Blueprint

Слава Шутов          Полина Прибыткова          Денис Рузаев

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":46}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1.3,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«Я был бы рад смотреть сериалы и верить в бога»

будущий биотехнолог, 19 лет

//

Куратор кинопрограммы кластера «Октава», приглашенный куратор в «Иллюзионе», Доме Ахматовой, Ясной Поляне


T

фото: 

стиль: 

ДАНИЛ ГОЛОВКИН

тим литвинов

Сегодня в «Иллюзионе» открывается Международная конференция по киноведению и архивному делу, на которой архивисты, кураторы и киноведы будут обсуждать, нужно ли преподавать кино в школе, как сохранять архивы и зачем смотреть любительское кино. The Blueprint представляет трех участников конференции — Полину Прибыткова из «Зотова», Дениса Рузаева из «ГЭС-2» и Славу Шутова из «Октавы». Они рассказали The Blueprint о том, в чем разница между «куратором» и «зрителем» (спойлер: ее нет), как они составляют программы и почему нет плохих фильмов

Слава Шутов        Полина Прибыткова          Денис Рузаев

Слава Шутов, будущий биотехнолог, 19 лет // Куратор кинопрограммы кластера «Октава», приглашенный куратор в «Иллюзионе», Доме Ахматовой, Ясной Поляне



«Я был бы рад смотреть сериалы и верить в бога»

О том, как начал смотреть кино 

Я хотел быть исключительно футболистом. И в какой-то момент мой дедушка решил вмешаться. Спросил меня: «А как ты относишься к Стивену Хокингу?» Я ответил какую-то неразумную глупость. А дедушка мне говорит: «Вот, смотри, у него ничего, кроме мозга, не работает. Но из-за того, что у него работает мозг, он нужен всем. А у тебя завтра не будет работать правая нога, и ты никому не будешь нужен». С тех пор я стал много читать. А потом дедушка стал показывать мне кино и воспитывать какой-то базовый вкус — Феллини, «На войне как на войне» и так далее.

О старших

У меня есть принцип — если я живу в одно время с каким-то великим человеком, то я не имею права не попробовать с ним проконтактировать. Я очень дорожу близкой дружбой с Наумом Ихильевичем Клейманом, счастлив иметь возможность регулярной переписки с Александром Николаевичем Сокуровым. Для меня важно, что у нас есть старшие.
Мне страшно представить тот мир и ту страну, в которой их не будет. Однажды мне нужно было принять решение на тему всяких эмиграций, не эмиграций, и я получил от них такой ответ: «Ну вы же пока лодочка маленькая, съездите, оснаститесь и обязательно возвращайтесь настоящим кораблем, ледоколом». Но сейчас мне важно быть здесь.

брюки Jil Sandler, ЦУМ; Пуловер Jil Sandler, ЦУМ; Кардиган Jacquemus, ЦУМ; 

кеды MAISON MARGIELA, ЦУМ; УКРАШЕНИЕ СОБСТВЕННОСТЬ СТИЛИСТА

О кураторской работе

Кураторская работа — это слияние творчества и менеджмента. Я тот человек, который за кадром должен все настроить и просто передать микрофон нужному человеку. Это важнее всего. Единственное, что я умею по-настоящему хорошо, — это сводить людей, находить их. Для меня намного ценнее организовать встречу публики с замечательным музыковедом Сергеем Уваровым или мультипликатором Алексеем Деминым, его безумно талантливыми учениками или public-talk молодого режиссера. Я отчетливо понимаю, что это намного важнее и интереснее того, что могу рассказать сам. Не думаю, что тем самым я как-то «душу свой талант», просто он, скорее, в другом.


Я ни в коем случае ничего не навязываю зрителю. Я посредник. И все проекты, которые я делаю, замешаны на моих друзьях. Я стараюсь объединять площадки, мне нравится, когда на афише много партнеров — музеи, институты, культурные центры, издательства, журналы. Сейчас нужно объединяться и не терять друг друга. А люди, которые этого не понимают, теряются. Я очень ценю нашу дружбу с Иваном Толстым. Совместными усилиями нам многое удается.


О зрителях и себе

Мы относимся к зрителю как к единомышленнику и транслируем в мир свои интересы. И либо совпадаем, либо не совпадаем со зрителем. При этом ты можешь быть непоследовательным в своей кураторской политике. Сегодня я показываю кино, а завтра я хочу, чтобы была лекция искусствоведа. Но если это продолжает вызывать доверие у публики — значит, ты делаешь что-то правильное. В одни выходные я делаю встречу о теории кино, и там мой друг Богдан Шимохин выступит с лекцией о потенциале VR, а Дмитрий Салынский расскажет про теорию жанров. А в следующем месяце я хочу искусствоведческий лекторий сделать или серию встреч и разговоров о том, «почему нас не отпускает XX век», а потом позвать Екатерину Андрееву, которая собрала книгу про Тимура Новикова. И Анну Савкину из Музея Рериха. Почему бы не провести рифму между Рерихом и оголтелыми парнями из 90-х? Рерих-то тоже оголтелый парень был.

О вопросе «Зачем?» 

Я перестал его задавать. Мне недавно на ногу упала книга «За роялем с Дебюсси» пианистки Маргерит Лонг. И там она вспоминает, как играла концерты во время войны.


Она там как раз говорит, что с самого начала войны ощутила инстинктивное влечение к культуре у людей. Когда стукнула мобилизация, я вышел из института и подумал, что в таком случае, пока у нас есть время, я хочу прочитать все книги, что откладывал, посмотреть все фильмы, услышать как можно больше музыки, сделать как можно больше для людей.


О показах дебютных фильмов

Я считаю, что это сейчас самое важное. Однако долго я не понимал этого, пока не начал плотно сотрудничать с талантливейшим кинокритиком — Сергеем Кулешовым. Мне важно, чтобы у ребят, у которых нет проката, несмотря ни на что обязательно был зритель. И радостно, что зритель это ценит и приходит. В июне у меня будут показы двух новых короткометражных фильмов — Андрея Натоцинского и Ромы Белова. А также на многие месяцы вперед запланирована программа дебютного кино.

О планах 

6 июня будет мероприятие в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме, каждый месяц будут показы в «Октаве», разрабатываем программу по кубинскому кино вместе с Art Square Gallery. Еще в «Иллюзионе» все лето два раза в месяц будет идти программа под рабочим названием «Молодые о кино». Я обожаю «Иллюзион», но на его сцене редко выступает кто-то младше сорока лет — не хватает там оголтелой бойкости. Поэтому я рад тому, что команда кинотеатра откликнулась на мое предложение. Получилось собрать интересный проект вместе с шестью ребятами из ВГИКа. Программа начнется с показа «Дней затмения» Александра Николаевича Сокурова, которые будет представлять мой товарищ, который сейчас разрабатывает тему эротизма в творчестве Сокурова. Зовут Федор Папин. Федя параллельно занимается музыкой — написал музыкальный альбом «Животная литургия», в нем десять песен от лица разных зверушек. Я с ним так познакомился: меня привели во ВГИК, и ему поручили провести для меня экскурсию. Он спрашивает: «Как тебя зовут?». Я говорю: «Слава». А он: «Выход вон там».

О кино

Я перестал воспринимать сюжеты. В этом плане мне намного важнее увидеть в кадре какую-нибудь пролетающую птичку, одиноко стоящее дерево, взгляд. И если они мне запомнились, то, значит, я не зря смотрел фильм.

Слава Шутов        Полина Прибыткова          Денис Рузаев

Полина Прибыткова, киновед, 29 лет // Руководитель отдела кинопрограмм центра «Зотов» 



«Я вообще в последнее время смотрю не очень много кино»

О примерах для подражания

Этого человека зовут Михаил Бойтлер. Он был воплощением конструктивистской идеи «нового человека»: теоретиком кино, директором кинотеатра на Малой Дмитровке, куратором, преподавателем и, что не менее важно, — велосипедистом и боксером. Великие советские мастера вроде Эйзенштейна и Вертова числились его учениками. Следуя его примеру, а я считаю, что он был в том числе и великим пиарщиком, мы в «Зотове» на первом этаже поставили стол для пинг-понга.

О кинопоказах в музеях 

Программа в «Зотове» делится на два направления: репертуар и параллельную программу, которую мы выстраиваем, отталкиваясь от темы текущей выставки. По такому же принципу работает отдел кинопрограмм в Третьяковской галерее, где Максим Павлов делает замечательные кинопрограммы, в хорошем смысле академичные и подробные. Репертуар состоит из таких рубрик — «Новинки проката», «Снова в кино», «Кино крохам» и отдельных специальных показов и программ.


В параллельной программе я пытаюсь просто найти интересный ракурс в рамках заданной темы и попытаться посмотреть на кино под ним. Например, сейчас идет выставка «Логос: голос конструктивизма» про работу со словом и формирование новых на тот момент медиа (кино, радио, фото, журналы). И кинопрограмма этой выставки про переход от немого к звуковому кино. Интересно посмотреть, как кино, еще немое, уже начинает говорить средствами выразительности на уровне интертитров. Это здорово заметно у Эйзенштейна в «Генеральной линии» или у Вертова в «Киноправде» с интертитрами, конструкции для которых делал Родченко.


Платье Ushatavà, Blue Store; Сапоги By Far, ЦУМ

О работе куратора

Куратор — это проводник. Я часто руководствуюсь интересом людей, которые мне интересны. Моя задача — найти человека, интересы которого будут интересны зрителям.

О разной аудитории  

Есть разные портреты аудитории. Я много думаю о том, как из смежных областей привлечь ее. Так, например, появляется электронная озвучка немого кино. А многим зрителям, особенно неподготовленным, проще понимать кино через психологию. У нас есть программа, которая помогает подойти с этой стороны к кино. Мы делаем ее вместе с сервисом онлайн-психотерапии Zigmund: зрители после показов обсуждают фильмы с психологом. Это спорный, на мой взгляд, подход, но пусть и он будет, если с его помощью проще воспринимать какие-то фильмы. Например, «Первая корова», «Гив ми либерти», кто-то, может, не пошел бы на это кино, но пойдет, потому что там в конце обсуждение с психологом, а ему близок формат. Ему, например, понятнее, когда ему это кино объясняют с точки зрения отцовства. Может быть, в следующий раз он не испугается пойти на кино.


О насилии на кинопоказе

Я про это на самом деле часто думаю. Есть в природе кино что-то насильственное. Например, мы показываем фрагменты из разных киножурналов перед репертуарными сеансами. Как «Фитиль» из нашего детства. Не из «Киноправды» Вертова, а, например, что-то более любопытное и бытовое из «Пионерии» или «Железнодорожника». Но все равно — вот зритель идет посмотреть «Все страхи Бо», а ему перед этим пять минут приходится смотреть, как кинопленку на заводе готовили в 1930-е. Меня успокаивает только мысль, что это все-таки лучше, чем «Все страхи Бо».

Об архивном кино

Меня завораживает один взгляд человека в камеру сто лет назад. Я бы только на это и смотрела.

Об осознанном выборе профессии

Не было никакого осознанного выбора — чистая случайность. Просто в семье все любили кино и постоянно его смотрели, и я вместе с ними. Может, это единственное, на что я способна. Но это уже кокетство.

О своей зрительской рутине

А сейчас у меня дома совсем не получается смотреть кино. Мне тяжело не отвлекаться. Дома я себе уделяю внимание. А абстрагироваться от всего лучше всего в черном кинозале. Я думаю, что это случилось, когда я начала смотреть сериалы. У меня прошел водораздел: дома я смотрю сериалы, кино в кинотеатре.


В общем, я стараюсь сохранить для себя ценность просмотра кино как события. Потому что, когда с ним постоянно работаешь, оно может обесцениться. В какой-то момент это превратилось просто в погоню. И в этой гонке невозможно прибежать куда-то. Ты смотришь кино для того, чтобы смотреть кино и смотреть его еще больше. Сейчас я понимаю, что не надо гнаться.


Слава Шутов        Полина Прибыткова          Денис Рузаев

{"points":[{"id":10,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":12,"properties":{"x":2,"y":685,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":11,"properties":{"duration":685,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Денис Рузаев, кинокритик, 37 лет // Куратор кинопрограмм фонда V–A–C


«Нельзя называть меня материаловедом, потому что я трех курсов не закончил. Единственное, что я запомнил из тех времен, что человек — 

это тоже материал» 

О профессиональном выборе

Мне нравилось кино и музыка. И я решил посоветоваться с подругой. Она говорит: «Ну, музыка — это понятно. Но люди, которые пишут про музыку, никуда не ездят. Будешь писать про кино, может, в Канны съездишь». Ну я и пошел учиться на киноведческий.

О «зрителях» и «кураторах»

Я верю в то, что смотреть кино, показывать кино и даже снимать кино — это на сущностном уровне одно и то же. В сердце своем ты всегда зритель. И я тоже. Я не отделяю себя от зрителей, которые пришли на мой показ. А кураторством вообще можно облагородить более-менее любое занятие. Это осмысленный подход к вещам, у которых другая онтологическая задача. У меня вот терабайты скачанных фильмов — хорошо, чтобы какой-нибудь куратор мне сказал: вот, посмотри это в таком порядке, тебе понравится.

О том, как формируется программа 

В первую очередь я показываю то, что мне самому было бы интересно посмотреть. Это единственный критерий и единственная мотивация. Может быть, я этот фильм видел три дня назад и хочу его снова посмотреть. И вокруг него могу придумать программу. Может быть мотивация посмотреть его на большом экране, может быть, я долго откладывал его и сам впервые решил посмотреть. Это не значит, что я не показываю кино, которое мне не нравится. Мне не нравится пятьдесят сообщений в телеграме подряд — вместо одного. Это мне не нравится. А кино мне в принципе интересно смотреть.


Бывает, что фильм тебе не понравился, а потом вдруг заработал в другом контексте. Это плавающая вещь. А бывает, что ты годами думаешь о фильме, который тебе как будто не нравился, но что-то все равно заставляло о нем думать. Есть что-то неразрешенное, и вот спустя день или спустя год ты что-то решаешь. Можно ли тогда сказать, что тебе не понравился этот фильм?


Рубашка MM6, ЦУМ; БРЮКИ JIL SANDER, ЦУМ; ФУТБОЛКА USHATAVA, BLUE STORE

О программе в «ГЭС-2» «От света к свету»

Ну вот Москва. Тут просто возмутительно светло, я раньше этого не замечал. На улицу выходишь — и такая тень красивая — по ощущениям это не должно быть так красиво. Кажется, что хорошо бы немного приглушить. Почему так светло? И дальше ты уже думаешь, в чем природа света. А ты привык думать через кино, а кино без света невозможно, ну и поехали. Почему не сделано десять программ таких? Не сделано, и слава богу, поэтому сделаю я.

О планах  

У меня на следующий год запланирован фестиваль единственных фильмов, состоять должен из двух частей. В первой — люди, которые по определенным обстоятельствам только один фильм сняли. Очевидно, напрашивается «Комиссар», «Долгая счастливая жизнь». Множество фильмов, режиссеры которых рано умерли. Есть, например, фильм «Хамелеон стрит». Про его режиссера Венделла Харриса кто-то написал заметку, что у него сложный характер, а он чернокожий и это 1990-е, и все — он больше ничего не снял. Сейчас живет в Мичигане, где вода отравлена свинцом. Недавно фильм выпустили на Blue Ray, это было для него важное событие. Классный чувак, ему уже 70 лет. Звонил мне как-то, у него голос такой театральный, как у Орсона Уэллса на сцене, — Deniiis. А вторая часть — это дебюты, то есть пока единственные фильмы. Хорошо бы их свести вместе и показать, что разные судьбы бывают. Я считаю, что снять один классный фильм — это очень круто. Ты уже снял один классный фильм, и это никто никогда у тебя не отнимет.

О телевидении 

Я смотрю сериалы, но мне не сильно близок этот медиум. Фильму наплевать, досмотрел ты его или нет. Фильмы же в кинотеатре нужно смотреть по-хорошему. Вот ты ушел на двадцатой минуте, а он без тебя все равно длится и длится. Сериал же снимается для того, чтобы его продолжали смотреть — чтобы рекламу в перерывах показывать. В этом есть момент манипуляции. К тому же высшее достижение телевидения все равно — это каналы, где просто подряд идут фильмы.

на славе:

Тренч THELGHT, Blue Store;

Майка Ushatava, Blue Store;

Брюки Jil Sander, ЦУМ;

Обувь MM6 Maison Margiela, ЦУМ;

Цепь и кольца, собственность

стилиста

на полине:

Тренч The Clou, Blue Store;

Майка Jil Sander, ЦУМ;

Юбка Volchok, Blue Store;

Колготки Calzedonia;

Туфли Maison Margiela, ЦУМ

на денисе:

Свитер Maison Margiela, ЦУМ;

Рубашка Maison Margiela, ЦУМ;

Брюки A Better Mistake, ЦУМ;

Обувь Maison Margiela, ЦУМ;

Кафф и кольца, собственность

стилиста

О кино как терапии 

Часто в голове сидит какой-то образ, просто ощущение — смутное, не из чего-то знакомого. И ты начинаешь за ним гоняться. Думаешь: «Может быть, что-то гэдээровское». И я включаю «Легенду о Пауле и Пауле» Хайнера Карова. И следующие два часа поражаюсь тому, какое все-таки классное воображение у людей — какую счастливую жизнь показывают в 1973 году.


Два дня назад я себя не очень хорошо чувствовал и думать не получалось. Я дошел до той стадии, когда твой внутренний диалог уже настолько интенсивен, что нужно прекратить его. Книжка в таких случаях не работает. Работает фильм — при условии, что ты не готов видеть людей. Но не каждое кино пригодно для такого. Если тебе пять минут показывают один и тот же план джунглей, то внутренний диалог предполагается. А вот на десятой минуте «Казино» Скорсезе я уже не думаю о себе, я слежу за персонажами и следующие два часа сорок минут я даже курить не иду, потому что невозможно оторваться.


КОМАНДА

КРЕАТИВНЫЙ ДИРЕКТОР: 

Продюсер: 

МАКИЯЖ: 

Ассистент фотографа: 

Ассистент стилиста: 

ЛИЗА КОЛОСОВА

ВИКТОРИЯ СЛАЩУК

ЮЛИЯ ТОЧИЛОВА

ПАВЕЛ ПАНКРАТОВ

КРИСТИНА АКОПЯН

МАГАЗИНЫ

ЦУМ, ул. Петровка, 2, +7 495 933 73 00
Blue Store, Столешников пер., 7с2, +7 999 353 78 97

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}