Blueprint
T

Пижон, выйди вон

ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

В прокат выходит «Министерство неджентльменских дел» Гая Ричи — военный боевик, в котором команда лихих во всех смыслах героев в 1942 году выполняет секретное задание Черчилля у берегов Африки. Олег Зинцов решил вспомнить джентльменский набор, за который публика любит Ричи, и посмотреть, что из него есть в новом фильме, а чего нет.

фильм гай ричи

Аристократы

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":-4,"y":-4,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

МНОГОФИГУРНАЯ
ИНТРИГА

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":-4,"y":-4,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

ДЕГЕНЕРАТЫ

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":-4,"y":-4,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

КЛИПОВЫЙ
МОНТАЖ

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":-4,"y":-4,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

ПИЖОНСТВО

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":-4,"y":-4,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

ДЖЕЙСОН
СТЭТЕМ

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":-4,"y":-4,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Аристократы

Джентельмены
Агенты АНКЛ

«Джентльмены», 2019

«Агенты А.Н.К.Л», 2015

Когда Гай Ричи едко иронизирует над родовитыми британцами (как в недавних «Джентльменах»), он прекрасно владеет фактурой. Ричи родился в аристократической семье, провел детство в поместье и не понаслышке знает, как устроены быт и нравы высшего социального слоя Британии. Эта привилегия дает ему не только свободу и легкость (можно показать одну точную деталь, а в остальном безбожно наврать), но и тонкость в работе даже с откровенно жанровым материалом. Например, в боевике «Агенты А.Н.К.Л», рассказывающем о начале прекрасной дружбы шпионов ЦРУ и КГБ, атмосфера 1960-х отыгрывалась не только в цветовой гамме, аутентичных костюмах и технике, но и в том, как трепетно герои относились к моде и стилю: едва ли не ключевая сцена фильма разворачивалась в римском магазине, где персонажи выбирали наряды для девушки. Вырубить троих одной левой и вскрыть суперсейф может любой, а настоящий суперагент определяется по умению безошибочно подсказать даме сочетание платья и сумочки. В «Министерстве неджентльменских дел» аристократов нет. Но есть персонаж, отчаянно стремящийся к этому статусу, — главный человек на испанском острове Фернандо-По, у берегов которого происходят основные события фильма. Он называет себя принцем, но этого мало — вот бы стать еще и рыцарем Британской империи!

«Карты, деньги, два ствола», 1998

Карты, деньги, два ствола

Дегенераты

Карты, деньги, два ствола
Карты, деньги, два ствола
Карты, деньги, два ствола

«Карты, деньги, два ствола», 1998

Любимые герои Ричи — гопники всех мастей, часто собранные по принципу «тупой и еще тупее». Именно с ними, начиная с дебютного фильма «Карты, деньги, два ствола», режиссер разыгрывает свой фирменный сюжет «вор у вора дубинку украл». Стремясь обставить конкурентов по криминальному бизнесу, они попадают в самые нелепые ситуации, заливают все вокруг кровью и доводят насилие до абсурда, но в конечном итоге, как правило, проигрывают, и трофей забирает кто-нибудь поумнее (обычно его играет бывший футболист Винни Джонс). От похожих персонажей Тарантино, с которым Ричи с самого начала карьеры сравнивали все кому не лень, этих притырков отличает чисто британский стиль — от кокни-выговора до пристрастия к тренчам и костюмам в клетку, пусть и в сочетании с «Адидасом», уважаемым гопотой всех стран и народов. В «Министерстве неджентльменских дел» таких ребят из лондонской подворотни отчаянно не хватает.



Карты, деньги, два ствола
Карты, деньги, два ствола
Карты, деньги, два ствола

«Карты, деньги, два ствола», 1998

«Министерсто неджентльменских дел» , 2024

Пижонство

Качество, свойственное большинству персонажей Ричи независимо от социального статуса и роли в сюжете, — и герои, и злодеи наделены им примерно в равной степени. Все они любят куражиться, пускать пыль в глаза, быть «на стиле» и всячески показывать собственную крутизну, что и создает характерный для фильмов Ричи комический эффект даже в сценах насилия. В «Министерстве неджентльменских дел» вся команда «хороших парней» — стопроцентные пижоны. Главный герой — майор Гас Марч-Филлипс в исполнении Генри Кавилла, выпущенный из тюрьмы ради выполнения суперважной миссии, — нагло тырит дорогие сигары в кабинете Черчилля и с удовольствием переодевается в трофейную немецкую униформу. Героиня Эйсы Гонсалес, еврейка, засланная на Фернандо-По, чтобы очаровать нацистского гауляйтера, курит папиросы в мундштуке длиной в четверть метра, демонстрирует виртуозное владение всеми видами стрелкового оружия и ведет себя как гротескная femme fatale. Атлетичный швед в круглых очках Андерс Лассен (Алан Ричсон) утилизирует карикатурных нацистов оружием предков — ножом, топором и луком со стрелами. Наконец, сама секретная миссия («Если нас поймают англичане — посадят в тюрьму, если немцы — запытают до смерти») превращается в такой фейерверк, что взрывы должны быть слышны по обе стороны Атлантики.

«Министерсто неджентльменских дел» , 2024

«Министерсто неджентльменских дел» , 2024

«Министерсто неджентльменских дел» , 2024

Тут надо заметить, что фильм основан на реальном эпизоде Второй мировой, подробно описанном в книге британского журналиста Дэмиена Льюиса, но, в сущности, имеет к нему примерно такое же отношение, как франшиза Сильвестра Сталлоне «Неудержимые», в которой собравшиеся в дружную команду герои боевиков 1980-х дают прикурить каким-нибудь абстрактным плохишам. И это, пожалуй, более честный референс для «Министерства неджентльменских дел», чем «Бесславные ублюдки» Тарантино, с которым его поспешили сравнить. Тарантино снимал кино не столько о лютых евреях, безжалостно вырезающих нацистов, сколько о тонких культурных различиях между Америкой и Европой. Ричи в «Министерстве» никаких дополнительных смыслов не производит, его занимают чисто «пиф-паф» и «бабах». Плюс игра с жанром авантюрной военной комедии, популярным в Европе и Америке после Второй мировой. И совсем немного — с бондианой: в фильме мелькают персонажи по имени Ян Флеминг и М, соответственно, автор романов об агенте 007 и начальник Бонда. А Флеминг, если верить Ричи, списал своего шпиона как раз с главного героя «Министерства» Гаса Марч-Филлипса. Почему бы и нет: Бонд — несомненный пижон.

«Министерсто неджентльменских дел» , 2024

«Министерсто неджентльменских дел» , 2024

Многофигурная интрига

Большой куш
Большой куш

«Большой куш», 2000

В лучших фильмах Ричи действует несколько групп персонажей со своими интересами, которые образуют сложный конфликт с возможностью неожиданного разрешения. К этой сюжетной формуле Ричи обращается регулярно («Карты, деньги, два ствола», «Большой куш», «Джентльмены»), но в «Министерстве неджентльменских дел» ничего подобного нет. Сценарий примитивен даже в сравнении с типовыми сюжетами, в которых команда отморозков собирается для выполнения особо опасной миссии. Обычно там есть хоть какая-то история и личные мотивы у каждого персонажа, но четырем сценаристам «Министерства» (включая самого Ричи) не до таких мелочей. Их не интересуют ни психология, ни отношения героев, все силы отданы экшну, хотя и впечатляющему в тротиловом эквиваленте, но практически лишенному саспенса — очевидно, что переживать за героев совершенно излишне, они для этого слишком круты и неуязвимы, а противостоящие им нацисты, включая самодовольного гауляйтера в исполнении Тиля Швайгера, тупы и беспомощны.

Тиль Швайгер в фильме «Министерство неджентльменских дел», 2024

Тиль Швайгер в фильме «Министерство неджентльменских дел», 2024

Большой куш
Большой куш
Большой куш

«Большой куш», 2000

Еще одна примета фирменного стиля Ричи, начинавшего с музыкальных видео. Резкие склейки, неожиданные ракурсы, slow motion и прочие фокусы из арсенала MTV 1990-х, характерные не только для британских, но и для голливудских проектов Ричи (например, «Шерлока Холмса»), в новом фильме используются минимально. Но чего у Ричи не отнять — это отличного чувства ритма и умения ставить зрелищные боевые сцены (сам он, как известно, мастер единоборств, обладатель черных поясов по карате шотокан и бразильскому джиу-джитсу).

Клиповый монтаж

«Карты, деньги, два ствола», 1998

«Карты, деньги, два ствола», 1998

Джейсон Стэтем

Джейсон Стэтем и Гай Ричи

Звезда, открытая Ричи в дебютном фильме «Карты, деньги, два ствола», артист с железобетонной харизмой героя боевика и блистательным талантом комика. Стэтем давно ушел в самостоятельный полет, но периодически возвращается к Ричи («Гнев человеческий»), чтобы напомнить, как должен выглядеть на экране по-настоящему крутой парень. В «Министерстве неджентльменских дел» Стэтема нет — и вообще очевидны проблемы с харизматичностью. Генри Кавилл, играющий главного героя, запоминается разве что гусарскими усами, а Алан Ричсон — богатырскими габаритами. Никто из них не умеет, как Стэтем, просто посмотреть на противника так, что любое сопротивление моментально представляется безнадежным, и одним только бритым затылком дать мастер-класс по системе Станиславского. А с другой стороны, окажись в «Министерстве» Стэтем, что там было бы делать всем остальным, не правда ли, джентльмены?


Джейсон Стэтем и Гай Ричи

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}