Blueprint
T

Канны 2023
в цифрах

ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

На выходных закончился 76-й Каннский кинофестиваль, который, учитывая международную обстановку, прошел на удивление тихо — громких высказываний сделано не было, а призы раздали максимально корректно. Это, возможно, стало единственной проблемой смотра, который, как отметила вчера колумнистка Art Review Кейтлин Куинлан, «до последнего старается избегать какой-либо четкой позиции по острым политическим и социальным вопросам». Для не готовых всю неделю читать отчеты с фестиваля The Blueprint составил краткий дайджест в цифрах, а заодно выяснил, какие фильмы из программы куплены для проката.

1

год прошел после дикого судебного процесса между Джонни Деппом и его бывшей женой Эмбер Херд — тогда все ринулись хоронить карьеру актера, обвиненного в домашнем насилии. Фильм-открытие фестиваля, историческая драма «Жанна Дюбарри», в которой Депп сыграл Людовика XV, стала его бенефисом и очередным сообщением публике от руководства фестиваля, который пять лет назад, несмотря на протесты, включил в программу Романа Поланского. Делаем вывод: и культура отмены, и так называемая новая этика, требующая принимать во внимание личность автора художественного произведения, на Круазетт пока бессильны.

2

38

женщины до нынешнего года уезжали из Канн с главным призом — Джейн Кэмпион («Пианино») и Жюлия Дюкурно («Титан»), в этом году заседавшая в жюри под началом прошлогоднего победителя Рубена Эстлунда. Третьей победительницей стала Жюстин Трие с «Траекторией падения» — своим четвертым полнометражным фильмом. Свою победную речь в лучших французских традициях Жюстин посвятила критике властей, которые за месяц до фестиваля подавляли протесты против пенсионной реформы.

лет не приезжал Мартин Скорсезе в Канны. Последний раз он был на фестивале в 1985 году с фильмом «После работы», и тогда ему вручили ветку за «Лучшую режиссуру». Здесь надо сказать, что Скорсезе 1970-х был тогда для Канн что нынешний Триер. В 1978 году, например, режиссер стал главной новостью фестиваля, когда во время встречи с прессой заявил, что «у него закончился кокаин, поэтому никаких интервью». В сентябре того же года он уже лежал в больнице после передозировки, вызвавшей
клиническую смерть.

9

минут аплодировали Мартину Скорсезе и команде «Убийц цветочной луны» на фестивальной премьере. В этом году это стало рекордом, но по сравнению с предыдущими годами — практически неуважением к заслуженному автору. В Каннах на больших премьерах овации устраивать очень любят (к качеству фильма это, впрочем, не имеет никакого отношения) — Гильермо дель Торо, в 2006 году приехавший на фестиваль с «Лабиринтом Фавна», стоял 22 минуты, Майкл Мур в 2004 после «Фаренгейта 9/11» — 20.

14 000

20

работников киноиндустрии (цифра приблизительная) из более чем 120 стран в этом году приняли участие в Marché du Film, европейском кинорынке, который традиционно проходит параллельно с Каннским кинофестивалем. Это абсолютный рекорд по числу аккредитованных участников.

минут длился «новый» фильм Жан-Люка Годара, показанный в этом году. Наследием отца французской «новой волны», который в прошлом году добровольно ушел из жизни при помощи эвтаназии, занималась кинокомпания Saint Laurent’s, которая в этом году привезла на фестиваль и нового Альмодовара.

1

фильм из программы включал в себя разговор о событиях прошлого года — а именно — о военном конфликте в Украине. «Опавшие листья» Аки Каурисмяки в итоге получил приз жюри.

11 млн

86

долларов заплатил Netflix за североамериканские права на показ мелодрамы «Май, декабрь» Тодда Хейнса с Натали Портман и Джулианной Мур в главных ролях (о нем мы писали здесь). Это одна из самых крупных сделок фестиваля и очевидно, по мнению Netflix, — их заявка на участие в оскаровском сезоне. За новый боевик с Лиамом Нисоном, впрочем, все равно заплатили больше — Amazon Prime Video купил права на сиквел «Ледяного драйва» за $17 млн.

лет — самому пожилому участнику этих Канн, пионеру британского кухонного реализма Кену Лоучу. Фильм с говорящим названием «Старый дуб» предполагался как его прощальная гастроль, но классик не утерпел и уже снимает новый фильм. Вообще нынешний смотр, в котором помимо Лоуча участвовали и уже упомянутые Каурисмяки и Скорсезе, и Вим Вендерс, и Катрин Брейя, и Хирокадзу Корээда, в этот раз несколько подзабыл про «молодежь», за что и критиковался. Главный приз, впрочем, получила 44-летняя Трие.

26 из 100

такой рейтинг критики был у двух первых серий «Идола» нового проекта создателя «Эйфории» Сэма Левинсона о мрачной изнанке поп-индустрии. Это каннский антирекорд. Что, впрочем, не всегда показатель (в случае с Левинсоном, у которого с «Идолом» не задалось с самого начала, скорее да, но тем не менее) — в Каннах освистывали произведения и посерьезнее, например, «Хрусталев, машину!» Алексея Германа в 1998 году.

Какие фильмы купили для российского проката (список неполный, некоторые сделки еще не завершены. — Прим. The Blueprint):

1

2

«Траектория падения» 

«Новенький»

Режиссер Жюстин Трие 

Режиссер Уорик Тортон

«Про: взгляд» 

Творческое объединение Arthouse

Фильм — победитель фестиваля — судебная драма, посвященная процессу, на котором судья пытается понять, как именно погиб успешный композитор, выпавший из окна. В убийстве подозревают, конечно, жену. Победа картины, которую сравнивали с Бергманом и прочили сценарный приз, сигнализирует, что каннское жюри в этом году хотело сосредоточится на частных историях, а не на политическом кино.

Австралия, 1940-е — девятилетнего мальчика-сироту из местного племени отправляют в монастырь, которым руководит Кейт Бланшетт. Фильм написал и поставил один из самых интересных современных австралийских режиссеров Тортон — сын основательницы Центральной ассоциации средств массовой информации австралийских аборигенов (CAAMA), который работу мамы продолжает в художественной секции.

«Стоит отметить блестящую игру дебютанта Асвана Райда, который в Каннах стал всеобщим любимцем. Еще хочется напомнить, что фильм продюсировала сама Бланшетт — а это о многом говорит» 


Александр Коробейников, директор по развитию творческого объединения Arthouse


{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

3

4

«Комната 999»

«Книга решений»

Режиссер Любна Плейост

Режиссер Мишель Гондри

Творческое объединение Arthouse

«Русский Репортаж»

«Что еще нужно от документального фильма — нынешний председатель жюри Эстлунд, Вендерс и Кроненберг обсуждают будущее кино. Блестящий документальный фильм»


Александр Коробейников, директор по развитию творческого
объединения Arthouse


{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Ремейк картины Вима Вендерса «Комната 666», снятого во время Каннского фестиваля 1982 года, в котором Вендерс задавал вопрос «Жив ли еще язык кино?» Антониони, Фассбиндеру, Годару, Спилбергу и Херцогу. Вопрос вечный, так что не грех и повторить.

Французский затейник, кумир всех хипстеров планеты ставит очередной автобиографический фильм — на этот раз о том, как чуть не двинулся, снимая экранизацию «Пены дней» Бориса Виана. Все приметы стиля на месте. В роли Гондри — игравший Сен-Лорана
Пьер Нинею.

5

6

«Как заниматься сексом»

«Прекрасные дни»

Режиссер Молли Мэннинг Уокер

Режиссер Вим Вендерс

A-one

A-one

«Как сказал один мой коллега — это практически вымирающий вид молодежного кино. Живой, яркий, свежий фильм, в котором много сочувствия к своим героиням. Очень честная история, вообще не сказка» 


Кристина Айрапетян, международные коммуникации A-one 

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Три девочки-подростка едут на каникулы на Средиземном море. Гуляют, пьют и пытаются ответить на вопрос, вынесенный в название фильма. Дебютная картина 29-летней Мэннинг Уокер — победитель секции «Особый взгляд».

Будни уборщика общественных туалетов Токио. Помимо работы, к которой главный герой подходит с абсолютной невозмутимостью, в кадре чтение Фолкнера дома и меланхоличные поездки на машине под Лу Рида. Согласно критикам — одно из лучших выступлений мастера, которому документальное кино в последнее время давалось лучше игрового.

«Медитация, а не кино. Уже все сказали — strong Paterson vibes. Я шла на показ страшно невыспавшаяся и очень боялась, что могу заснуть. Ну что — не моргнула ни разу за весь сеанс. На самом деле такого кино — об „обычных людях“ — очень не хватает»


Кристина Айрапетян, международные коммуникации A-one

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}