Blueprint
T

Большие победы и маленькие трагедии

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

Текст:
Анна Филиппова

18 и 19 ноября в Петербурге пройдут показы фильмов программы «Петух, Пастух и Ореховое дерево» — это коллаборация фестиваля «Докер» и фестиваля искусств Востока DairaFest. The Blueprint рассказывает о трех фильмах, раскрывающих борьбу женщин за свои права с неожиданной стороны.

«Судьба»

Полнометражный док из Ирана «Судьба» как будто соединяет привычную уже западную фем-оптику — женщины в Иране постоянно борются за базовые права и хотя бы минимальную степень субъектности — с безысходной достоевщиной. Главной героине — Сахар (ударение на второе «а») всего 18 лет. Двумя годами раньше ее мать умерла от рака (хотя Сахар говорит — «от тоски»), оставив дочь наедине с отцом-инвалидом. Девушка покладисто выполняет обязанности сиделки, но вообще-то в каждую секунду готова сорваться с катушек. Иногда то, что она на самом деле думает, все-таки прорывается наружу: «я хочу отсюда уехать!», «хочу поступить в институт!», «я не хочу всю жизнь быть привязанной к отцу!». В ответ Сахар слышит лишь банальности в духе религиозного фатализма: значит, такова судьба, а образование нынче и вовсе штука вредная, ни к чему оно тебе. Она пытается объяснить, снова и снова, — ее снова и снова не слышат. Главная отдушина этой молодой совершеннолетней женщины — запрещенный в России инстаграм, где можно запостить кокетливую фотографию. На этом, пожалуй, все.

«Судьба»

«ТЫ ЖЕ ДЕВОЧКА»

Родной дядя предлагает ей выход — правда, двусмысленный: женить отца и переложить заботу о нем на чьи-то чужие плечи. Девушка, понимая все преимущества такого решения, все равно возражает. «Я не могу допустить, чтобы он развалил еще чью-то жизнь», — говорит она и жертвует собой добровольно, но без всякого воодушевления.

«ВДАЛЕКЕ» 

«Судьба», притворяясь историей одной молодой женщины, на самом деле рассказывает о тысячах девушек, к которым относятся если не как к предмету обихода, то как к обслуживающему персоналу. Их женят на стариках и несамостоятельных людях, отдают почти бесправными в чужие совершенно незнакомые семьи и не забывают напоминать, что образование — пустая трата времени. Ни к чему тебе это. А если ты несчастлива, то «так надо». Кому надо? Этот вопрос, как правило, остается без ответа.

«Ты же девочка»

Девочки-подростки играют в футбол. Увлеченный и азартный тренер покрикивает на них: «Не туда побежала!», «Быстрее!», «Сама бей!», «Выше беги!» В любых других обстоятельствах это была бы обыденная и ничем не примечательная ситуация — такое увидишь в каждом школьном дворе.

Однако фильм российской режиссерки Насти Тарасовой снят в Карачаево-Черкесии, где оппонентов хватает даже у самого умеренного феминизма. Пока девчонки беззаботно бегают по полю, за углом в мечети проходит проповедь о «настоящей» мужественности (безусловно, одна из главных удач фильма — съемка пятничной молитвы). Мулла обращается к мужчинам — Аллах назначил нам роль добытчика, а женщине — роль матери. «Будьте прокляты женщины, уподобляющиеся мужчинам», — говорит он и перечисляет ужасы, которые несет с собой спорт: женщины становятся «грубыми», забывают о своей «роли». «Сейчас стало нормально — женщины в боксе», — сетует прововедник, и нам, зрителям, поспорить с ним сложно — Валерия Мезенцева из соседнего Усть-Джегута регулярно и успешно представляет Карачаево-Черкесию на первенствах России по боксу. Мулла явно недоволен таким положением вещей, да и его аудитория не в восторге.

В результате «Ты же девочка» становится чем-то большим, нежели спортивный док или зарисовка о женском детском футболе. Борьба тут происходит, как говорят телекомментаторы, «на каждом участке поля». Нужно как минимум получить разрешение от родителей, которые скорее отдадут дочь на танцы, чем отпустят гонять мяч. Нужно преодолеть собственные страхи — боли, осуждения, утраты привлекательности.

«Судьба»

«ТЫ ЖЕ ДЕВОЧКА»

Тренер Виталий Кундохов, который всю эту кашу заварил, основав команду в 2011 году, несгибаем и неутомим. В том, что футбол для девочек — это нормально, ему приходится убеждать и родителей, и старейшин, и самих подростков: глазеющей из-за забора на игру девчонке, испугавшейся, что она огрубеет, если начнет играть, он отвечает: «Ну, станешь некрасивая, уйдешь». Но на самом деле — в этой борьбе, нервах и подростковой растерянности как раз и прячется настоящая красота.

«ВДАЛЕКЕ» 

«Вдалеке» 

«Судьба»

«ТЫ ЖЕ ДЕВОЧКА»

Короткометражка (всего 16 минут) Лейлы Топрак — скорее этюд, зарисовка, чем классический документальный фильм. Среди руин сирийского города Кобани (он же Айн-эль-Араб) танцует девушка — неподалеку другие девушки сидят в полном военном обмундировании, с автоматами на коленях. Здесь, в Кобани, еще недавно проходили кровопролитные бои сирийских курдов с отрядами запрещенной в России террористической организации ИГИЛ. И наряду с мужчинами на поле боя там сражались курдянки. Для многих из них конечная цель борьбы — свобода не только от ИГИЛ, но и от патриархата. Их оружие — калашников и левые идеи. Однако главная цель их борьбы, как произносит одна из героинь «Вдалеке», — это сама жизнь. Не случайно лозунг иранского протеста «Женщина, жизнь, свобода» возник именно в Курдистане. Однако нельзя забывать, что в этой коротенькой документалке 2016 года мы смотрим на женщин, чья важнейшая победа окажется мимолетной — уже три года спустя им вновь придется защищать родной город, на этот раз от турецкого вторжения.

«ВДАЛЕКЕ» 

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}