимали там в разных санаториях, но главной локацией стал санаторий Пицунды — это такой большой комплекс. Там же мы жили с командой. Я пообщался с местными людьми из администрации, руководством санатория. Они оказались прекраснейшими людьми, были готовы со всем помогать.
Про живопись Эндрю Уайета и лучший подход к поиску референсов
Я долго находился в поиске визуального языка. А потом художник-постановщик Настя Яковлева внезапно предложила взять за референс не какое-то кино, а живопись ее любимого художника Эндрю Уайета. Мы были на этапе раскадровки и стали прикидывать кадры, глядя на его картины. Мне так понравилось, что я взял это в привычку — из живописи, на мой взгляд, можно почерпнуть гораздо больше, чем из архивных фильмов.
Работы Эндрю Уайета
«Лелера», 2024
Про команду
Актеров я подбирал по классике: искал кандидатов по базе FilmToolz, советовался со знакомыми кастинг-директорами. Дедушку Валеру выбирал из актеров на сайтах театров, потом шел на спектакль и приглашал прийти на кастинг. Пробы были ансамблевые: актеры пробовались втроем. Актрису на небольшую, но важную роль сотрудницы столовой я нашел в Абхазии, в Сухумском театре.
У нас было четыре съемочных дня в конце апреля и в начале мая. Работа с натурой — штука сложная. Был момент, когда мы уже собрались снимать, а на улице на полдня зарядил ливень. В итоге решили снимать сцены в интерьерах, а оператор воссоздавал солнечное освещение при помощи приборов — классическая история.
Музыку писал мой друг-композитор Даня Прасолов, с которым я работал и на других своих фильмах. Я скинул ему монтаж «Лелеры», и он накидал саундтрек. В финале можно услышать женский вокал — это Соня Винтенко, они с Даней часто пишут музыку вместе.
Про учебу в Вышке и советы Ивана И. Твердовского
Стандартный учебный процесс в мастерской такой: осенью мы обсуждали сценарий, зимой — подготовку к съемкам, весной — отснятый материал и монтаж. На мысль отойти от съемок в Люберцах и сфокусироваться на конкретной истории меня натолкнул Иван [Твердовский]: он выслушал идею первого драфта и посоветовал вытащить из воспоминаний что-то конкретное, более глубокое. Когда я принес на пару историю про день рождения в санатории, Иван сказал: «Да, оно». Еще он дал ценный совет по монтажу. В фильме, ближе к финалу, есть очень важная для меня сцена, которая задумывалась очень эмоциональной: дедушка уходит вдаль, а на переднем плане Коля в ярко-желтой куртке бросает камешки в воду и не замечает ничего вокруг. Изначально я хотел вставить эту сцену в начало, но Иван меня отговорил: она, по сути, олицетворяла уход дедушки из жизни и хорошо ложилась в конец.
Бэкстейдж фильма «Лелера»
Про съемки дебютного полного метра и короткометражки мечты
Осенью 2024-го мы вместе с кинокомпанией «Альянс» и продюсером Максимом Королевым получили от Минкульта финансирование на производство моего дебютного полного метра. Фильм называется «Другой мир». Сценарий мы с моим товарищем Кириллом Прониным закончили прошлым летом. Сейчас идет активный кастинг. Съемки начнем ближе к лету.
А на прошлой неделе я вернулся из Калининградской области, где проходили съемки короткого метра «Наш год». Это история про моих ближайших друзей, которую я давно хотел реализовать, и вот все сложилось. В январе я написал сценарий, сейчас постепенно сажусь за монтаж. Надеюсь, во второй половине 2025-го фильм можно будет увидеть на каком-нибудь фестивале.