Blueprint
T

«Оскар» 2024:
кто победит?

ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Текст: Яна Лукина

Оскаровская ночь — традиционно бессонная и для редакции The Blueprint, и для Яны Лукиной, журналистки, блогера, а теперь еще и соведущей подкаста про наградной сезон «Подковерные игры». И хотя в оценках нарядов с красной дорожки мы, бывает, расходимся, ее мнению в вопросах, кто заберет больше всего статуэток, одолеет ли Лили Гладстоун Эмму Стоун и получит ли Роберт Дауни-мл. заветную награду, доверяем целиком и полностью. И в преддверии 96-й церемонии «Оскара» попросили Яну сделать ставки на победителей в основных номинациях.

ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ

***

«Анатомия падения»

«Убийцы цветочной луны»

«Оппенгеймер»

«Бедные-несчастные»

«Зона интересов»

«Американское чтиво»

«Барби»

«Оставленные»

«Маэстро»

«Прошлые жизни»


«Анатомия падения»

«Убийцы цветочной луны»

«Оппенгеймер»

«Бедные-несчастные»

«Зона интересов»

«Американское чтиво»

«Барби»

«Оставленные»

«Маэстро»

«Прошлые жизни»


«Оппенгеймер»

«Барби»

В копилке «Оппенгеймера» — сотни наград, включая три очень-очень важных: Премию Гильдии актеров, Премию Гильдии режиссеров и Премию Гильдии продюсеров. За всю историю кинонаградных сезонов только один фильм, собравший эту святую троицу, в итоге не забрал домой оскаровский «Лучший фильм» («Аполлон-13» Рона Ховарда). Проще говоря, шансы на проигрыш у картины Кристофера Нолана восхитительно малы. Она же обещает стать триумфатором церемонии в целом, собрав по меньшей мере восемь статуэток. Остается только надеяться, что со сцены команда все-таки поблагодарит и «Барби», во многом поспособствовавшую такому успеху. Если не оскаровскому, то уж точно поп-культурному. «Барбигеймер» не только подогрел интерес к фильму Нолана, но и буквально сделал ему кассу: те, кто, придя в кинотеатр на «Барби», обнаруживал, что зал под завязку, волей-неволей сворачивали на «Оппенгеймера».

Лучшая женская роль

***

Аннетт Бенинг («Дайана Найэд»)

Лили Гладстоун («Убийцы цветочной луны»)

Сандра Хюллер («Анатомия падения»)

Кэри Маллиган («Маэстро»)

Эмма Стоун («Бедные-несчастные»)


Лили Гладстоун («Убийцы цветочной луны»)

Эмма Стоун («Бедные-несчастные»)

Традиционно тесная номинация — настолько, что в нее не поместились ни Грета Ли, ни Марго Робби. Драматизма добавила и Лили Гладстоун, решив состязаться как актриса именно в главной роли, а не второстепенной (да-да, актерам так можно, и Виола Дэвис в 2017-м так свой «Оскар» и взяла, подав заявку в категорию «Лучшая роль второго плана», хотя вполне могла бы идти первым номером). Не зря: Лили — одна из двух претенденток на золото. Вторая — Эмма Стоун. И их поединок во многом похож на прошлогоднюю схватку Кейт Бланшетт и Мишель Йео, которая завершилась непосредственно в оскаровскую ночь — и ни секундой раньше. Давайте сразу оговоримся: обе актерские работы — достойнейшие, хоть и очень разные. Свою лепту может внести желание академии заработать «дополнительные очки»: Лили — первая представительница коренного населения Америки, попавшая в номинацию; и, соответственно, ее победа несет чуть больше социальной нагрузки, чем победа Эммы. Но посмотрим. Сейчас это правда 50/50.

Лучшая мужская роль

***

Пол Джаматти («Оставленные»)

Джеффри Райт («Американское чтиво»)

Брэдли Купер («Маэстро»)

Колман Доминго («Растин»)

Киллиан Мерфи («Оппенгеймер»)


Пол Джаматти («Оставленные»)

Киллиан Мерфи («Оппенгеймер»)

Леонардо ДиКаприо и Эндрю Скотт, на которых многие ставили на старте кинонаградного сезона, даже не получили номинаций, а изначально (до того, как фильмы добрались до кинотеатров) задававшее интригу противостояние Брэдли Купера и Колмана Доминго по факту сменилось совсем иным: теперь это Киллиан Мерфи против Пола Джаматти. Первый — в биографической роли (что, как известно, академия ой как любит), второй — в роли эксцентрика-аутсайдера (и это академии тоже мило). Математически Мерфи все же перевешивает: именно его, скажем, предпочла Гильдия актеров. Да и победа — заслуженная! — будет чем-то вроде реванша за все поражения ирландцев (что «Банши Инишерина», что Пол Мескаль) в прошлом году.

Лучшая режиссура

***

Жюстин Трие («Анатомия падения»)

Мартин Скорсезе («Убийцы цветочной луны»)

Кристофер Нолан («Оппенгеймер»)

Йоргос Лантимос («Бедные-несчастные»)

Джонатан Глейзер («Зона интересов») 


Жюстин Трие («Анатомия падения»)

Кристофер Нолан («Оппенгеймер»)

Вероятно, самая обсуждаемая в этом году категория — что не отменяет предопределенности результата. Вне зависимости от того, что вызвало лично ваш гнев — невключение Греты Гервиг или инициированная этим невключением дискуссия (онлайн-комментаторы так сочувствовали режиссеру «Барби» и так кляли киноакадемию за ненависть к женщинам, что забыли порадоваться за Жюстин Трие), — статуэтку заберет Кристофер Нолан. Ему она, в общем-то, уже даже по выслуге лет положена (можете ли вы поверить, что это всего лишь вторая его режиссерская номинация?).

Лучший адаптированный сценарий

***

«Барби»

«Американское чтиво»

«Зона интересов»

«Оппенгеймер»

«Барби»

«Бедные-несчастные»


«Американское чтиво»

«Барби»

Академия лихо спутала оскаровским экспертам карты, определив «Барби» в адаптации (если коротко: многие элементы фильма, включая саму Барби, существовали задолго до его появления). Притом что на подавляющем большинстве премий она сражалась как оригинальный сценарий. Среди адаптированных к этому моменту уже определился лидер: сатирическое «Американское чтиво», весьма и весьма достойное. Тем не менее шансы на победу у «Барби» все равно есть. Особенно если выборщики вспомнят, что это единственная статуэточная опция для Греты Гервиг (сценарий она писала в соавторстве с теперь уже супругом Ноа Баумбахом), которая собственноручно вернула в прошлом году зрителей в кинотеатры.

Лучший оригинальный сценарий 

***

«Барби»

«Анатомия падения»

«Оставленные»

«Маэстро»

«Май декабрь»

«Прошлые жизни»


«Анатомия падения»

«Оставленные»

Помнится, три года назад некоторым кинолюбителям мечталось, чтобы в двух сценарных категориях победили женщины — Эмеральд Феннел и Хлоя Чжао (первая в итоге свой «Оскар» забрала, вторая — нет). Ну а в этом году есть вероятность победы двух супружеских пар. Релоцировавшись, «Барби» чуть снизила конкуретную нагрузку — и теперь статуэтка вроде как обязана достаться Жюстин Трие и ее партнеру по творчеству и жизни Артуру Арари. Если, конечно, «Анатомию падения» не подрежут «Оставленные».


Лучшая женская роль второго плана

***

Джоди Фостер («Дайана Найэд») 

Давайн Джой Рэндольф («Оставленные»)

Америка Феррера («Барби»)

Даниэль Брукс («Цвет пурпурный»)

Эмили Блант («Оппенгеймер»)


Давайн Джой Рэндольф («Оставленные»)



Джоди Фостер («Дайана Найэд») 

Интриги — ноль. Давайн Джой Рэндольф собрала буквально все крупные кинонаграды: «Золотой глобус», «Выбор критиков», «Бафту», Премию Гильдии актеров и даже «Независимый дух» (кажется, единственный заметный проигрыш случился на безгендерной премии «Готэм»: дорогу Давайн перешел Чарльз Мелтон). А еще ее отметила едва ли не каждая ассоциация кинокритиков. В общем, действительно осталось добавить в коллекцию разве что «Оскар». 

Лучшая мужская роль второго плана

***

«Барби»
«Барби»

Стерлинг К. Браун («Американское чтиво»)

Роберт Де Ниро («Убийцы цветочной луны»)

Роберт Дауни-мл. («Оппенгеймер»)

Райан Гослинг («Барби»)

Марк Руффало («Бедные-несчастные»)


Райан Гослинг («Барби»)

Роберт Дауни-мл. («Оппенгеймер»)

Категория, в которой как раз очень не хватает упомянутого выше Чарльза Мелтона («Май декабрь»). Хочется верить, что отсутствие никак не связано с тем, что Мелтон — «выпускник» сомнительного подросткового сериала «Ривердейл»; а то знаем мы эти старорежимные взгляды академии... Ну а награда в итоге достанется Роберту Дауни-младшему. В его случае сторителлинг как раз абсолютно оскаровский: через тернии (наркотики, тюрьма, сложные отношения с отцом-режиссером) — к звездам. И даже Райан Гослинг, на которого многие ставили в начале наградного сезона, похоже, не конкурент. Впрочем, проигрыш герою Гослинга, чувствующему себя «вторым номером» Кену, идет даже больше, чем победа. Тем и утешимся.

Лучший анимационный фильм  


***

«Барби»

«Мальчик и птица»

«Элементарно»

«Нимона»

«Мечты робота»

«Человек-паук: Паутина вселенных»


«Мальчик и птица»

«Человек-паук: Паутина вселенных»

Редкий случай, когда в анимационной категории действительно высока интрига: Миядзаки или все-таки «Паутина вселенных»? Весь сезон они идут нога в ногу. Статистически, правда, перевес все-таки на стороне «Паутины вселенных»: картина забрала и «Энни», и Премию Гильдии продюсеров. Да и Миядзаки, несмотря на слухи, уже вроде как работает над новым проектом, то есть красиво провожать большого мастера на «пенсию» не нужно, а сам по себе «Оскар» у него уже есть, за «Унесенных призраками».

Лучший международный фильм 

***

«Идеальные дни»

«Зона интересов»

«Я — капитан»

«Общество снега»

«Учительская»


«Зона интересов»

«Идеальные дни»

Ах, если бы только Франция выдвинула в качестве оскаровского номинанта «Анатомию падения»!.. Но нет. Выборщики-французы предпочли судебной драме Жюстин Трие романтический «Рецепт любви» (считается, что решение было политическим: в своей каннской речи Трие раскритиковала правительство), который в итоге не пробрался дальше декабрьского шорт-листа. И теперь академикам ничего не остается, кроме как наградить «Зону интересов» — единственную ленту в списке, которая сражается еще и за «Лучший фильм». Это, к слову, будет первая за почти восемьдесят лет существования категории победа Великобритании.


{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}