Blueprint
T

Роман Полански от А до Я

ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

В повторный российский прокат вышел фильм Романа Поланского «Резня» (2011), черная комедия со звездным квартетом — Кристоф Вальц, Джоди Фостер, Кейт Уинслет, Джон С. Райли. В центре сюжета — две пары, которые пытаются цивилизованно уладить школьный конфликт своих детей, но обнаруживают довольно много дикого в самих себе. 90-летний Полански может служить еще более впечатляющим примером противоречивости человеческой природы.


Аа

Бб

Вв

Гг

Дд

Кк

Мм

Нн

Жж

Пп

Рр

Сс

Тт

Цц

Чч

Шш

Ээ

Яя

А

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":325,"y":-1,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":350,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

↑ К алфавиту

Актер

Во время учебы в Национальной киношколе в Лодзи Полански дебютировал в кино в качестве актера. В 1954 году он снялся в первом полнометражном фильме Анджея Вайды — военной драме «Поколение» об антифашистской ячейке, помогающей готовить восстание в варшавском гетто. Позже Полански играл в собственных фильмах самые разные роли — от главных до совсем крошечных, но незабываемых камео.


Фильм «Поколение», 1954

Б

«Бесстрашные убийцы вампиров» 


Первый цветной фильм Поланского — диковатая пародия на вампирские хорроры, вышедшая на экраны в 1967 году. По сюжету профессор из Кенигсберга (напоминающий внешне Эйнштейна) и его студент (которого играет сам Полански) едут в Трансильванию, чтобы проверить слухи о том, что там до сих пор живет семья вампиров. Комические ученые останавливаются на постоялом дворе в горной деревне, где студент немедленно влюбляется в дочь хозяина. Ее играет Шэрон Тейт, и роман тут же выходит за рамки экрана: в 1968-м Полански и Тейт заключают брак. Фильм считается удачным, но сегодня вызывает скорее культурологический интерес — исследователи сравнивают его не только с картинами Роджера Кормана и студии Hammer, но и с работами Александра Птушко (из-за сказочной атмосферы). В заснеженной румынской деревне весело. Ряженые в идиотских париках а-ля эпоха Людовика XIV злобно скалят кривые опасные зубы. Вместо санок все катаются на гробах.


«БЕССТРАШНЫЕ УБИЙЦЫ ВАМПИРОВ», 1967
«БЕССТРАШНЫЕ УБИЙЦЫ ВАМПИРОВ», 1967
«БЕССТРАШНЫЕ УБИЙЦЫ ВАМПИРОВ», 1967

Фильм «БЕССТРАШНЫЕ УБИЙЦЫ ВАМПИРОВ», 1967

В

«ВЕНЕРА В МЕХАХ», 2013

«Венера в мехах»

Камерная драма 2013 года по пьесе Дэвида Айвза, написанной, в свою очередь, по мотивам одноименного романа Леопольда фон Захер-Мазоха. После 40-летней работы в англоязычном кинематографе Полански снимает фильм на французском. Матье Амальрик, его очевидное альтер эго, играет театрального режиссера, который ищет актрису для инсценировки «Венеры в мехах». На прослушивание врывается растрепанная героиня Эммануэль Сенье, которой не было в списке претенденток. Она ведет себя настолько нахраписто, что режиссер, не выдержав напора, соглашается на пробу — и понимает, что перед ним не просто хабалка, но настоящий талант. А дальше начинается характерное для подобных сюжетов смешение театра и жизни. Доминирование и подчинение перестают быть игрой, и режиссер обнаруживает, что оказался, в сущности, персонажем собственной постановки. Если учесть, что в жизни Эммануэль Сенье — жена Поланского, в фильме можно увидеть черты не только психоанализа, но и самопародии.

Фильм «ВЕНЕРА В МЕХАХ», 2013

↑ К алфавиту

Г

РОМАН ПОЛАНСКИ

Гетто

ЕВРЕЙСКОЕ ГЕТТО КРАКОВА, 1939

Полански — свидетель холокоста. Он родился в 1933 году в Париже, но спустя четыре года семья вернулась на родину отца — в Польшу. После нацистского вторжения Полански с родителями оказался в числе других евреев в краковском гетто. Затем родителей забрали в лагеря смерти — мать была убита в Аушвице, отец выжил. Мальчику удалось сбежать, его приютила католическая семья, и хотя Полански не был крещен, он исправно посещал церковь и учил молитвы. Травма холокоста была впоследствии отыграна режиссером не только сюжетно (см. «Пианист»), но и способствовала созданию убедительной атмосферы в его хоррорах.


Роман Полански в детстве

Еврейское гетто Кракова, 1939

↓ Пианист

РОМАН ПОЛАНСКИ НА СЪЕМКАХ ФИЛЬМА «ПИАНИСТ», 2002

Роман Полански на съемках фильма «пианист», 2002

Д

«ДЕВЯТЫЕ ВРАТА», 1999

Дьявол

↑ К алфавиту

Фильм «Девятые врата», 1999

Героиня Мии Фэрроу из «Ребенка Розмари» (1968) от него беременеет, в «Девятых вратах» (1999) герой Джонни Деппа разыскивает подлинник книги, которая, по утверждению автора, была написана в 1666 году совместно с Люцифером. Полански, называющий себя агностиком, не боится играть с огнем оккультизма и мистики — возможно, потому, что в его жизни были вещи пострашнее встречи с потусторонними силами.

Ж

ФИЛЬМ «ЖИЛЕЦ», 1976

«Жилец»

ФИЛЬМ «ЖИЛЕЦ», 1976
ФИЛЬМ «ЖИЛЕЦ», 1976

Фильм «ЖИЛЕЦ», 1976

Хоррор по мотивам романа французского сюрреалиста Ролана Топора, претендовавший на призы Каннского фестиваля 1976 года. Полански не только поставил фильм, но и сыграл в нем главную роль польского эмигранта в Париже. Переехав в нехорошую съемную квартиру, предыдущая арендаторка которой покончила с собой, герой начинает подозревать, что в трагедии были замешаны недружелюбные соседи, и неотвратимо погружается в паранойю, которая приводит его к социальному отчуждению и психическому срыву.

К

«Китайский квартал»

ФИЛЬМ «КИТАЙСКИЙ КВАРТАЛ», 1975
ФИЛЬМ «КИТАЙСКИЙ КВАРТАЛ», 1975
ФИЛЬМ «КИТАЙСКИЙ КВАРТАЛ», 1975

Фильм «КИТАЙСКИЙ КВАРТАЛ», 1975

Классика нуара и одна из несомненных вершин Поланского. В 1975 году картина получила 4 «Золотых глобуса», в том числе за лучший фильм и режиссуру, была номинирована на 10 «Оскаров», но выиграла лишь статуэтку за лучший оригинальный сценарий (Роберт Таун). Джек Николсон играет частного детектива Джейка Гиттеса, который, начиная расследование супружеской измены, оказывается втянут в запутанную аферу вокруг незаконного слива воды из системы водоснабжения Лос-Анджелеса во время засухи 1939 года. За исключением Гиттеса, практически все персонажи тут не те, кем кажутся, загадки постоянно множатся, атмосфера становится все мрачнее, а финал не приносит герою формальной победы. Фильм длится больше двух часов, но не отпускает зрителя благодаря гипнотизирующему затягивающему ритму и точно дозированному напряжению. Сам Полански появляется на экране в эффектном камео — его персонаж советует герою Николсона не совать нос в чужие дела и для убедительности режет ему ножом ноздрю.


↑ К алфавиту

{"points":[{"id":8,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":10,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":9,"properties":{"duration":475,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

M

Мэнсон, Чарльз Миллес

Мошенник, сутенер, расист, лидер секты, известной как «семья Мэнсона», члены которой совершили летом 1969 года как минимум девять жестоких убийств в Калифорнии. Среди жертв оказались беременная жена Поланского Шэрон Тейт и гости ее вечеринки. Сам режиссер в это время был на съемках в Европе. Мэнсон не участвовал в этом преступлении непосредственно, но был его организатором. По свидетельствам убийц, он велел им войти в дом Поланского и Тейт и уничтожить там всех «настолько ужасно, насколько возможно». Исследователи расходятся во мнениях относительно психической патологии Мэнсона: одни считают, что он страдал шизофренией, другие говорят о психопатии и биполярном расстройстве. Одно время Мэнсон увлекался сайентологией, но по-настоящему был зациклен на идее апокалиптической расовой войны и рассказывал своим последователям о будущем восстании чернокожих, которые убьют в Америке всех белых, кроме членов его «семьи». Помимо преступной деятельности Мэнсон пытался заниматься музыкой, в частности, сотрудничал с группой The Beach Boys. Но его «культурное влияние» связано по большей части с шоком, вызванным убийствами в Лос-Анджелесе. Одних только документальных фильмов о Мэнсоне и его «семье» снято больше десятка.

Н

«Нож в воде»

ФИЛЬМ «НОЖ В ВОДЕ», 1962
ФИЛЬМ «НОЖ В ВОДЕ», 1962
ФИЛЬМ «НОЖ В ВОДЕ», 1962

Фильм «НОЖ В ВОДЕ», 1962

Полнометражный дебют Поланского — вышедший в 1962 году лаконичный черно-белый триллер, к сценарию которого приложил руку еще один будущий польский классик Ежи Сколимовский. Действие происходит в основном на яхте и описывается рекламным слоганом: «Одна женщина. Два ревнивых мужчины. Опасная игра». Умение Поланского скупыми средствами создавать впечатляющий саспенс было оценено номинацией на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Просто чтобы оценить контекст — выиграл тогда «8 1/2» Федерико Феллини.


П

«Пианист»

Фильм 2002 года, принесший Поланскому сначала «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, а затем «Оскар» за режиссуру. В копилке наград картины также британская BAFTA (за лучший фильм и режиссуру) и семь французских «Сезаров». Сценарий основан на автобиографической книге пережившего холокост польского еврея-музыканта Владислава Шпильмана и, очевидно, на личном опыте Поланского. Герой Эдриана Броуди, пианист — не столько участник, сколько свидетель трагических событий в Польше 1939–1945 годов. Он помогает в подготовке восстания в варшавском гетто, но фильм скорее о выживании и сохранении человеческого достоинства, чем о героизме и сопротивлении. Выжить герою помогает музыка, которая оказывается сильнее войны и тоталитарных идеологий — однажды Владислава, узнав в нем пианиста, спасает от голодной смерти капитан вермахта.

←  К алфавиту

Р

«Ребенок Розмари»

«РЕБЕНОК РОЗМАРИ»
{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":-126,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":1000,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeOut","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
«РЕБЕНОК РОЗМАРИ»
«РЕБЕНОК РОЗМАРИ»

Классика хоррор-жанра и первый голливудский фильм Поланского, сразу же сделавший его звездой коммерческого кинематографа. Режиссер сам написал сценарий, адаптировав впечатливший его роман Айры Левина о молодой манхэттенской домохозяйке, которая забеременела от дьявола. Фильм, вышедший в 1968 году, убедительно воспроизводит логику кошмара, из которого можно проснуться лишь в следующий кошмар. Всего год спустя этот кошмар, воплотившийся в «семье» Чарльза Мэнсона, нагнал Поланского наяву.


«РЕБЕНОК РОЗМАРИ»
«РЕБЕНОК РОЗМАРИ»

C

Сексуальное насилие

10 марта 1977 года Полански был арестован по обвинению в изнасиловании 13-летней Саманты Джейн Гейли (сейчас — Геймер) во время приватной фотосессии для Vogue, на которую, по словам девочки, дала согласие ее мать, актриса и модель. Съемка проходила в лос-анджелесском доме друга Поланского, актера Джека Николсона, пока он сам катался на лыжах в Колорадо. Режиссеру предъявили обвинения по шести пунктам, включая сексуальное насилие в отношении несовершеннолетней с использованием наркотиков. Поначалу Полански все отрицал, но затем признал вину в незаконном сексуальном контакте с несовершеннолетней в обмен на снятие пяти других обвинений и прошел психиатрическую экспертизу, проведя в тюрьме 42 дня. Адвокаты рассчитывали, что он получит условный срок, однако позже появилась информация об угрозе реального заключения. Полански, не находившийся к тому моменту под стражей, предпочел уехать во Францию, откуда как гражданин этой страны не мог быть экстрадирован в США, и с тех пор избегал посещения стран, где могла возникнуть такая угроза.

РОМАН ПОЛАНСКИ, 1977

←  К алфавиту

РОМАН ПОЛАНСКИ, 1977

Случай Саманты Геймер — не единственный, когда Поланского обвиняли в сексуальном насилии, но единственный, когда дело дошло до суда. Остальные жертвы вспоминали о произошедшем много лет спустя. В 2012 году актриса Шарлотта Льюис заявила, что Полански изнасиловал ее в Париже в 1983-м, когда ей было 16 лет. В 2017 году с обвинениями выступили Рената Лангер, в 16-летнем возрасте принимавшая участие в съемках фильма Поланского в Италии, и Марианна Барнар, утверждавшая, что Полански изнасиловал ее в 1975 году, когда ей было всего 10 лет. Наконец, в 2019-м французская актриса Валентин Монье заявила, что Полански изнасиловал ее 44 года назад, когда ей было 18. Первая жертва, Саманта Геймер, в 2017 году попросила суд Лос-Анджелеса прекратить дело 40-летней давности. «Я прошу вас подумать над тем, чтобы решить эту проблему, не заключая в тюрьму 83-летнего человека», — заявила она в суде.

Сам Полански скандально комментировал эпизоды сексуальной связи с несовершеннолетними в духе «а что такого?». В 1979 году в интервью британскому писателю Мартину Эмису он утверждал, что все, включая судей, хотят секса с юными девочками.

«Смерть и дева»


ФИЛЬМ «СМЕРТЬ И ДЕВА», 1994

Тема сексуального насилия, трудности его доказательства и обоснованности мести развернута Поланским в камерном триллере 1994 года по пьесе Ариэля Дорфмана. Действие происходит в неназванной южноамериканской стране, вероятнее всего, в Чили, недавно пережившей диктатуру. Сигурни Уивер играет бывшую жертву, Бен Кингсли — предположительно бывшего мучителя, который случайно оказался в ее доме, в непогоду оказав на дороге помощь ее мужу, известному юристу. Героиня не знает его в лицо, но помнит множество других деталей, от голоса и запаха до пристрастия к Шуберту, под чей струнный квартет ре минор «Смерть и дева», давший название фильму, мучитель издевался над жертвой, завязав ей глаза. Она убеждена, что ночной гость — тот самый человек, и намерена любым способом, включая пытки и угрозу смерти, выбить у него признание. Предполагаемый насильник сначала все отрицает, потом ради спасения договаривается с мужем героини о ложном признании, и хотя Кингсли внешне совершенно не похож на Поланского, что-то общее между его персонажем и режиссером фильма определенно есть.


←  К алфавиту

Т

Тарантино, Квентин


В фильме «Однажды в... Голливуде» (2019) Тарантино снимает альтернативную историю нападения «семьи» Мэнсона на виллу Поланского и Шэрон Тейт 8 августа 1969 года. Герои картины — выходящая в тираж звезда вестернов и военных фильмов (Леонардо ДиКаприо) и его дублер (Брэд Питт) — живут по соседству и в роковой вечер, уже изрядно выпив за просмотром сериала, неожиданно эффективно противостоят фанатикам-убийцам. «Однажды в... Голливуде» завершает начатую «Бесславными ублюдками» и продолженную «Джанго освобожденным» трилогию Тарантино о волшебной силе кино, побеждающей любое зло, будь то Гитлер, плантаторы-расисты или банда Мэнсона. Полански в фильме показан суперуспешным режиссером свежего блокбастера — «Ребенка Розмари», который катается с женой в кабриолете с вечеринки на вечеринку. Герой ДиКаприо ужасно ему завидует, но в решающий момент вместе с дублером идет помогать соседям, вооружившись огнеметом, с помощью которого уничтожал на экране нацистов.

Ц

←  К алфавиту

Цюрих

В сентябре 2009 года Полански прилетел в Швейцарию, где должен был получить почетный приз за выдающийся вклад в кинематограф на Цюрихском кинофестивале. Вместо почета его ждали неприятности — в аэропорту Цюриха полиция задержала режиссера по запросу США в связи с ордером на арест 1978 года. Немедленно поднялась волна возмущения — петицию с требованием освободить Поланского подписали звезды мировой киноиндустрии от Дэвида Линча и Мартина Скорсезе до Вонга Карвая и Натали Портман (которая, правда, потом передумала и подпись отозвала). Больше всего страсти разгорелись во Франции, где режиссера поддержал министр культуры Фредерик Миттеран, зато осудила правая популистка Марин Ле Пен. Опросы общественного мнения показали, что французы в большинстве против Поланского. С ними оказались солидарны и поляки. В тюрьме Полански, впрочем, пробыл недолго — уже в ноябре его под залог перевели под домашний арест, который режиссер отбывал в своем швейцарском шале. А в июле 2010 года швейцарский суд отклонил запрос об экстрадиции и освободил Поланского.

РОМАН ПОЛАНСКИ И ВУДИ АЛЛЕН

Ч

«Что?»

Фильм «ЧТО?», 1972

Абсурдистская комедия 1972 года о сексуальных унижениях американки-хиппи, путешествующей автостопом по Италии. Спасаясь от банды извращенцев, она попадает на виллу, полную еще более странных гостей, напоминающих персонажей «Алисы в Стране чудес». В роли сутенера на пенсии снимается итальянская суперзвезда Марчелло Мастроянни. В съемках принимает участие 16-летняя Рената Лангер, которая в 2017 году предъявит Поланскому обвинение в изнасиловании.

←  К алфавиту

Ш

ШЭРОН ТЕЙТ


ШЭРОН ТЕЙТ

Вторая жена Поланского, актриса и модель, выигрывавшая конкурсы красоты еще в подростковом возрасте. Классическая блондинка с выразительными глазами, она начинала сниматься с рекламы и телесериалов, первую кинороль получила в оккультном триллере «Глаз дьявола» (1966), а уже на следующем проекте — «Бесстрашные убийцы вампиров» (1967) — познакомилась с Поланским, за которого вскоре вышла замуж. В 1968-м она сыграла в боевике «Команда разрушителей» с Дином Мартином. Чудовищное убийство беременной Тейт в августе 1969-го, по словам Полански, стало главным водоразделом в его жизни.

Э

Эммануэль Сенье

ЭММАНУЭЛЬ СЕНЬЕь

Французская актриса, жена Поланского с 1989 года. Снялась в его фильмах «Горькая луна» (1992), «Девятые врата» (1999), «Венера в мехах» (2013), «Основано на реальных событиях» (2017), «Офицер и шпион» (2019). Играла также в картинах таких крупных режиссеров, как Франсуа Озон, Оливье Ассаяс, Ежи Сколимовский, Дарио Ардженто.

Я

«Я ОБВИНЯЮ»

Оригинальное название фильма 2019 года, вышедшего в англоязычный и российский прокат как «Офицер и шпион». Картина рассказывает о «деле Дрейфуса», всколыхнувшем Францию на рубеже XIX-XX веков. В 1894 году офицер французского генштаба Альфред Дрейфус был признан виновным в шпионаже в пользу Германии. В его защиту выступили видные деятели культуры, в том числе Эмиль Золя, опубликовавший открытое письмо под заголовком «Я обвиняю», в которой обвинял французское правительство в антисемитизме. Но Полански делает главным героем фильма офицера Жоржа Пикара, который обнаружил настоящего шпиона и встал на сторону Дрейфуса, перешагнув через собственный антисемитизм. Для режиссера эта история тоже личная, он успел испытать примерно все, о чем идет тут речь, — и антисемитизм, и судебное преследование, и предвзятость общественного мнения (не будем, впрочем, забывать, что, в отличие от Поланского, Дрейфус был невиновен). Но, выбрав на главную роль Жана Дюжардена, актера с очевидным комедийным даром, Полански сумел уравновесить пафос высказывания иронией формы — и снял трагифарс, отмеченный призами Венецианского кинофестиваля и тремя «Сезарами».

Альфред Дрейфус

«Офицер и шпион», 2019

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}