Между Минкультом, РПЦ и продюсерским произволом
Ночью 24 ноября режиссер Наталья Кудряшова, автор «Пионеров-героев», впервые показанных на Берлинском кинофестивале, и «Герды», которая в октябре прошла в прокате (интервью у исполнительницы главной роли Анастасии Красовской мы брали после премьеры), написала у себя на странице в фейсбуке пост о том, что продюсер Андрей Савельев и кинокомпания «САГа» обманом фактически взяли в заложники ее новый фильм, посвященный святой Ксении Петербургской, под рабочим названием «Ксения». Теперь режиссер рискует потерять права и на сценарий, и на сам проект. The Blueprint связался с Натальей и попросил прокомментировать ситуацию — как одна из лучших режиссеров страны может стать жертвой продюсерского обмана.
Расскажите о вашем фильме — о чем «Ксения»?
В 1740-х годах жила-была простая богатая девушка Ксения. У нее умер муж, и тут с ней что-то случилось. Она отказалась от своего имени, надела мужской камзол, назвала себя по его имени Андреем Федоровичем, 49 лет прожила на улицах Петербурга и стала одной из самых главных наших святых. Иной. Для меня, по многим причинам, это очень личная история, и я ни в коем случае не собиралась делать каноническое житие святого. Я не собиралась снимать кино о чудесах, святости и юродстве. В сценарии я рассказываю о первых месяцах жизни Ксении после смерти мужа. О Петербургской стороне, которая была страшным местом — 35 питейных заведений, бесконечное количество изнасилований. Надо понимать, что все это основано на документах, которые я изучала в течение нескольких лет.
Фото: Дарья Лысикова, more.tv
Правда ли то, что после скандалов вокруг «Матильды» Алексея Учителя кинопроекты на религиозную тематику прежде всего рассматривает РПЦ?
Да, это так. Перед тем как подавать проект на питчинг в Министерство культуры, меня отправили на разговор к отцу Александру Волкову, который тогда был правой рукой патриарха (в период с 2012 по 2019 год Александр Волков был руководителем Патриаршей пресс-службы. — Прим. The Blueprint). В воздухе еще витал прецедент с «Матильдой», когда участники организации «Христианское государство — Святая Русь» рассылали угрозы создателям фильма и руководству кинотеатров. Отцу Александру сценарий очень понравился, и мы в том числе обсудили книгу «Несвятые святые» и важность рассказа о канонизированных святых как о людях. На той встрече он сказал мне, что я могу считать, что у фильма есть одобрение РПЦ. Это было даже написано в презентации проекта перед Минкультом. Таким образом РПЦ кивнуло Минкульту — да, этот проект можно запускать. Без этого ничего бы, конечно, не было. Я и так захожу на табуированную территорию.
Как вышло, что вы лишились прав на свой фильм?
Прежде чем представить проект Министерству культуры, со мной при диких обстоятельствах было подписано два ужасных договора, которые фактически лишали меня прав на проект, — режиссерский и сценарный. Курьер приехал ко мне, беременной, на площадку «Герды», и подписать эти бумаги надо было срочно. Продюсер Андрей Савельев, который до этого работал с Алексеем Германом-младшим и Алексеем Федорченко, заверил меня, что контракты будут перезаключены. Этого, однако не случилось, а дальше начались два года ада.
После того как Минкульт выделил 30 миллионов рублей на проект, Савельев обязался найти дополнительные средства. Однако дело не двигалось с мертвой точки. Тем временем позвонили из Минкульта и сказали, что фильм должен быть сдан к февралю. Все это время я разговаривала с Савельевым и пыталась выяснить, что происходит, предлагала вернуть деньги в Минкульт. Он пропадал на месяцы, не подходил к телефону. Мне говорили, что, скорее всего, денег уже нет.
При этом к проекту уже начали подключаться другие люди?
Да, в какой-то момент на полтора месяца ко мне прикрепили кастинг-директора Владимира Голова («Лето» Серебренникова, «Тряпичный союз» Михаила Местецкого). В проект вступила прекрасный художник-постановщик Лена Жукова («Трудно быть богом» Алексея Германа, «Фауст» Александра Сокурова), которая сделала полную раскладку по предметам, нарисовала прекрасные эскизы. Для левых отчетов в Минкульт — вот мы якобы съездили на натуру, вот нарисовали эскизы. Все это время ей не платили деньги. Потом проектом очень заинтересовался Кричман («Изгнание», «Елена», «Нелюбовь» Андрея Звягинцева). У меня команда мечты, а мне не могут снять комнату на «Мосфильме», чтобы я проводила кастинг.
Почему вы решили рассказать об этом именно сейчас?
Вчера (23 ноября. — Прим. The Blueprint) мне позвонили из Минкульта и сказали, что от Савельева пришло уведомление, что несуществующий съемочный процесс «Ксении» приостановлен, потому что фильм не получил благословения РПЦ. Это было последней каплей.
Что вы намерены делать дальше? Есть шансы спасти фильм и вернуть права на него?
Такие прецеденты в нашем кино, к сожалению, существуют. Но обычно это происходит с людьми на другом этапе карьеры. Я не дебютант — после кинофестивалей в Берлине, Локарно, Венеции. Сейчас просто вернуть себе сценарий — это для меня поражение. Я не хочу дать этому проекту погибнуть. В идеале необходимо, чтобы какой-то мейджор выкупил права у Савельева, но для начала надо организовать общественное давление на него. Чем я, собственно, сейчас и занимаюсь.