Blueprint
T

Иллюзия обмана

ТЕКСТ:
Катя Морозова

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

В российский прокат выходит фильм — лауреат Каннского фестиваля 2023 года, «Анатомия падения» Жюстин Трие. Эта детективная драма о расследовании загадочной смерти даже не старается играть по законам жанра и вместо этого предлагает нам головокружительное погружение в историю одного несчастливого брака, в которой невозможно отличить правого от виноватого, ложь от правды, воображение от реальности. Обмануться была рада Катя Морозова.

Уже давно примерно каждый лауреат в любой области культуры вызывает разговоры о том, что его награда — политическое решение, конформистский реверанс в сторону новой этики, феминизма и далее по списку. На радость
тем, кто испытывает негодование по поводу политических решений в сфере культуры, наступил 2023 год. Что в Каннах, что в Венеции, что на недавнем литературном Нобеле вроде бы победило «чистое искусство», то есть премии явно старались давать непосредственно за успехи и достижения конкретного автора или произведения без оглядки на тенденции. Минувшей весной в Каннах «Золотую пальмовую ветвь» получила Жюстин Трие (третья в истории фестиваля режиссерка, взявшая главный приз Канн), однако «Анатомия падения», притом что в центре сюжета — тоже женщина, рассказывает о вещах, далеких от «прогрессивной повестки». Это история супружеской пары, белых и привилегированных европейцев, писателей, променявших Лондон на шале в Альпах. Но реальность их жизни далеко не так благозвучна и безоблачна. Узнавать о ней нам предстоит в зале суда, «Анатомия падения» завернута в жанр судебной драмы, но, несмотря на вердикт присяжных, мы так и не получим ответ на ключевой вопрос. Понять, нужен ли он вообще и где его искать, — наша с вами работа. Главное, что те герои, кого он непосредственно касается, кажется, эту проблему решили.

У успешной писательницы Сандры Войтер (Сандра Хюллер) никак не клеится интервью, ради которого к ней в шале приехала студентка. Войтер то не решается на откровенный разговор, то откровенно флиртует, а затем и вовсе останавливает беседу из-за невыносимо громкой музыки, которую, нисколько не стесняясь, включает ее муж. (Надо заметить, что инструментальная версия PIMP 50 cent, безостановочно играющая у мужа главной героини, будет долго вас преследовать — проверено на нескольких зрителях; блестящий выбор композиции.) Этот несостоявшийся разговор — изящный пролог к драме о людях, потерявших возможность разговаривать и понимать друг друга, неслучайно она — немка, он — француз, но разговаривают они на английском. За интервью последует загадочное падение мужа Войтер с третьего этажа шале, ремонтом которого он занимался, — то ли несчастный случай, то ли самоубийство, то ли... Главная подозреваемая — сама Войтер, единственный свидетель — их сын-подросток, практически ослепший в результате несчастного случая в детстве. Избитый прием со слепым свидетелем здесь выглядит вполне уместным и хорошо встроенным в сюжет. Отношения матери и сына и гамма чувств последнего, оказавшегося в ситуации, когда мать обвиняется в убийстве отца (с которым, к слову, он был очень близок), во многом двигает сюжет и добавляет ему аккуратной сентиментальности.

В остальном фильм холоден, блестяще выстроен, не утомителен, несмотря на приличный хронометраж и на скупость в выборе мест действия — большая его часть проходит в зале суда и за подготовкой к заседаниям. При этом напряжение так высоко, что буквально до последней минуты зритель по инерции ждет неминуемого твиста — не может же настолько увлекательный фильм о суде, детектив, закончиться без разгадки. Может. И в этом его главное обаяние и попытка сделать эту историю чем-то большим, чем очередной ремейк на «Сцены из супружеской жизни». Тем не менее фильму явно не хватает чего-то, что могло бы сделать из него феномен, а не просто хорошее кино. Разговоры на вечные темы, пусть и увлекательные, часто не оставляют после себя никаких эмоций.

Вообще, «Анатомия падения» могла бы стать отличным романом; кажется, что она в это и играет. Романы Войтер не раз упоминаются на судебных заседаниях, и мы понимаем, что она работает с жанром автофикшн и все ее книги основаны на реальном опыте отношений с близкими людьми. «Анатомия падения» — словно экранизация будущей книги писательницы, для которой чрезвычайно важны темы сосуществования факта и вымысла. В диалоги, которые, к слову, очень хороши, то и дело вмешиваются рассуждения о воображении и о том, как оно влияет на реальность. Вывод, видимо, в том, что одно не всегда отличимо от другого, даже если глаза видят, а уши вслушиваются.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}