5 фактов о «Гильде»
![](/upload/8942/vms/9611b9af8e3cb445ccd5cb77740c3e78.gif)
ТЕКСТ: Ксения Крушинская
Сегодня сто лет исполнилось бы звезде золотой эры Голливуда Рите Хейворт. За свою почти полувековую карьеру она сыграла в без малого семидесяти фильмах, но самым ярким алмазом в ее короне стала «Гильда» (1946 г.), классика нуара, картина, собравшая в прокате почти $4 000 000 и ставшая одним из символов поп-культуры. Перечисляем самые интересные факты о криминальной драме Чарльза Видора и костюмах, созданных Жаном Луи.
![](/upload/8942/vms/005cedec7d2fe52c4e2a361f9e050248_small.jpg)
В учебниках по истории кино «Гильду» приводят как яркий пример нуара — жанра, сформировавшегося в Америке в начале 1940-х — предположительно на фоне драматических событий в охваченной войной Европе. Классический нуар (от французского noir, «черный») — фильм красивый, мрачноватый, со сценарием, построенным на криминале, предательстве и страсти. Герои здесь обычно побитые жизнью циники, героини — умные и изворотливые роковые женщины. Собственно, именно такой и получилась Гильда — эмансипированной, страстной и темпераментной. По сюжету она играет чувствами сразу двух мужчин — владельца казино Балина Мандсона и афериста Джонни Фаррелла. Не все это знают, но сама Хейворт была максимально далека от своего экранного образа. Она называла себя очень робким человеком и признавалась, что страдает комплексом неполноценности. Известна ее полная горького сарказма крылатая фраза: «Мужчины отправляются в постель с Гильдой, а наутро просыпаются со мной».
1
![](/upload/8942/vms/d6f7f38105ac4035ac60b739dcf0fa84_small.jpg)
![](/upload/8942/vms/bed9020d1f0e23e47fa6e6de11e58cce.gif)
Костюмером фильма был Жан Луи, один из самых известных модельеров эпохи, тринадцать раз номинировавшийся на «Оскара». Спустя год после «Гильды» он одевал Хейворт уже в другом ее знаменитом фильме — «Леди из Шанхая». Вообще же в его послужном списке работа с Марлен Дитрих, Джуди Гарланд, Джоан Кроуфорд, Ланой Тернер, Кэтрин Хепберн, Ким Новак и — Мэрилин Монро. То самое полупрозрачное блестящее платье, в котором главная блондинка Голливуда пела Happy Birthday, Mr. President, — творение Жана Луи. И все-таки самым своим знаменитым проектом дизайнер называл именно «Гильду», а конкретно — черное платье без бретелек, в котором героиня Хейворт исполняет песню Put the Blame on Mame.
2
![](/upload/8942/vms/725fa025c3c84e2e16ef24eaa5db74ad_small.gif)
![](/upload/8942/vms/35c3fd3451dc2da55c7c0d7684891aab.jpg)
![](/upload/8942/vms/92d8dae5b8f3bafcf9b1cf13eac5018e_small.jpg)
![](/upload/8942/vms/aa4af4c1bc048e2ee3b1241483c129c8_small.jpg)
То самое платье определенно вошло в историю. В 2014 году оно ушло c аукциона за $161 000, а Independent назвала сцену, в которой в нем блистает Рита Хейворт, одним из десяти ярчайших модных эпизодов в кино. Примечательно, что, создавая эскиз, Жан Луи вдохновлялся картиной Джона Сарджента «Портрет мадам Х», изображавшей популярную парижскую светскую львицу конца ХIX столетия Виржини Готро. В свое время картина наделала много шума, а моралисты сочли чересчур «откровенный» наряд «мадам Х» непристойным. Забавно, но похожей участи не избежала и Гильда: в ультраконсервативной франкистской Испании 1940-х годов сцена показалась цензорам неприличной, так как, исполняя в кадре песню, Хейворт медленно стягивала с руки длинную перчатку. Кадр в испанском прокате вырезали, а по свету распространился миф о том, что Гильда в этом эпизоде якобы раздевается полностью, просто цензура такое не пропустила. Это, конечно, неправда.
3
![](/upload/8942/vms/b66843b3e276a380e162e4cc4b140ca6.gif)
![](/upload/8942/vms/271e8d1fd92d20f7823eef05861487fb_small.jpg)
![](/upload/8942/vms/dc0c73d0063305058d8b15c82d844a08_small.jpg)
Образ Гильды в черном платье декольте стал своего рода поп-культурным символом. Вплоть до жутковатых курьезов: «Гильдой» назвали атомную бомбу американские физики, проводившие в 1946 году испытания на атолле Бикини. Корпус адской машины они украсили изображением Риты Хейворт в том самом наряде от Жана Луи. Актриса комплимента не оценила и, узнав о произошедшем, пришла в ярость.
Впрочем, «Гильду» цитировали и в ситуациях, когда это было куда более уместно. Например, ее образ стал основой для образа Джессики Рэббит, рисованной героини всем известной комедии «Кто подставил кролика Роджера?» — мисс Рэббит носит похожее платье декольте с длинными перчатками. В том, что она отчасти скопировала платье Гильды, призналась и художница по костюмам бондианы Жани Темим: творение Жана Луи послужило референсом для наряда Северин, девушки Бонда в фильме «007: Координаты «Скайфолл» (ее сыграла Беренис Марло).
4
![](/upload/8942/vms/41fff22233369d9423a4b0427c73e329_small.jpg)
Кроме черного декольте Жан Луи создал для «Гильды» больше десятка самых роскошных нарядов, общая стоимость которых оценивается в $60 000. В их числе, например, полупрозрачное платье с рюшами и контрастным поясом, сверкающее, расшитое стразами пальто (и это почти за полвека до 80-х!) и, конечно, костюм с ориентальным принтом, в котором Гильда поет на сцене ночного клуба знаменитую балладу Amado Mio. Интересно, что в паре сцен обычно яркая и нарядная Гильда появляется в сдержанных жакетах и трапециевидных юбках. Дело в том, что, до того как уйти в киноиндустрию, Жан Луи работал на модельера Хэтти Карнеги, визитной карточкой которой как раз были женские деловые костюмы. Hattie Carnegie Suite очень долго носили все самые знаменитые бизнес-леди, политики и жены президентов вроде Нэнси Рейган.
5
![](/upload/8942/vms/d43ac86b50cc6c541767c8e6d889f616_small.jpg)
![](/upload/8942/vms/e3cb451bfc53649d2e92937409437b00.jpg)
![](/upload/8942/vms/4f87c036ced84ebb111035af76a00e68_small.jpg)
![](/upload/8942/vms/3bb23dd42195a7e79cdf78c3b8ba7faa_small.jpg)
![](/upload/8942/vms/91cef1be767d732e85a87b8a12d7fb35.gif)