Экзорцизм
и караоке
ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
Три девушки танцуют и поют, а в перерывах между яркими номерами (или даже параллельно) сражаются с чудовищами из корейского фольклора. Уже третий месяц это зрелище вызывает бешеный ажиотаж в США и по всему миру. Мистический музыкальный мультфильм Netflix «Кей-поп-охотницы на демонов» стал наиболее просматриваемым оригинальным фильмом платформы (236 миллионов просмотров), а песни вымышленных групп Huntr/x и Saja Boys залетели в топ Billboard, который пока не собираются покидать (композиция Golden остается на первом месте). Даже возвращение «Уэнсдей» не особенно снизило градус ажитации от по-настоящему нового, не по франшизе снятого проекта. Что же заставило весь мир признаваться в любви к кей-попу, изучать корейскую мифологию и наслаждаться анимацией так, будто вернулись в детство? Кинокритик и автор аниме-канала «Покебол с предсказанием» Алексей Филиппов пробует разобраться, каких демонов успеха призвали создатели мульфильма (или что помогают изгнать).
С древних времен человечество защищает от нечистой силы трио певиц, борющихся с демонами. Их состав и жанр меняются в зависимости от эпохи — и в XXI веке за безопасность отвечает айдол-группа Huntr/x, чья популярность феноменальна. Каждая воплощает один из музыкальных архетипов: Мира — угрюмая панкующая аутсайдерка, Зоуи — милая рэперка, с которой лучше не выходить на баттл, Руми — трепетная дива, чей поп-вокал задевает нежные струны души. Чем больше у коллектива фанаток и фанатов, тем крепче невидимый магический купол Хонмун, отсекающий потусторонних тварей от людей. Буквально за один релиз до тотальной безмятежности девушки сталкиваются с двумя проблемами. Внешняя — рвущиеся к славе конкуренты из бойз-бэнда Saja Boys: так приспешники повелителя тьмы, пятеро чосын саджа («посланники смерти»), решили ослабить Хонмун сладкоголосым пением. Внутренняя — кризис идентичности у Руми, в чьих жилах течет демоническая кровь: она начинает сомневаться в идеалах и даже порой теряет голос.
«Кей-поп-охотницы на демонов», 2025
«Кей-поп-охотницы на демонов», 2025
Как известно, все новое — хорошо забытое старое. Сколько бы критики ни лилось на Disney, все амбициозные мультпроекты сравнивают именно с их продукцией. Речь может идти о техническом мастерстве, бездушных маркетинговых решениях или сюжетных параллелях — никому не уйти от поверки «мышиной» студией. Из этой «шинели» вышла японская послевоенная анимация. На контрасте засверкал революционный Pixar с их 3D-ламповостью (sic!), ставший в итоге частью бренда. Не исключение и «Кей-поп-охотницы на демонов», созданные Sony Pictures Animation, которая в следующем году отметит 20-летие (в 2006-м вышел их дебютный мультфильм «Сезон охоты»). До 2018 года вряд ли кто-то видел в SPA серьезного конкурента как для финансовой махины Disney, так и новаторских идей Pixar, хотя наряду со «Смурфиками» и «Лови волну» у них случались копродукции с выдающимися режиссерами вроде Питера Лорда («Пираты! Банда неудачников») и Геннди Тартаковски (трилогия «Монстры на каникулах»).
1. лови волну (2007)
2. «СмУрфики» (2011)
3. «Пираты! Банда неудачников» (2012)
4. «Монстры на каникулах» (2012)
Водоразделом стал «Человек-паук: Через вселенные», которым умельцы из Sony задали новую планку анимационного разнообразия. Совмещая классическую технику и 3D, разноцветную обводку (лайн-арт), эстетику стрит-арта и множество других приемов, художники добились эффекта «прогулки по комиксу». Супергерои из разных миров — например, в духе японской манги или фильмов нуар — выглядели по-разному и двигались в собственном темпе (кто-то со скорость 24 кадра в секунду, кто-то — 12). Вокруг тоже царила эклектика, так что в кадре сталкивались десятки стилей, не вызывая путаницы и противоречий. Вскоре студия отработала подход в хулиганской комедии «Митчеллы против машин». Без этого рубежа трудно представить «Кей-поп-охотниц на демонов»: то, что раньше казалось «сочетанием несочетаемого» как в художественном, так и техническом смысле, теперь стало не просто реальностью, но золотым стандартом. С этими знаниями и навыками было уже не страшно мешать глянцевое 3D с эстетикой emoji, когда героини не могут скрывать чувства, а привычные декорации мегаполиса обогащать мифическими и историческими мотивами южнокорейской культуры. Не говоря уже о новомодных интерфейсах, без которых сложно представить современную поп-культуру и кей-поп-индустрию в частности.
«Человек-паук: Через вселенные», 2018
Учитывая, что мультфильм вышел на Netflix, можно предположить, что на рекордные для оригинальных фильмов стриминга 236 миллионов просмотров (на втором месте «Красное уведомление» с 230,9), вероятно, повлиял успех «Игры в кальмара» (около 600 миллионов просмотров на три сезона, больше всего у первого — 265,2). Правда, их главное сходство — участие суперзвезды Ли Бён Хона, который в «Охотницах» озвучил повелител тьмы Гви-Ма, а сейчас вновь на первых полосах благодаря венецианской премьере «Метода исключения» Пак Чхан Ука. Контентная политика компании устроена несколько сложнее: грубо говоря, «после — не значит вследствие». В свое время сериалу Хван Дон Хёка, конечно, помогли «Оскары» и сборы «Паразитов» (2019), но сценарий будущего хита оказался в сеульском офисе Netflix за год до этого, а непосредственно производство сериала началось за пару месяцев до американской премьеры фильма Пон Джун Хо (то есть вскоре после триумфа на Каннском кинофестивале).
Стриминг никогда не клал все яйца в одну корзину и с 2010-х методично развивал сотрудничество с иностранными продакшнами, оценив, как растет аудитория за пределами Северной Америки, где наметилась стагнация с новыми подписками. Работа велась, например, во Франции («Марсель»), Испании («Бумажный дом») и Германии («Тьма»), а первым оригинальным проектом из Кореи стало «Королевство зомби» (2019), тоже внесшее лепту в успех «Игры в кальмара». Параллельно Netflix приучал зрителей к корейским мультфильмам, сотрудничая с местными студиями (например, сериалы по DOTA и Devil May Cry делала Mir), а недавно выпустил «Затерявшись в звездах» — полнометражный режиссерский дебют аниматорки Хан Джи Вон. Мечтательный сай-фай в духе Макото Синкая — первое для стриминга полноценное эни (корейская мультипликация), которое не выдают за аниме (как сериалы, упомянутые выше). Эти независимые, казалось бы, шаги позволили собрать людей, заинтересованных в дорамах, азиатских мультфильмах и корейской культуре: по отдельности или в миксе.
Впрочем, самое показательное, что Sony и Netflix с KPop Demon Hunters, по сути, повторяют формулу Disney, вернувшую студии на рубеже тысячелетий доверие зрителей. «Геркулес» (1997), «Мулан» (1998), «Похождения императора» (2000), «Атлантида: Затерянный мир» (2001), «Лило и Стич» (2002) выделялись тем, что привычные универсальные сюжеты для всей семьи, часто сопровождавшиеся песнями и шутками, усиливались культурным разнообразием. Древнегреческая мифология, средневековая китайская баллада о воительнице, рассказанная в духе комедий 90-х, бадди-муви на фоне инкской архитектуры, — даже поверхностное использование (зачастую) незападной эстетики позволило охватить новую аудиторию и удивить давних почитателей.


«Кей-поп-охотницы на демонов», 2025
Этому маршруту, по сути, и следует дебют Мэгги Кан — американки корейского происхождения, выступившей авторкой оригинальной идеи и постановщицей вместе с Крисом Аппельхансом. Первая раньше занималась раскадровками, например, «Кота в сапогах» и «Кунг-фу Панды 3». Второй дебютировал как постановщик «Волшебного дракона», а до этого делал иллюстрации для «Коралины в стране кошмаров» и дизайн окружающей среды в «Фантастическом мистере Фоксе» Уэса Андерсона. Эффектный, продающий концепт позволил обоим совершить качественный карьерный скачок. Кристально понятная история про борьбу со злом (демонами, в том числе внутренними), инкрустирована базовыми представлениями о южнокорейской культуре: рамен, айдолы, мистика-оммёдо, избыточная вежливость и трепетное отношение к фанатам. Достаточно иногда заходить в интернет, чтобы происходящее не вызывало культурного шока, а лишь радость узнавания с вкраплениями новизны
«Кей-поп-охотницы на демонов», 2025
Такой подход не обошелся без справедливой критики со стороны тех, кто давно наслаждается дарами корейской волны халлю, не считая дорамы с кей-попом новомодными веяниями. Музыкальная индустрия Кореи представлена там под стать лицемерному кредо титульных героинь: петь о чувствах, но не давать волю им настоящим. В фильме не показаны ужасающе плотный график айдолов, строгие диетические ограничения и запрет на личную жизнь (как и в Японии, агентство может просто уволить певицу или певца, если те лишатся ауры (не)доступных объектов обожания). Впрочем, такие купюры и доля поверхностности, вероятно, и требуются для масштабного успеха. Среди наиболее известных азиатских режиссеров в Европе и США — Куросава, Миядзаки и Пон Джун Хо, чьи фильмы изобилуют параллелями с западными литературой и кино (первые двое нередко экранизировали и классические произведения вроде «Макбета», «Идиота» или «Ходячего замка»). Это не отменяет их мастерства, но значительно упрощает путь к самым разным зрителям.
Так и «Кей-поп-охотницы на демонов» находят подход к самым разным аудиториям. Любителям мистики — зубастые гоблины-токкэби и чосын санджа с эффектными шляпами кат. Ностальгирующим миллениалам — возвращение блеска гёрлз- и бойз-бендов (например, 40-летние вспоминают Destiny’s Child и Backstreet Boys), а также силы лунной призмы («Сейлор Мун» до сих пор остается наиболее известным образчиком аниме-жанра махо-сёдзё, посвященного девочкам-волшебницам). Ценителям звездных кей-поперов — параллели с Blackpink, которыми вдохновлены Huntr/x, и BTS со Stray Kids, ставшими прототипами Saja Boys. Неудивительно, что их песни так завирусились в социальных сетях и даже ворвались в чарт Billboard: Golden до сих пор на первом месте, еще три композиции в рейтинге делают «Охотниц» уникальным фильмом, чей саундтрек так плотно окопался в топ-100. Плюс караоке-версия мультфильма (Sing-Along), выпущенная на один уикенд в американских кинотеатрах, сенсационно возглавила бокс-офис, обогнав уже выдохшиеся «Орудия» и «Фантастическую четверку». Конечно, сыграла ограниченность предложения (хотя теперь эта версия тоже доступна на стриминге), но это еще и самый масштабный офлайн-релиз Netflix (1700 экранов против 698 у прошлого чемпиона — детектива «Достать ножи: Стеклянная луковица»). Наконец, детям и обожателям кавая достался очаровательный «тигр-идиот» с СДВГ, вдохновленный народной живописью — минхва и мгновенно ставший золотой жилой по части мерчандайза.

«Кей-поп-охотницы на демонов», 2025
Возможно, в середине июня KPop Demon Hunters выглядели темной лошадкой — мало кто вносил их в списки ожидаемых релизов, — однако маркетинговый отдел Netflix поработал на славу. Кажется, нет такого компонента, на который они не обратили бы общественное внимание, подогревая хайп. Разве что не открыли пока сеть тематических ресторанов (зато есть соответствующие кулинарные гиды по Сеулу) и не запустили работу над видеоигрой (это сделали фанаты на платформе Roblox). Уже вовсю ходят разговоры о сиквеле и игровой версии (первое почти неизбежно, второе пока под вопросом).
Правда, для тех, кто равнодушен к стилистическим изыскам и бесконечным историям про обретение себя, вряд ли найдется место на этом празднике жизни. Мира, Руми и Зоуи — практически диснеевские принцессы, хоть и не стесняются глазеть на пресс накачанных юношей-демонов, а фантазия о том, что слава хоть как-то связана с причинением добра всем и каждому, — довольно быстро найдет опровержение в реальной жизни. Публичные скандалы и поломанные судьбы, проступающие в (авто)биографиях певиц вроде лучезарной Бритни Спирс, могут ранить наблюдателей не меньше, чем «Кей-поп-охотницы» — воодушевить. Впрочем, в российских реалиях, где мода на сказки, игнорирующие действительность, не сбавляет обороты, такой подход будет актуален и поучителен. Как минимум в вопросе адаптации культурного наследия для широкой (и) молодой аудитории.