Проще пареного нори
ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
До мирового проката добрался «Истребитель демонов: Бесконечная крепость» — первая часть полнометражной трилогии, которая поставит точку в популярной аниме-франшизе. В основе долгоиграющего хита — манга Коёхару Готогэ, чей суммарный тираж уже превысил 220 миллионов копий. В 2020-м, вслед за первым сезоном шоу, вышел фильм «Истребитель демонов: Поезд “Бесконечный”», который стал абсолютным кассовым чемпионом среди полнометражных аниме, подвинув «Твое имя» Макото Синкая и «Унесенных призраками» Хаяо Миядзаки, чей рекорд держался 15 лет. Теперь «Бесконечная крепость», у которой за спиной четыре успешных сезона, обновляет достижение, собрав $555 миллионов в мировом прокате к 21 сентября, а ведь фильм только вышел в США, Европе и СНГ. Критик Алексей Филиппов рассказывает, как главным секретом успеха для франшизы внезапно оказались чистота и простота.
«Истребитель демонов: Бесконечная крепость», 2025
«Истребитель демонов: Бесконечная крепость», 2025


«Истребитель демонов: Поезд «Бесконечный», 2020
Как закалялась сталь
Все начинается как в страшной сказке: юный продавец угля Тандзиро Камадо отправляется в соседний город, чтобы заработать немного денег, а когда возвращается, то находит трупы домочадцев. Безжалостный демон полакомился матерью и квартетом сиблингов (отец скончался от болезни еще несколько лет назад). Правда, одна сестренка все же выжила, но Нэдзуко сама обратилась в кровопийцу. К счастью, ей удается сдерживать плотоядные позывы, а потому у Тандзиро сохраняется надежда, что проклятие можно развеять. Осталось выяснить как.



Тандзиро Камадо

Нэдзуко Камадо
Кёджуро Ренгоку
Поиски ответа сводят дуэт Камадо с организацией истребителей демонов,
которые уже тысячу лет избавляют Японию от фантастических тварей. Наряду с обычными мечниками есть воины невероятного уровня, именуемые «столпами»:
они в совершенстве владеют техниками боя, названными в честь природных явлений (например, «дыхание воды», «...грома» или «...насекомых»). Цель истребителей — добраться до главного демона Мудзана Кибуцуджи, чья смерть, вероятно, покончит и со всей порожденной им нечистью. Тандзиро проходит вступительные испытания и отправляется нелегкой дорогой борьбы с кровожадными созданиями, которые тоже некогда были людьми. Все — ради спасения Нэдзуко.


«Истребитель демонов: Поезд «Бесконечный», 2020
Приключения Тандзиро и его друзей, среди которых выделяются трусоватый Дзэнъицу и дикий Иносукэ, не расстающийся с маской кабана, укладываются в четыре сезона аниме-сериала. Экранизация началась в 2019 году, а через год вышел фильм «Поезд “Бесконечный”», ставший кассовым чемпионом. В 2021-м его перемонтировали в телевизионную версию (главное отличие — эпизод-пролог), и вместе с аркой «Квартал красных фонарей» они образовали второй сезон, закончившийся в 2022-м. Дальше, соблюдая шаг в один год, вышли «Деревня кузнецов» (третий сезон), «Тренировка столпов» (четвертый сезон) и, собственно, «Бесконечная крепость». Существуют также фильмы-компиляции, то есть полные метры, где объединили несколько эпизодов шоу и доработали телевизионную анимацию (она обычно ниже по качеству), но с точки зрения истории это несущественно.

Куда важнее, что Kimetsu no Yaiba, как в оригинале называется франшиза, стал первым хитом новой японской эпохи Рэйва (с 2019 года), и значительную роль в этом сыграли международные онлайн-кинотеатры. Хотя аниме-стриминг Crunchyroll работал уже с конца нулевых, только в 2010-х на нем стали выходить по-настоящему громкие тайтлы, а «Истребитель демонов» оказался в числе первых сериалов, которые транслировались почти одновременно с японским ТВ. Обычно в старомодной индустрии Страны восходящего солнца отдают приоритет телеканалам, но сейчас форматы дистрибуции меняются. Вклад в популярность новинки внесли порталы Funimation и Hulu, а вскоре к ним присоединился Netflix (в России тоже аниме показывали легально на французском стриминге Wakanim, который теперь вошел в состав Crunchyroll).

Твердость — не тупость
Центральный конфликт, легко сводимый к борьбе добра со злом, на деле, конечно, усложняется пересказами трагической судьбы демонов и борцов с ними. Большинство из них, подобно семейству Камадо, столкнулись с чудовищной несправедливостью мира, но если истребители предпочли бороться за лучший мир, то их оппоненты поставили человечеству ноль и доверились дьявольскому обаянию Мудзана. Предсмертные флешбэки рисуют пеструю картину физического и психологического насилия, которые многих бы толкнули на кривую дорожку. Пока очередной антагонист обращается в пепел, рыдают половина маршрутки и, конечно, Тандзиро.

Добросердечие главного героя — безгранично и легендарно: настолько святыми
люди представляются лишь в житиях и пристрастных мемуарах. Кристально чистый протагонист — один из козырей франшизы: насколько бы целеустрем-ленными и дружелюбными ни были нынешние (супер)герои, далеко не каждый сможет потягаться с Камадо. У него, конечно, есть родовая тайна, но к ней повествование двигается так неспешно и неакцентированно, что ее сложно воспринимать как сюжетный крючок.
Ставка на идеального юношу может звучать контринтуитивно на фоне засилья антигероев нулевых или персонажей со сложным характером, которые в моде и сейчас: например, в «Человеке-бензопиле», другом подростковом аниме-хите, центральная фигура — подросток без идеалов, который мечтает лишь поесть и прикоснуться к женской груди. Однако на фоне засилья серой морали, постправды и прочих двусмысленностей такая простота, надо думать, подкупает вновь.

Особенно по сердцу она пришлась японской и международной аудитории на подступах и в разгар ковида — даже пандемия не смогла остановить кассовые рекорды «Поезда “Бесконечный”», так что «Бесконечная крепость» оказалась даже в лучшем положении. Жизнь со времен эпидемии не то чтобы стала проще, так что твердить о важности семьи пора не только Доминику Торетто из «Форсажа».
Когда в «Бесконечной крепости» герои буквально проваливаются
в обитель нечистой силы, можно, конечно, вспомнить «Алису в Стране чудес», но не менее важно, что зло, по «Истребителю демонов», поджидает везде —
даже в уединении жилища или лесной опушки. Именно в таких обстоятельствах Тандиро и Ко продвигают гуманистические ценности, медленно приживав-шиеся в Стране восходящего солнца, где даже после Второй мировой
коллектив оставался важнее личности.


Неспроста выбрано и время действия сериала — краткосрочная эпоха Тайсё (1912-1926), чей девиз — «Великая справедливость». При императоре Ёсихито в Японии началось движение в сторону демократических и либеральных идей, а еще страну охватила индустриализация: население городов начало стремительно расти. Большинство технических новшеств, мелькающих в «Истребителе демонов», вроде диковинного поезда или ЛЭП, стали распространяться еще в XIX веке, период Мэйдзи, но именно в начале XX столетия прогресс, что называется, был уже налицо. Поскольку мечники добра остаются верны клинкам и даже выражают недоверие огнестрелу (один персонаж все-таки орудует подобием обреза), есть соблазн заподозрить Kimetsu no Yaiba в определенном луддизме. Правда, долгожители с темной стороны тоже не торопятся использовать новинки ВПК, хотя самураи не брезговали ружьями-аркебузами с 1540-х.
Во-первых, это красиво

«Истребитель демонов: Бесконечная крепость», 2025
Помимо обнадеживающей ясности и стильного ретросеттинга, которые можно отнести к козырям манги-первоисточника, у сериала есть и уникальный джокер. Скрупулезная анимация студии ufotable, которая, заполучив хит Коёхару Готогэ, забросила другие проекты, чтобы сосредоточиться на потенциальном блокбастере. Подробно и ярко отрисованные сражения особенно западают в душу ценителям франшизы: говоря про «Истребителя демонов», в первую очередь вспоминают красоту визуального ряда — и только в третью о сюжете и персонажах, которые, разумеется, тоже обросли почитателями. Симптоматично, что с выходом аниме продажи манги подскочили многократно: за полгода с апреля по сентябрь 2019-го, когда сериал только начал выходить, суммарный тираж из трех с половиной миллионов превратился в 12 (в декабре было уже 25).
Совмещая 3D и классическую анимацию, умельцы из ufotable создают чуть ли не фотографические декорации, а в поединках или драматичных сценах не ленятся подробно изображать снежинки, дыхание и прочие эмоциональные акценты. Есть, разумеется, и комичные интерлюдии, где персонажи нарисованы умилительно и упрощенно, но искусность визуала мало кто готов оспорить (в отличие от зрелищности самих битв, где у «Истребителя демонов» полно конкурентов: от «Магической битвы» до «Поднятия уровня в одиночку»).




Квартал красных фонарей Ёсивара в «Истребителе демонов»
Дух времени тоже позволяет разгуляться художникам, совмещающим величественное очарование старины и знакомые очертания современной городской инфраструктуры. Квартал красных фонарей Ёсивара, где демоница использует в качестве оружия бесконечные оби — пояса для кимоно, которые с помощью магии превращаются в смертоносные щупальца. Потаенная деревня кузнецов, чьи обитатели носят хёттоко, маски с вытянутыми губами, и воплощают японскую любовь не просто к труду, а к совершенствованию конкретного навыка (то же, по сути, делают и истребители, полируя выбранный стиль боя). Наконец, замок Мудзана — потусторонний мир, подобный кошмарному скринсейверу, где маленькие комнатки разбегаются в разные стороны или образуют бесконечные коридоры и башни.
Обнажи свой клинок — и вперед
Арка «Бесконечной крепости» — многоэтажная заключительная битва, где сильнейшие демоны и истребители сходятся в логове финального босса. Если на стороне добра сражаются могущественные столпы, то у Мудзана есть не менее сноровистые подручные, именуемые «высшими лунами». Они не выкрикивают свои атаки, но очень по-разному используют магию крови — дар и проклятье, обретаемые демонами. Разумеется, ждать встречи Камадо и главного гада пока рано, хотя они и успевают обменяться многозначительными взглядами.

«Истребитель демонов: Бесконечная крепость», 2025
Тем, кто вдруг окажется на сеансе, миновав «предыдущие серии», будет тяжеловато, но базовую информацию напомнят во флешбэках. Собственно, из двух с половиной часов экранного времени минимум треть занимают сцены из прошлого: некоторые уже фигурировали в сериале, иные раскрывают впервые.


Учитывая обилие персонажей, которые ранее получили едва ли десять (а то и пять) минут экранного времени, решение неидеальное, но функциональное. В этом и заключается двойственное обаяние Kimetsu no Yaiba: никакой борьбы хорошего с лучшим — только проверенные методы, повторяющиеся из серии в серию, из боя в бой. В первой части «Бесконечной крепости» прием даже слегка превращается в автопародию: одна истребительница мстит за сестру, ее коллега — обратившемуся «брату», товарищу по додзё, а сам Акадза, в оригинале вынесенный в заголовок, собрал бинго, лишившись отца, наставника и молодой супруги.


Всех, разумеется, немного жаль, но три подряд схватки с довольно однотипным эмоциональным ядром, как и слегка механическая структура а-ля Mortal Kombat, не позволяют записать премьеру в число даже лучших частей «Истребителя демонов». Добравшись до «Бесконечной крепости», ни Готогэ, ни ufotable не торопятся изобретать велосипед (в Японию, кстати, первый завезли примерно в 1865-м). Хотя часть персонажей, вероятно, лишится «сюжетной брони», формат многолюдной (и многодемонической) беготни с эффектными сражениями под аккомпанемент слезливых флешбэков слишком хорошо работал прежде, чтобы вдруг обновлять его теперь.
Если только оттачивать до совершенства — как кузнецы или истребители в предыдущих сезонах. В конце концов, у всех есть семьи и травматичные переживания, вызывающие соблазн обозлиться на весь белый свет. В живописных декорациях не совсем уже древней Японии, где их изображают в патетическом великолепии подростковой фантазии, — зрелище, стоящее как минимум свои 2000 иен.