T

Лица нового украинского кино

В международный прокат выходит фильм французского режиссера Эли Граппе «Ольга», получивший приз за лучший сценарий на прошлом Каннском кинофестивале на «Неделе критики». «Ольга» — эта история украинской гимнастки, которая готовится к соревнованиям в Швейцарии, в то время как ее мать, оставшаяся в Киеве журналистка, освещает протесты на Майдане и регулярно получает угрозы. В главной роли в «Ольге» снялась гимнастка из Луганска Анастасия Будяшкина, которой уже прочат большое будущее в кино. Пока в Украину снимать фильмы о событиях последних десяти лет едут режиссеры со всего мира, The Blueprint хочет вспомнить именно украинских режиссеров, драматургов и сценаристов, которые несмотря ни на что и максимально успешно продолжают заниматься своей профессией.

«Ольга», 2021

Мирослав Слабошпицкий

«Племя» 

Первый полнометражный фильм Слабошпицкого «Племя», история любви учащихся интерната для слабослышащих, полностью снятый на языке жестов и с реальными его воспитанниками в главных ролях, в 2014 году стала фильмом, с которого многие отсчитывают новую украинскую волну. Фильм, который Тодд Маккарти из The Hollywood Reporter назвал лучшей картиной 2015 года, сорвал абсолютный банк на Каннском кинофестивале: из четырех возможных наград программы «Недели кинокритиков» «Племя» получило три — Гран-при жюри, премию «Откровение» и грант фонда Gan.

«Племя» не обошли вниманием и отечественные кинематографисты — он получил «Нику» в категории «Лучший фильм стран СНГ и Балтии» — в 2015-м это еще было возможно. «Переходному» статусу «Племени» способствовал еще и тайминг съемок: картину снимали в Киеве еще до начала протестов, вызванных отказом украинского правительства от подписания соглашения об ассоциации с ЕС, которые в историю войдут как Евромайдан, а были закончены тогда, когда президент России Владимир Путин объявил о «воссоединении Крыма и России».

Валентин Васянович 

«Уровень черного», «Атлантида», «Отражения»  

«Атлантида»

Выпускника киношколы имени Анджея Вайды Васяновича, оператора «Племени» Мирослава Слабошпицкого, интересуют истории, в которых совмещаются документальные и художественные элементы, и «Атлантида», его второй полнометражный фильм, — одно из самых интересных упражнений в жанре.


2025 год, постапокалиптический Донбасс, разоренный, загрязненный и практически уничтоженный в ходе конфликта, в котором победила Украина. Ветеран Сергей работает на местном металлургическом заводе, страдает от ПТСР и не может перестать думать о прошлом. Но встреча с фельдшером Катей полностью меняет его жизнь.


По словам Васяновича, одной из главных целей фильма было передать эмоциональное состояние человека, пережившего войну, — для этого он взял на главные роли непрофессиональных актеров с военным опытом (так, например, в фильме появляется Андрей Римарук — бывший разведчик, участник боевых действий на Донбассе, который сейчас работает в фонде «Вернись живым»). Премьера «Атлантиды» состоялась в сентябре 2019 года на 76-м Венецианском международном кинофестивале, в честь чего над островом Лидо, главной его площадкой, подняли флаг Украины. Там же в параллельной программе «Горизонты» картина получила приз за лучший фильм.


«Уровень черного»

«Отражения»

Ирина Цилык

«Земля голубая, будто апельсин»

Действие документального фильма киевлянки Цилык, которая до того, как стать режиссером, успела написать несколько книг, происходит в так называемой красной зоне Донбасса — районах, граничащих с ДНР и ЛНР. В центре повествования семья из практически полностью разрушенного городка Красногоровка. Мать и четверо детей спасаются от ежедневных ужасов с помощью искусства — они снимают кино — о себе. «На самом деле наш фильм не о войне — он служит лишь фоном, — комментирует свой фильм Ирина Цилык. — Это фильм о взрослении, о балансе между войной и миром, об исцелении кино».


Гуманистический фильм Цилык понравился, кажется, всем: в 2021 году, согласно опросу кинокритиков, проведенному Национальным центром Александра Довженко, лента заняла 34-е место в списке ста лучших фильмов в истории украинского кино. Летом того же года Украинская киноакадемия признала «Землю» лучшим фильмом, а параллельно с этим она получила четырнадцать международных наград. Среди них — награда «Санденса», Международной ассоциации документалистов и Цюрихского кинофестиваля.

Марина Эр Горбач

«Клондайк»

«Трагедия рейса МН17 пришлась на мой день рождения. В этот день у нас еще и была премьера в Одессе, мы праздновали, у меня еще недавно вторая дочь родилась. Новость очень потрясла. Я остро переживала войну и аннексию Крыма, но именно катастрофа МН17 произвела сильнейшее впечатление, тем более что нам почти сразу предложили эвакуацию в Турцию (муж Горбач — гражданин Турции. — Прим. The Blueprint). Вот мы празднуем, вот моя сестра и мама, и тут подходят работники консульства с предложением быть готовыми сесть в самолет» — так режиссер Марина Эр Горбач описывает день, когда узнала о том, что 17 июля на востоке Донецкой области в ходе боевых действий между Украиной и Донецкой и Луганской народными республиками упал самолет с 298 людьми на борту.


Дальше Горбач вместе со всем миром узнала, что ни один из пассажиров того рейса не выжил, и поняла, что будет снимать о случившемся фильм. «Клондайк», в котором рассказывается история семьи, которая живет неподалеку от крушения (название рифмует жажду наживы золотоискателей и мародеров), впервые показали в этом году на фестивале «Санденс». Там фильм выиграл приз за лучшую режиссуру, а дальше отправился на Берлинский кинофестиваль в секцию «Панорама».


Георг Жено, Елизавета Смит

«Школа № 3»

В 2017 году немецкий режиссер Георг Жено, который периодически работал в России начиная с 1990-х, совместно с одним из самых важных современных украинских драматургов Натальей Ворожбит запустил проект «Николаевка», в рамках которого поставили спектакль с учащимися общеобразовательной школы из одноименного города в Донецкой области. В нем школьники рассказывали истории о том, как впервые столкнулись с военными действиями. Спектакль показали по всей Украине, а потом перевели в киноформат — уже при участии режиссера Елизаветы Смит.


В фильме герои спектакля, тринадцать учащихся школы № 3, показывают наиболее важные для себя вещи еще из той, мирной жизни, делятся воспоминаниями, связанными с этими предметами, и пытаются отрефлексировать новые, максимально экстремальные для себя обстоятельства. Таким образом взросление главных героев зарифмовано с «взрослением» и страны, и окружающих их взрослых, которые вместе с главными героями прощаются с иллюзиями мирной жизни.


Азад Сафаров

«Дом из осколков»

Украинский журналист в этом году работал вторым режиссером в команде датчанина Саймона Леренга Вильмонта, который снимает в Украине уже второй документальный фильм подряд. Первый, «Отдаленный лай собак», попавший в оскаровский шорт-лист, рассказывал о десятилетнем Олеге, который в 2018 году остался с бабушкой в селе Гнутово недалеко от Мариуполя.


Второй, собственно «Дом из осколков», тоже о детях, оказавшихся в зоне боевых действий. Главные герои «Дома» — это жители интерната для детей из неблагополучных семей, который находится в Донецкой области. Их и так чудовищное положение осложняется еще и постоянным страхом смерти. «Это самый сложный фильм, над которым нам приходилось работать. Самый сложный с эмоциональной точки зрения. Просто представьте, что переживает 12-летний ребенок, которому пьяная мама в трубку говорит, что не придет за ним и вообще в нем не нуждается», — говорил в интервью Сафаров.


Нариман Алиев

«Без тебя», «Домой» 

«Домой», дебютный полнометражный фильм 27-летнего Алиева, в 2019 году попал в конкурс программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, по результатам которого его директор Тьерри Фремо сказал, что у молодого режиссера, на его вкус, весьма многообещающее будущее.


«Домой» — это роуд-муви из жизни современных крымских татар, основанное на личном опыте Алиева. По сюжету у главного героя погибает на Донбассе сын, и он с младшим отправляется в путешествие по стране — чтобы похоронить старшего на родине — в Крыму. С одной стороны — традиционное столкновение поколений, с другой — полудокументальный портрет «бездомности», в которой оказался целый народ.


Сам Алиев в интервью украинскому Vogue говорил, что в работе ориентировался на дебют Андрея Тарковского «Иваново детство»: «Режиссер-дебютант снял картину о войне без войны. В кадре нет выстрелов, нет танков — но ощущение войны и жуткого страха постоянно присутствует. Всегда хочется в кино к такому стремиться».


«Без тебя»

«Домой»

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}