И усами шевелит
ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
В декабре не так много заметных премьер, зато среди них — три фильма из Канн и один из Венеции, а также воссоединение творческой команды «Форреста Гампа». А кому всего этого не хватит, на фестивале «Зимний» можно посмотреть, что произвел за уходящий год национальный кинематограф, и приникнуть к истокам шаманизма.
прокат
«Безмолвное братство»
Криминальный триллер из конкурса Венецианского кинофестиваля, не брезгующего жанровым кино. Джуд Лоу в усах как у доктора Ватсона играет агента ФБР, который начинает подозревать, что за серией ограблений банков и угонов автомобилей стоит группа террористов-неофашистов. И таки да, Ватсон прав. Австралийский режиссер Джастин Курзель любит пафос и красоту: когда он экранизировал шекспировского «Макбета», там были рапиды и туманы, кровавые мальчики и алый пепел, снова туман и рапиды, рапиды, рапиды, а Майкл Фассбендер и Марион Котийяр словно бы вставали на невидимые котурны, что им обычно вообще-то не свойственно. А когда Курзель снимал боевик по мотивам игры Assassin’s Creed, то помимо Фассбендера с Котийяр для солидности позвал туда еще Джереми Айронса и Шарлотту Ремплинг, а из компьютерного шутера попытался сделать реалистичное кино, где по всамделишным куполам соборов прыгали без страховки изображавшие ассасинов и тамплиеров мастера паркура. Так что в «Безмолвном братстве» усы наверняка неспроста, и Джуд Лоу будет шевелить ими по Станиславскому.
С 5 декабря
«Возвращение Одиссея»
«Дикий алмаз»
Экранизация одной из тех самых «четырех историй», которые Хорхе Луис Борхес считал базовыми сюжетами всей мировой культуры. После 10 лет Троянской войны и еще 10 лет скитаний по морям царь Одиссей наконец попадает на родную Итаку, где его верная жена Пенелопа с трудом сдерживает натиск женихов, претендующих не столько на нее, конечно, сколько на престол, резонно предполагая, что без вести пропавший монарх давно вступил в царство Аида. Объявив, что будет готова снова выйти замуж после того, как закончит ткать саван, Пенелопа днями усердно работает, а ночами распускает сотканное. Режиссер со звучной фамилией Пазолини больше известен как продюсер — среди его проектов значится, например, «Мужской стриптиз» Питера Каттанео, в 1998 году номинированный на «Оскар». Главная приманка фильма — актерский состав: Одиссея играет Рейф Файнс, Пенелопу — Жюльет Бинош, две звезды такого уровня вряд ли вписались бы в откровенную вампуку, хотя трейлер на нее немного намекает. Зато видно, что 61-летний Файнс в превосходной физической форме, вот что миф животворящий делает.
С 5 декабря
Фильм из каннского конкурса 2024 — дебют французской сценаристки и режиссерки Агат Ридингер, так что как минимум любопытно, за что ей выдали такой щедрый кредит. «Дикий алмаз» — история современной Золушки, которая выбирает ролевой моделью Ким Кардашьян, пытается поймать удачу в социальных сетях и наконец получает вожделенное приглашение в популярное реалити-шоу. Похоже, это тот случай, когда зрителю предлагается подключиться к истории не на уровне сочувствия героине, но на уровне интереса — а что еще она способна выкинуть ради достижения нелепой для многих зрителей цели. Ее лайкают 50 тысяч, а хотелось бы миллион, и дело тут не только в деньгах и, может быть, даже не только в славе. А в чем? Вот на этот вопрос и пытается ответить фильм, исследующий психологию блогера и в целом культуру, породившую этот феномен.
С 5 декабря
«Хаяо Миядзаки и птица»
Документалка о самом именитом японском аниматоре сосредоточена на этапе его работы над фильмом «Мальчик и птица», принесшим Миядзаки третий «Оскар». Попытка заглянуть не только в мастерскую, но и в голову человека, порождающую удивительные миры, а также впечатляющая иллюстрация того, сколько труда стоит за этой фантазией, — создание аниме заняло семь лет.
С 5 декабря
«Пятый битл»
«Арман»
Байопик легендарного менеджера The Beatles Брайана Эпштейна — от управления магазином пластинок в Ливерпуле до головокружительного успеха. Разумеется, тут есть и все, что скрывается за блеском и гламуром, — личные драмы, зависимости, поиски любви. 1960-е на экране — это, во-первых, всегда красиво. Во-вторых, в фильме масса архивных кадров и театральных приемов, разрушающих «четвертую стену», — когда герой обращается прямо к публике. Критики хвалят картину за стиль и костюмы, но отмечают, что в ней многовато почтительности и маловато рок-н-ролла. Хотя Джон Леннон, пишут, почти как живой.
С 5 декабря
Режиссерский дебют Хальфдана Улава Ульмана Тёнделя попал в этом году в каннскую программу «Особый взгляд» и выиграл приз Camera d’Or за лучший первый полнометражный фильм. По жанру картина — камерная психодрама, которая разворачивается в течение одного дня в пустой школе, куда вызывают главную героиню для обсуждения инцидента с ее шестилетним сыном Арманом и его одноклассником. Героиню зовут Элизабет — как персонажа Лив Ульман в «Персоне». И это не единственный намек на связь картины с бергмановским шедевром, который для режиссера Тёнделя, между прочим, дело семейное — он внук Ингмара Бергмана и Лив Ульман.
С 5 декабря
«Тогда. Сейчас. Потом»
Мегаломанская мелодрама по мотивам и в стилистике известного графического романа Ричарда Макгуайра «Здесь» (Here — оригинальное название фильма). Главная приманка — воссоединение звездной команды «Форреста Гампа»: режиссера Роберта Земекиса, сценариста Эрика Рота и актеров Тома Хэнкса и Робин Райт, причем последние благодаря спецэффектам с использованием искусственного интеллекта появляются на экране в гигантском возрастном диапазоне — от молодости до глубокой старости. Действие разворачивается в одном пространстве, но в разные времена, начиная буквально с динозавров (хочется верить, что их тоже изображают Хэнкс и Райт). Позже в этом месте появляется дом, и, как съязвил один критик, все, что меняется в нем с дальнейшим развитием сюжета, — это диван. В целом затея Земекиса признана неудачей, но мы же все равно пойдем смотреть на эту команду голливудских ящеров.
С 12 декабря
Фестиваль:
«Шаман»
«Партенопа»
«Зимний» в «Художественном»
Еще один фильм из каннского конкурса 2024 — фантастическая мелодрама одного из главных итальянских режиссеров современности Паоло Соррентино. Главная героиня — женщина по имени Партенопа, главный герой — Неаполь, так что Партенопа, вполне возможно, и не совсем человек: так звали сирену — мифическое существо, обитавшее в водах Неаполитанского залива и тесно связанное с городом. Что бы ни снимал Соррентино, получается, как известно, великая красота, щедро приправленная пряным Феллини. В «Партенопе» есть ирония и меланхолия, любовный треугольник, эпидемия холеры и диссертация «о границах чудесного» (что бы это ни значило), а героиня появляется прямо из волн, подобно богине — в бикини и с сигаретой, сражая своим совершенством всех в радиусе километра. В общем, кажется, это кино, способное хоть немного сгладить печаль оттого, что в этом году мы опять не съездили на Средиземное море.
С 26 декабря
Относительно новый (проводится в третий раз) Открытый российский фестиваль авторского кино «Зимний» декларирует поиски нового киноязыка и, судя по календарю, начинает подводить итоги киногода. В 2023-м главный приз выиграли «Панические атаки» Ивана Твердовского, в 2022-м — этнографическая драма Любови Борисовой «Не хороните меня без Ивана» в якутском сеттинге начала ХХ века. В конкурсе этого года выделяются историко-политическая драма Юрия Арабова «Гирокастра», действие которой разворачивается в Албании 1960-х годов (производство совместное — российско-албанское), и якутский хоррор «Шаман» о старике, который устал общаться с духами и хочет на пенсию, но в такой профессии уволиться не так-то просто. Режиссер Михаил Мерзликин хорошо знает фактуру — он вырос в Сибири, объездил всю Хакасию, лично знает многих шаманов и, похоже, погружен в эту культуру всерьез, ну а как иначе: его фильм как раз о том, что с духами шутки плохи.
С 1 по 7 декабря