Blueprint
T

London calling

ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

Лина Данэм, создательница эпохальных «Девочек», вернулась на телевидение — на Netflix только что вышла ее новая романтическая комедия «Это слишком», которую многие уже успели назвать лучшим сериалом сезона, а другие — отругать за «слащавость». Мария Бессмертная согласна с первыми и уточняет — нет пророка в своем отечестве, и Данэм все еще «голос поколения», а заодно — наша новая Джейн Остин.

«Это слишком», 2025

Настоящего триумфального возвращения Лины Данэм на телевидение ждали почти десять лет: страшно сказать, но ее «Девочки» на HBO («Секс в большом городе» для двадцатилетних хипстеров) закончились аж в 2017-м. С тех пор певец миллениалов — и их, как водится, одновременный разоблачитель — Данэм занималась вещами милыми, но как будто случайными. Была исключительно симпатичная экранизация подросткового романа взросления «Кэтрин по прозвищу Птичка», комедия про потерю девственности с говорящим названием «Острая палка», она снималась у Тарантино и Апатоу, но очередного «программного» высказывания, каким, безусловно, были «Девочки», не случалось. А от нее, получившей неподъемный титул «голоса поколения», ждали именно его. Откуда ей, всегда писавшей и снимавшей исключительно на автобиографическом материале, было его взять — вопрос риторический. Но прошло десять лет жизни, материала накопилось достаточно — получите и распишитесь, вот оно. Новый сериал сделан в ее любимом жанре неврастенической романтической комедии, и, конечно, именно он, а не «Материалистка», с которой они очень удачно совпали по датам, является настоящей благой вестью вселенной ромкомов. Жанр, который, как казалось, навсегда и по понятным причинам похоронило движение Metoo, жив, а необходимую реновацию проводит последовательная феминистка. Согласитесь, давно мы не слышали таких воодушевляющих новостей.

Сериал "Это слишком", 2025

Постер сериала, «Это слишком», 2025

Сериал "Это слишком", 2025

Сюжет «Это слишком» в общих чертах повторяет биографию Данэм от тридцати до сорока (и в общем-то почти любого человека этого возраста из этой социальной группы) — за последние годы она слегка разлюбила родину (о причинах разрыва с Нью-Йорком она недавно написала блестящее эссе в New Yorker), пережила тяжелое расставание, столкнулась с большими проблемами со здоровьем и профессиональным кризисом. От всего этого она сбежала в Лондон. Где влюбилась, вышла замуж и теперь счастливо живет с пятью кошками и двумя собаками. О чем и докладывает в «Это слишком» — сценарий сериала о том, «как американская девочка встретила английского мальчика» она писала вместе с мужем — музыкантом Луисом Фелбером.

Сериал "Это слишком", 2025

При этом, несмотря на довольно радикальную смену тона («Девочки» были чем угодно, но только не духоподъемной мелодрамой), все характерные темы Данэм, за которые мы ее и полюбили, — на месте. Состояние непрекращающейся моральной паники, в которой находится любой уважающий себя миллениал, растерянность перед будущим, собственный нарциссизм, инфантильность, одержимость соцсетями и следующий за ней деструктивный цифровой эксгибиционизм, и так далее, и так далее. Но, поменяв прописку, героиня Данэм и она сама, которая в «Это слишком» сознательно ступила на территорию классического ромкома с Хью Грантом и романов Джейн Остин (все серии сериала совершенно гениально названы в их честь, а героиня стартует в Лондон, как раз пересмотрев «Разум и чувства»), приобрела новый контекст, подействовавший на ее материал как живая вода.

Сериал "Это слишком", 2025

«Это слишком», 2025

Оказалось, что Данэм — не новый Вуди Аллен, как думалось раньше, а именно что новая Джейн Остин. Автор не двусмысленный, а по-настоящему радикально прямолинейный (не путать с обыкновенной откровенностью). Клайв Стейплз Льюис когда-то писал про Остин: «Большие абстрактные существительные классических английских моралистов Остин использует беззастенчиво и бескомпромиссно: здравый смысл, смелость, сила духа, неуместность, бестактность, щедрая откровенность, наказуемая доверчивость, унижение, тщеславие, глупость, невежество, разум. Это понятия, с помощью которых Джейн Остин захватывает мир. Все это трудно и слишком ясно и определенно, а для современного глаза, может быть, даже наивно». То же самое, теперь официально, можно сказать и про Данэм. Ее художественная вселенная, вышедшая из мутных вод затянувшегося пубертата — «Девочки», несмотря на весь свой высочайший исполнительский класс, все-таки были очень, что называется, гормональным произведением, — теперь стала местом, где понятия «любовь», «семья», «дружба», «предательство» и так далее имеют вполне определенные значения. И нет, это не значит, что оторва Данэм ударилась в консерватизм — ее героини и герои все еще очень много употребляют, очень путанно разговаривают, постоянно расстраивают родителей и не готовы даже в тридцать и сорок, что называется, «остепениться». Просто «Девочки» были построены на избегании, а героиня «Это слишком» в зеркало посмотреть может. И что важнее — хочет.

Лина Данэм с мужем
Сериал "Это слишком", 2025, Лина Данэм

Лина Данэм на съёмочной площадке

Лина Данэм с мужем Луисом Фелбером

В первый же свой вечер в Лондоне она, отправившись в бар, где встретит своего будущего мужа, говорит: «Я пойду в надежде, что со мной случится жизнь». Это, в принципе, могла бы сказать любая из героинь Остин. У Джейн, работавшей почти два с половиной века назад, возможности были, мягко говоря, ограниченные, — и поэтому главные героини ее романов — всегда, всегда наблюдатели. Та «жизнь», с приключениями, женитьбами, скандалами и прочей чепухой, всегда происходит с «кем-то», а главная героиня поначалу только наблюдает — и это идеальная исходная позиция для автора такого иронического склада, как Остин. И Данэм. Но мы в XXI веке, и некоторые права женщины все-таки получили. Героиня Данэм с самого начала находится в гуще событий, тем не менее это никак не противоречит ее «инаковости». В отличие от всех героинь стандартизированных ромкомов Джесс из «Это слишком», как и сама Данэм, — человек во всех отношениях выдающийся и специальный. И как следствие — бесконечно раздражающий «широкую публику».

Сериал "Это слишком", 2025
Сериал "Это слишком", 2025

«Это слишком», 2025

И действительно — чего бы не раздражаться? Никакими демократическими свойствами Данэм как поп-фигура не обладает — исключительный талант, которому (как раз по Набокову) сопутствует исключительный стиль, ум, чувство юмора, образование, успешная артистическая и любящая семья (Данэм, безусловно, как сейчас говорят, непо-беби), удача, в конце концов. И что в истории Данэм очень важно — ее и ее героинь «инаковый» внешний вид. Как же так — в мире, одержимом комплексами, стыдом за себя и оземпиком, где все рыдают, глядя в зеркало, появляется женщина, которая прошла через рыдания, но тем не менее не стала, стиснув зубы, худеть и при этом ощущает себя по-настоящему сексуальной? Этого разговора в 2025 году хотелось бы избежать, но не получается. Уже сразу после выхода сериала на Данэм накинулись со всех сторон. С одной, альтернативно одаренные мужчины и женщины говорят, что «не верят в бодипозитив» и в то, что мужчина, выглядящий, как Уилл Шарп, может влюбиться в девушку, которая весит больше 50 кг, с другой (казалось бы, более продвинутой) — говорят, что в сериале недостает серьезного разговора о стандартах женской красоты и их репрезентации на экране — то есть надо как бы специально проговорить, что, да, главная героиня не модель. Никакой из сторон не приходит в голову такая простая мысль, что современный феминизм уже просвистел мимо этих проблем — надо догонять. Пока Данэм разбирается с экзистенциальными кризисами поколения, вы все еще считаете чужие калории. Скажем отдельно — разнообразие женских типажей в «Это слишком» бьет многие рекорды. Специального упоминания заслуживает великолепная линия с новой девушкой бывшего (абьюзера) главной героини (ее играет подружка Данэм Эмили Ратаковски), которой героиня поначалу завидует (ведь она популярный инфлюенсер с «идеальной» фигурой и жизнью), а потом с ней сближается.

Сериал "Это слишком", 2025
Сериал "Это слишком", 2025
Сериал "Это слишком", 2025

«Это слишком», 2025

Сериал "Это слишком", 2025
Сериал "Это слишком", 2025
Сериал "Это слишком", 2025
Сериал "Это слишком", 2025
Сериал "Это слишком", 2025

По итогам «Это слишком» — который впервые (по крайней мере, на памяти автора) по-настоящему внес в ромком тяжелый багаж главных героев, и две лучшие его серии — это предыстории персонажей, своего рода ключи к рассказываемой истории, — встает, пожалуй, только один вопрос. И он по иронии такой же, как и в начале статьи, — «Что дальше?». С поисками себя Данэм разобралась, с романтической любовью тоже. Что-то подсказывает, что нас может ждать история о психическом здоровье — Данэм уже несколько лет как не устает рассказывать, что она полностью sober, и некоторая гиперкомпенсация данного вопроса, скажем аккуратно, в «Это слишком» присутствует. В любом случае очевидно одно — то чувство, что Данэм была певцом «потерянного поколения», надо оставить там же, где моду на скинни и федоры.


Ну а что до критиков — тут говорить нечего. Про Остин тоже в свое время писали, что ее книги — это не высокая литература, а истории про то, «как очередная хорошая девочка опять вышла замуж». Девочки всем дали прикурить.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}