5 фактов о «Гильде»
ТЕКСТ: Ксения Крушинская
Сегодня сто лет исполнилось бы звезде золотой эры Голливуда Рите Хейворт. За свою почти полувековую карьеру она сыграла в без малого семидесяти фильмах, но самым ярким алмазом в ее короне стала «Гильда» (1946 г.), классика нуара, картина, собравшая в прокате почти $4 000 000 и ставшая одним из символов поп-культуры. Перечисляем самые интересные факты о криминальной драме Чарльза Видора и костюмах, созданных Жаном Луи.
В учебниках по истории кино «Гильду» приводят как яркий пример нуара — жанра, сформировавшегося в Америке в начале 1940-х — предположительно на фоне драматических событий в охваченной войной Европе. Классический нуар (от французского noir, «черный») — фильм красивый, мрачноватый, со сценарием, построенным на криминале, предательстве и страсти. Герои здесь обычно побитые жизнью циники, героини — умные и изворотливые роковые женщины. Собственно, именно такой и получилась Гильда — эмансипированной, страстной и темпераментной. По сюжету она играет чувствами сразу двух мужчин — владельца казино Балина Мандсона и афериста Джонни Фаррелла. Не все это знают, но сама Хейворт была максимально далека от своего экранного образа. Она называла себя очень робким человеком и признавалась, что страдает комплексом неполноценности. Известна ее полная горького сарказма крылатая фраза: «Мужчины отправляются в постель с Гильдой, а наутро просыпаются со мной».
1
Костюмером фильма был Жан Луи, один из самых известных модельеров эпохи, тринадцать раз номинировавшийся на «Оскара». Спустя год после «Гильды» он одевал Хейворт уже в другом ее знаменитом фильме — «Леди из Шанхая». Вообще же в его послужном списке работа с Марлен Дитрих, Джуди Гарланд, Джоан Кроуфорд, Ланой Тернер, Кэтрин Хепберн, Ким Новак и — Мэрилин Монро. То самое полупрозрачное блестящее платье, в котором главная блондинка Голливуда пела Happy Birthday, Mr. President, — творение Жана Луи. И все-таки самым своим знаменитым проектом дизайнер называл именно «Гильду», а конкретно — черное платье без бретелек, в котором героиня Хейворт исполняет песню Put the Blame on Mame.
2
То самое платье определенно вошло в историю. В 2014 году оно ушло c аукциона за $161 000, а Independent назвала сцену, в которой в нем блистает Рита Хейворт, одним из десяти ярчайших модных эпизодов в кино. Примечательно, что, создавая эскиз, Жан Луи вдохновлялся картиной Джона Сарджента «Портрет мадам Х», изображавшей популярную парижскую светскую львицу конца ХIX столетия Виржини Готро. В свое время картина наделала много шума, а моралисты сочли чересчур «откровенный» наряд «мадам Х» непристойным. Забавно, но похожей участи не избежала и Гильда: в ультраконсервативной франкистской Испании 1940-х годов сцена показалась цензорам неприличной, так как, исполняя в кадре песню, Хейворт медленно стягивала с руки длинную перчатку. Кадр в испанском прокате вырезали, а по свету распространился миф о том, что Гильда в этом эпизоде якобы раздевается полностью, просто цензура такое не пропустила. Это, конечно, неправда.
3
Образ Гильды в черном платье декольте стал своего рода поп-культурным символом. Вплоть до жутковатых курьезов: «Гильдой» назвали атомную бомбу американские физики, проводившие в 1946 году испытания на атолле Бикини. Корпус адской машины они украсили изображением Риты Хейворт в том самом наряде от Жана Луи. Актриса комплимента не оценила и, узнав о произошедшем, пришла в ярость.
Впрочем, «Гильду» цитировали и в ситуациях, когда это было куда более уместно. Например, ее образ стал основой для образа Джессики Рэббит, рисованной героини всем известной комедии «Кто подставил кролика Роджера?» — мисс Рэббит носит похожее платье декольте с длинными перчатками. В том, что она отчасти скопировала платье Гильды, призналась и художница по костюмам бондианы Жани Темим: творение Жана Луи послужило референсом для наряда Северин, девушки Бонда в фильме «007: Координаты «Скайфолл» (ее сыграла Беренис Марло).
4
Кроме черного декольте Жан Луи создал для «Гильды» больше десятка самых роскошных нарядов, общая стоимость которых оценивается в $60 000. В их числе, например, полупрозрачное платье с рюшами и контрастным поясом, сверкающее, расшитое стразами пальто (и это почти за полвека до 80-х!) и, конечно, костюм с ориентальным принтом, в котором Гильда поет на сцене ночного клуба знаменитую балладу Amado Mio. Интересно, что в паре сцен обычно яркая и нарядная Гильда появляется в сдержанных жакетах и трапециевидных юбках. Дело в том, что, до того как уйти в киноиндустрию, Жан Луи работал на модельера Хэтти Карнеги, визитной карточкой которой как раз были женские деловые костюмы. Hattie Carnegie Suite очень долго носили все самые знаменитые бизнес-леди, политики и жены президентов вроде Нэнси Рейган.
5