Шаман Изумрудного Мегалополиса
ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
Первый месяц нового года продолжает тенденцию 2024-го — в российском прокате все больше жанровых фильмов с Востока: к триллерам и хоррорам из Южной Кореи добавилась такая же продукция из Таиланда. О качестве этих фильмов неизвестно пока почти ничего, а в локализованных названиях используются заезженные популярными франшизами слова «астрал» или «заклятие». Но десятку интересных релизов выбрать все-таки можно — и в довольно широком диапазоне от новых картин больших западных киноавторов до фильмов — призеров российских кинофестивалей.
1
Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича
С 1 января
Главный новогодний блокбастер отечественного производства — новая экранизация хрестоматийной сказки Александра Волкова. Имя режиссера внушает оптимизм — Игорь Волошин из тех авторов, которых принято называть визионерами, а для волшебной истории это важнее любых спецэффектов. Светлана Ходченкова играет злую колдунью Бастинду, Юрий Колокольников — Железного дровосека. Сюжет, само собой, актуализирован: девочка Элли прибывает в сказочную страну со смартфоном, а собака Тотошка знает слово «релокация».
2
Расскажи мне кино
С 1 января
Ретродрама в сеттинге чилийской провинции 1960-х, где главное и почти единственное развлечение — кино по выходным. Герои ходят в кинотеатр всей семьей, а потом с увлечением пересказывают друг другу увиденное, дополняя фильмы собственной фантазией. Самой способной рассказчицей оказывается младшая дочь. И когда отец теряет работу, ее талант начинает кормить семью — 11-летняя девочка пересказывает фильмы тем, у кого нет возможности их посмотреть (примерно так же, надо заметить, делали российские кинокритики в начале 1990-х и, похоже, начинают заниматься этим снова). Датчанка Лоне Шерфиг получила известность, приняв участие в движении «Догма 95» — затеянной Ларсом фон Триером революции, целью которой провозглашалось освобождение кино от спецэффектов и прочих неестественных вещей, которых не бывает в жизни. Но с годами ушла от радикализма и нашла свои тему и жанр — мелодраму о сильных женщинах. Новая картина — история взросления такой героини. И, очевидно, признание в любви к кино со всеми его иллюзиями и всем тем, чего в реальной жизни быть не может.
3
«Мегалополис»
С 2 января
Древнеримский эпос в сеттинге воображаемой современной Америки — затея настолько же амбициозная, насколько рискованная. Империя переживает закат, патриции разлагаются, низы криминализируются, хаос подступает отовсюду. На этом фоне архитектор и нобелевский лауреат Цезарь Катилина в исполнении Адама Драйвера проектирует утопический город будущего. А Фрэнсис Форд Коппола, который вынашивал этот проект больше 40 лет, строит очередной фильм-колосс, который в любой момент может рухнуть под собственной тяжестью. Даже если это неудача, как решили критики, это неудача Копполы — великого режиссера, автора «Крестного отца» и «Апокалипсиса сегодня», мегаломана и маньяка, готового поставить на свою идею все. Так что пропустить «Мегалополис» на большом экране совершенно невозможно.
4
День недели — любой
С 9 января
Мелодрама в классическом любовном треугольнике — мужчина между двумя женщинами, одна из которых неизлечимо больна. Звучит не слишком увлекательно, но автор сценария и режиссер Алена Званцова умеет рассказывать истории — она писала, например, сериал «Оттепель» для Валерия Тодоровского. А оператор Шандор Беркеши умеет показывать любую историю красиво, что недавно подтвердило жюри фестиваля «Зимний», отдав фильму Званцовой приз за лучшее визуальное решение.
5
шаман
16 января
Якутский хоррор о старике шамане, который устал общаться с духами и хочет на пенсию, но в такой профессии уволиться не так-то просто. К шаману приходят люди с самыми разными просьбами, однако у духов высокая цена: слоган фильма — «Бойся своих желаний». По словам авторов, истории нескольких персонажей взяты из реальной жизни. Режиссер Михаил Мерзликин хорошо знает фактуру — он вырос в Сибири, объездил всю Хакасию, лично знает многих шаманов. Один из них стал консультантом фильма и даже попросил у духов «белую дорогу». В общем, это кино предлагает серьезное погружение в экзотическую культуру: диалоги со злым духом, например, звучат на хакасском языке.
6
Плохая девочка
С 16 января
Фильм из программы Венецианского кинофестиваля, на котором Николь Кидман получила Кубок Вольпи за лучшую женскую роль. Она сыграла руководительницу большой компании, увязшую в опасном романе с молодым подчиненным. Картина, произведенная студией А24, главным поставщиком американского кино на международные фестивали, балансирует между драмеди и эротическим триллером, Кидман не стесняется наготы и готовится к новым наградам — она уже номинирована на «Золотой глобус».
7
Присутствие
С 23 января
Мистический хоррор Стивена Содерберга — режиссера-автора, который обожает игры с жанровым кино. По описанию «Присутствие» выглядит традиционным фильмом ужасов о семье, которая переехала в новый дом, а там уже обитает какая-то хтонь, тени не хотят знать свое место и от каждого шороха волосы встают дыбом. Но у Содерберга за привычным жанровым антуражем, конечно, припрятано что-то еще. Критики пишут, что он соединяет все типовые элементы хоррора, а потом переворачивает жанр с ног на голову. Отчего кровь стынет еще сильнее.
8
Что случилось осенью
С 23 января
История о пенсионерке из Бургундии, которая решила накормить семью грибами, но то ли нашла в лесу не те грибы, то ли как раз те, что надо, — так или иначе, обед кончился плохо, а дальше надо разбираться почему. Если учесть, что Франсуа Озон получил на фестивале в Сан-Себастьяне приз за сценарий, сюжет этот очень непрост, и вряд ли зритель получит ответы на все вопросы даже в финале. Сам Озон утверждает, что похожая история произошла с его тетей. Но верить ли одному из самых изощренных и парадоксальных французских киноавторов на слово — тоже большой вопрос.
9
Самый ценный груз
С 30 января
Драма о семье лесника, подобравшей младенца, которого выбросили из поезда, идущего в лагерь смерти Аушвиц. Чудесное спасение вызывает конфликт — жители деревни боятся, что девочка навлечет на всех беду. Режиссер Мишель Хазанавичус в очередной раз выбирает нетривиальный способ показа истории — в «Артисте» он имитировал немое кино, в «Молодом Годаре» фирменные приемы своего героя, а в новой картине неожиданно использует анимацию в стилистике середины прошлого века. Фильм участвовал в конкурсе Каннского кинофестиваля.
10
АГНИЯ
С 30 января
Социальная драма о печнице с Крайнего Севера, которая живет в аварийном доме, ловит рыбу в проруби и в одиночку растит сына, — полнометражный режиссерский дебют Павлы Стратулат, которая сама выросла на Кольском полуострове, училась сочинять истории у Юрия Арабова, а снимать — у Павла Лунгина. Предыдущая работа Павлы — короткометражка «Чистота» — участвовала в конкурсе Московского кинофестиваля в 2020 году. «Агнию» показали на фестивале «Маяк», где актриса Евгения Громова получила приз за лучшую женскую роль.