Blueprint
T

Учитель геометрии

На только что закончившемся Каннском кинофестивале главный приз получил Рубен Эстлунд за «Треугольник печали» — историю о том, как пара топ-моделей, русский олигарх с женой и любовницей, шведский IT-магнат, американский марксист и британские торговцы оружием оказались сперва на одной яхте, а затем на одном необитаемом острове. «Золотая пальмовая ветвь» Эстлунда — прецедент — главный приз главного кинофестиваля на планете он получает уже второй раз (первый был за «Квадрат»). Таким образом, он вошел в весьма малочисленный клуб режиссеров: до Эстлунда дважды каннскими лауреатами становились Михаэль Ханеке, Фрэнсис Форд Коппола, братья Дарденн, Кен Лоуч, Эмир Кустурица, Билле Аугуст и Сёхэй Имамура. Самое время узнать об Эстлунде побольше и выяснить, какое значение в его творчестве сыграли лыжники, шведские анархисты и российские художники.

Рубен Эстлунд на Каннском кинофестивале

Лыжный спорт 

После кино — возможно, главное увлечение в жизни Эстлунда и спорт, благодаря которому он — удивительным образом — попал в кино. Работая летом на горнолыжных курортах, он стал снимать тренирующихся там спортсменов и в результате поступил в киношколу Гетерборга с этими фильмами. «Я все время думал, как бы вернуться на эти курорты, — рассказывал Эстлунд в интервью. — Отличное было время». Он думал и придумал — действие «Форс-мажора», первого фильма в антикапиталистической трилогии, происходило на элитном горнолыжном курорте. По сюжету на курорте сходит контролируемая снежная лавина, слегка присыпав завтракающую на террасе семью. Отец в ужасе убегает, оставляя свою жену и двоих детей — через две минуты, правда, приходится вернуться и увидеть, что никто не пострадал. Следующие полтора часа — это снятая в лучших традициях Ханеке комедия ужасов, которая Эстлунда сразу же прославила.

«Форс-мажор», 2014

Современное искусство 

Олег Кулик, живой классик российского акционизма, которого отечественные власти недавно привлекали в качестве свидетеля в деле об оправдании нацизма, для нынешнего Каннского лауреата — художник важный. Именно с Кулика был списан важнейший персонаж «Квадрата», сатиры на мир современного искусства, за который Эстлунд получил свое первое каннское золото. Терроризировавший в «Квадрате» почтенную публику «художник Олег Рогозин», человек-горилла, — это оммаж знаменитому перформансу Кулика «Человек-собака», в рамках которого художник, наплевав на все иерархии, кусал и своих зрителей, и дочерей кураторов.

«Квадрат», 2017

Шведские анархисты

В ряду нестабильных элементов, на которых, по Эстлунду, и держится мир, не могли не появиться анархисты. Пока их в полном объеме нет на экране, зато в сценариях Эстлунда оказываются ссылки на самых интересных из них. В «Треугольнике печали» — цитаты из шведского писателя и журналиста Стига Дагермана, который в 1945 году, двадцатидвухлетним, уже опубликовал свой первый роман, до этого успев превратить газету Шведской анархо-синдикалистской молодежной федерации в одну из самых обсуждаемых газет страны. В 31 год Дагерман покончил с собой и на долгое время был забыт. Сейчас его ставят в один ряд с Кафкой и Камю и вручают премии имени его — последним бы он, скорее всего, доволен не был.

Индустрия моды

Жена Эстлунда — фэшн-фотограф Сина Гетц, которая и подсказала ему тему его нового фильма. «Все началось с того, что она рассказывала мне о бесчинствах, которые творятся в модельном бизнесе, а потом я увидел какое-то исследование, в котором принимали участие школьники. Так вот — подавляющее большинство из них на вопрос о том, хотят ли они быть красивыми или умными, выбрали первое. Я глазам своим не поверил». «Треугольник печали», в котором одними из главных героев как раз стали модели, по словам Эстлунда, завершает его антикапиталистическую трилогию, начатую «Квадратом» и «Форс-мажором».

«Треугольник печали», 2022

Михаэль Ханеке 

С великим австрийцем, который в каждом фильме ставит неутешительный диагноз современному обществу, Эстлунда, любителя ядреной социальной сатиры, сравнивают регулярно и не без оснований. Сам Эстлунд, к счастью, не скрывает, что внимательно смотрит Ханеке еще со времен учеб в киношколе: «После того как я посмотрел „Код неизвестен“, я всерьез задумался, что должен остаться в кинотеатре после сеанса и убрать за всеми мусор. Идеи Ханеке о личной ответственности друг перед другом оказали на меня сильное влияние. Я благодарю Бога, что Ханеке живет и снимает именно сейчас. И делает это так по-европейски — его фильмы всегда очень красивы и в такой же степени безжалостны».

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}