Призрачный мир Скарлетт Йоханссон
ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
В 2025 году по данным проекта The Numbers, Скарлетт Йоханссон стала самой кассовой актрисой Голливуда. После премьеры ленты «Мир юрского периода: Возрождение», заработавшего в первые шесть дней после релиза $318 млн, совокупные сборы фильмов, в которых она сыграла, превысили $14,8 млрд. До этого актрису неоднократно называли самой высокооплачиваемой в Голливуде, в частности в 2018 и 2019 годах. Однако, помимо безусловного финансового успеха и статуса кинозвезды Скарлетт Йохансон навсегда записала свое имя в скрижалях киноискусства, поработав с Софией Копполой, Джонатаном Глейзером и Уэсом Андерсоном, построив свою собственную продакшн студию и даже сняв фильм, который показали в этом году на Каннском кинофестивале. Как из безмолвной красавицы с внешностью пин-ап герл Йоханссон перешла к образам шпионок, угрожающих человечеству машин и заняла непоколебимое место в киноиндустрии, рассказывает кинокритик Анна Стрельчук.
1994

«Норт»: дебют в кино
«Норт», 1994
Дочь датского архитектора и американской актрисы Мелани Слоун, Скарлетт Йоханссон начала свою карьеру в кино с фантастической комедии «Норт» режиссера Роба Райнера, который провалился в прокате и был крайне критично воспринят.
Маленькая Скарлетт всегда мечтала стать актрисой. Она репетировала перед зеркалом, пытаясь расплакаться как Джуди Гарленд в картине «Встретимся в Сент-Луисе», а в семилетнем возрасте соревновалась с братом-близнецом Адрианом за контракты. Позже она окончила институт театра и кино Ли Страсберга в Нью-Йорке, начала проходить прослушивания для съемок в рекламе и даже сыграла во внебродвейской постановке «Софистика» в одном из камерных нью-йоркских театров с 22-летним Итаном Хоуком. Но впервые о ней заговорили после главных ролей в «Мэнни и Ло», «Заклинателе лошадей» и «Призрачном мире».

«Мэнни и Ло», 1996

«Заклинателе лошадей», 1998
1996 — 2001
Признание. «Мэнни и Ло», «Заклинатель лошадей», «Призрачный мир»

«Мэнни и Ло» (1996) — Аманда, тонкая тень взросления
Двенадцатилетняя Скарлетт — Аманда, девочка, затерянная в мире бегства и боязни ответственности, младшая сестра, чьи глаза впитывают мир с наивной тревогой, пока старшая сестра Ло пытается склеить их жизнь из обломков. Критики тогда лишь мельком заметили эту «девочку с бездной во взгляде», но ядро будущей Йоханссон уже сформировалось: внешняя хрупкость, за которой скрывается стальная выдержка и выносливость.
«Мэнни и Ло», 1996
«Заклинатель лошадей» (1998) —
Грэйс Маклин и зияющая рана травмы, которая никогда не затянется

Здесь Скарлетт сыграла девочку, буквально уничтоженную смертью лучшей подруги, замкнувшуюся в себе так глубоко, что только лошади — древние символы свободы — становятся её единственной нитью к миру. Йоханссон играет травму с удивительной (и немного даже пугающей) для подростка точностью. Фильм хвалили за визуальную поэзию и игру юных актрис (Скарлетт Йоханссон, Кристин Скотт Томас), а для Скарлетт этот фильм стал шагом в мир ролей, где эмоции — это тихий ураган.
«Заклинатель лошадей», 1998
«Призрачный мир» (2001) — Ребекка, циничная мечтательница на краю реальности

«Призрачный мир», 2001
Ребекка — это последний вздох подросткового бунта на пороге взросления. Вместе с Энид (Тора Бёрч) она бродит по «призрачному миру» — тому странному пространству лимба, где кончается юность и начинается... что? Скарлетт здесь — саркастичная, но ранимая, язвительными шутками маскирующая страх перед будущим. Фильм стал культовым, критики оценили его как горькую, но точную притчу о поколении, застрявшем между мимолетностью юности и ординарностью взрослой жизни.
Три роли — три ступени одного становления Скарлетт Йоханссон: детство, потеря, прощание. Ещё не секс-символ, не ультимативная муза и не Чёрная вдова с примечательным хрипловатым низким голосом кремниевой жрицы любви из «Она». В этих фильмах Йоханссон — юная актриса, чьи глаза, полные внимания и меланхолии, умеют рассказывать целые истории без единого слова.
2003
Работа с Софией Копполой: BAFTA за лучшую женскую роль


«Трудности перевода», 2003
«Трудности перевода» Софии Копполы, фильм одновременно попадающий в цайтгайст, ультимативное кино настроения, но и (парадоксально) вневременная притча об искусстве быть чужаком. Работа с признанным актером Биллом Мюрреем. История платонической любви потерянной выпускницы философского факультета и мужчины в кризисе среднего возраста, кинопоэма о побеге, обретении и умении отпускать, которая стала гимном эмиграции и закрепила образ Йоханссон как нежной меланхоличной рафаэлевской нимфы с широко открытыми глазами к другому и уникальным, утонченным внутренним миром.

«Девушка с жемчужной серёжкой», 2003
2003
Сходство Скарлетт Йоханссон с живописными шедеврами заметил и режиссёр Питер Веббер, снявший её в роли Грит в Девушке с жемчужной серёжкой — экранизации романа Трейси Шевалье об отношениях художника Яна Вермеера и его натурщицы. Это история о художнике и музе, рассказанная с почти пугающей сосредоточенностью на взгляде. Йоханссон в этом фильме — буквально ожившая картина: молчаливая, уязвимая, сфокусированная не на действии, а на присутствии. Тут ей всего 18, и роль стала символическим закреплением её статуса экранной музы.
Но в этом образе она задержалась ненадолго. Вскоре Йоханссон начнёт его деконструировать. Интермеццо станет лишь работа в фильмах Вуди Аллена, любящего именно такие типажи: отстраненные, напряженные, рефлексирующие и конвенционально привлекательные.
образ музы: «Девушка с жемчужной серёжкой»

«Девушка с жемчужной серёжкой», 2003
2005–2008
От «Матч-поинт» до «Вики Кристина Барселона» — работа с Вуди Алленом


«Матч-поинт», 2005
У Вуди Аллена Йоханссон сыграет сразу несколько образов, идеально вписывающихся в его мир. Сверхсексуальную и опасно притягательную Нолу Райс в «Матч-Пойнте», адаптации известного романа о ревности и трусости — «Американская трагедия» Теодора Драйзера,.Тревожную, смешную журналистку в «Сенсации» (по сути — альтер эго самого Аллена). И снова чувственную блондинку, теряющуюся в жарком воздухе Барселоны, в «Вики Кристина Барселона» — на этот раз втянутую в эмоциональное ménage à trois с героями Хавьера Бардема и Пенелопы Крус.
В этих ролях Йоханссон ещё остается в рамках архетипа «музы», но уже начинает выходить за пределы объективации. Её героини становятся активными, тревожными, противоречивыми. Постепенно она переприсваивает себе свою внешность — и начинает диктовать, как именно на неё смотреть.

«Вики Кристина Барселона», 2008

2006
В 2006 году Йоханссон продолжает
работать с заметными авторами — на этот
раз у Кристофера Нолана в «Престиже»,
где играет ассистентку и любовный интерес двух иллюзионистов (Кристиан Бэйл и Хью Джекман). Её героиня — загадка, femme
fatale с уставшими глазами, пытливым умом и скептическим взглядом на мир. Йоханссон добавляет в этот фильм интригу, сдержанную чувственность — она здесь не трофей, а узел напряжения.
«Престиж» Кристофера Нолана, союз с Джошем Хартнеттом и титул самой сексуальной женщины планеты

«Престиж», 2006

В то же время возникает и её роман с Джошем Хартнеттом — они познакомились на съёмках «Чёрной орхидеи», неонуара Брайана де Пальмы. Отношения развивались стремительно: Джош почти сразу переехал к Скарлетт, таблоиды заговорили о свадьбе. Но всё это оказалось кратким эпизодом. В интервью Йоханссон позже призналась: да, она верит в любовь, но остаётся реалисткой — актёрская профессия не оставляет пространства для нормальной жизни, и одиночество в этом графике скорее правило, чем исключение. При этом добавила: «Я могу позволить себе делать то, что хочу. Я — независимая женщина».
← «Чёрная орхидея», 2006
Тем временем глянцевые журналы один за другим стали признавать её «самой сексуальной женщиной в мире» (FHM в 2006 году, Esquire в 2006 и 2013). Йоханссон, впрочем, относится к этому со скепсисом. «Я ни секс-символ, ни секс-богиня! Я просто играла героинь, которые были сексуально притягательны», — как-то сказала она журналу Easy Living. Несмотря на повсеместную объективацию, она всё чаще начинает отвечать режиссёрам и публике не только острым словом, но и выбором осмысленных ролей.
2008–2010
брак с Райаном Рейнольдсом
В сентябре 2008 года Скарлетт Йоханссон выходит замуж за канадского актера Райана Рейнольдса. Им обоим чуть за двадцать, они на пике восхождения: она — муза Вуди Аллена и новое лицо глянца (Allure, Cosmopolitan, Another Magazine), он — остроумный красавец из романтических комедий («Школьная жизнь», «Однажды, может быть»). Брак кажется красивым и аккуратным, почти стерильным: ни громких скандалов, ни публичных ссор, только редкие официальные появления и фото в темных очках. Позже Йоханссон признавалась в интервью, что в этом союзе они оба «были слишком амбициозными и хотели одного и того же — главной роли». Это столкновение эго, умноженное на прессинг индустрии, сделало отношения хрупкими.
В 2010 году пара подаёт на развод, и уже в декабре процесс завершается. В публичных заявлениях — уважение и благодарность. Их брак остался в памяти Голливуда как красивая, но невыносимо глянцевая картинка: безмолвная, недоигранная, слишком правильная для того, чтобы выжить.

Райан Рейнольдс и Скарлетт Йоханссон
2010
Бродвей, «Тони» и музыкальный поворот

Йоханссон выходит на большую театральную сцену: дебютирует на Бродвее в «Виде с моста» Артура Миллера, истории запретной любви посреди «маленькой Италии» в Нью-Йорке 50-х (широко известная постановка Питера Брука)— и сразу берёт «Тони» за лучшую женскую роль второго плана. Театр стал для неё пространством другого ритма и интеллектуальной плотности, где не спрячешься за монтаж или свет. Но ещё до этого, в 2008-м, Йоханссон неожиданно дебютировала в музыке: Anywhere I Lay My Head — её первый студийный альбом, дрим-поп-пластинка с густой, атмосферной аранжировкой от Дэвида Ситэка (TV on the Radio), где её голос звучит словно сквозь пыль, туман и магнитную ленту. Звёздное участие — Дэвид Боуи, появляющийся в песне Falling Down и Fannin Street. Йоханссон написала одну оригинальную песню (Song for Jo), всё остальное — мрачные, тягучие каверы на Тома Уэйтса, поданные как арт-жест, а не заявка на музыкальную карьеру. Критика — полярная: NME ставит 8 из 10, The Times — 1 из 5.
2010
Старт в Marvel и новая оптика

В том же году, что и премьера ее бродвейского спектакля, Скарлетт совершает поворот на 180 градусов: впервые появляется в роли Наташи Романофф, она же Чёрная вдова, в «Железном человеке 2». Так начинается её путь в киновселенную Marvel, которая в то время только начинала формироваться, но уже предлагала не просто экшен, а цельную и амбициозную супергеройскую сагу. Эти фильмы отличались высоким техническим уровнем, точной режиссурой и неожиданно — хорошими актёрскими работами. В отличие от хаотичной DC-вселенной, Marvel быстро выстроила свою мифологию и видение и быстро обрела brand notoriety: сюжетно связанная когерентная комикс-вселенная на экране, юмор, CGI и практические эффекты, при этом — узнаваемые (и культовые) образы. Так Йоханссон стала лицом блокбастеров, не растворившись в них — но добавив остроты и неоднозначности в архетип femme fatale, воплотив на экране харизматичную и хитрую красноволосую русскую шпионку, которая, несмотря на свое прошлое убийцы и обостренный инстинкт самозащиты, всякий раз делает верный моральный выбор, даже себе во вред.
«Первый мститель: Другая война», 2014
2013–2014
Научная фантастика и работа с А24
Начав играть в высокобюджетных блокбастерах Marvel, актриса продолжила сниматься в других экшн-фильмах. Например, сыграла женщину, которая активирует свой интеллект на 100%, в фильме «Люси» французского мэтра кассового кино Люка Бессона (нейромиф о том, что наш мозг работает только на 10% происходит из предисловия к книге Дейла Карнеги). Фильм не получил особого признания у зрителей и был крайне скептично принят критиками, но явно пробудил интерес актрисы к научной фантастике.

«Люси», 2014
В 2013 году Йоханссон вошла в проект Спайка Джонзи «Она», заменив Саманту Мортон в роли операционной системы Саманты уже на этапе постпродакшна — играла не лицом, а голосом, что сделало роль ещё более тонкой и мастерской. Премьера прошла на Римском кинофестивале, где Скарлетт наградили за лучшую женскую роль — хотя на экране она не появилась ни на секунду. Позже последовала номинация на «Выбор критиков» — в категории «лучшая актриса второго плана». Йоханссон признавалась: записывать реплики было одновременно тяжелым трудом и поэтикой. Кинокритик Питер Трэверс в Rolling Stone описал её голос как нежный и сексуальный, пугающий и обольщающий — голос, который достоин наград. А Ричард Корлисс из Time называл её интонации завораживающими.
«Побудь в моей шкуре», 2013
В том же году она снялась в радикально ином проекте — фантастическом арт-фильме студии А25 от подающего надежды режиссера Джонатана Глейзера «Побудь в моей шкуре». Здесь Йоханссон перевоплотилась в инопланетное существо, принявшее облик роковой женщины и охотящееся на мужчин в мрачной Шотландии. На экранизацию романа Мишеля Фейбера ушло девять лет. Ради роли Скарлетт училась водить фургон и говорить с британским акцентом. По задумке режиссера, актриса импровизировала на улицах с непрофессиональными актерами, которые не знали, в какой момент их снимают, а в какой нет. Минимум грима, максимум отчуждения. Картина получила положительные отзывы (83% на Rotten Tomatoes) и стала началом продуктивной коллаборации А24 и Джонатана Глейзера, а Эрик Кон из Indiewire отмечал, насколько пугающей и одновременно ранимой Йоханссон смогла быть в этом почти немом образе.
2014–2017
брак с Роменом Дориаком, французским журналистом и бизнесменом

В 2014 году Скарлетт Йоханссон выходит замуж за Ромена Дориака — французского журналиста и арт-дилера с интересом к современному искусству. Это не был брак на показ: пара сознательно избегала публичности, предпочитая камерность парижской жизни и редкие выходы в свет. В том же году у них родилась дочь — Роуз Дороти, названная в честь бабушки Скарлетт по материнской линии. В интервью Vanity Fair актриса признавалась, что это стало важной вехой: «Материнство изменило мои приоритеты. Я начала по-другому смотреть на время, на людей, на себя». Это был период, когда она играла всё больше героинь, совмещающих силу и уязвимость, — от Чёрной вдовы до Люси и главной героини «Призрака в доспехах» Мотоко Кусанаги.

«Призрак в доспехах», 2017
Союз с Дориаком продлился чуть больше трёх лет. В январе 2017-го пара рассталась, а в сентябре — официально оформила развод. В интервью Playboy (март 2017) Йоханссон говорит: «Идея моногамии мне кажется противоестественной. Это требует огромной работы, дисциплины и самопожертвования». Она не говорила о причинах расставания, но подчеркивала, что уважает отца своей дочери и что они оба стараются быть хорошими родителями, несмотря на разрыв.
Ромен Дориак и Скарлетт Йоханссон
2019
Двойная номинация на Оскар: «Кролик Джоджо» и «Брачная история»
В «Кролике Джоджо» Тайки Вайтити Йоханссон — единственный неусловный, некомиксный персонаж. На фоне нацистского балагана и детского абсурда сыгранная ею мать главного героя — настоящая. Она не героизируется и не демонизируется, но танцует и сопротивляется, ограждая своего сына любовью, надеждой на лучшее и верой в свободу, которая обязательно победит смерть.

«Кролик Джоджо», 2019

В «Брачной истории» (2019) мастера мамблкора Ноа Баумбаха, первом фильме Netflix, презентованном на Венецианском фестивале, Скарлетт играет женщину на изломе в разгаре сцен из (пост)-супружеской жизни. Её Николь — актриса, мать, бывшая муза. Когда-то она отреклась от Лос-Анджелеса ради своего возлюбленного, но теперь возвращается туда, чтобы найти себя. Йоханссон тоже находит в этой роли интонацию внутреннего освобождения, не героического, а повседневного.
Она уходит без скандала, но не без боли. Эта боль — не кричащая (за крик в фильме отвечает скорее партнер Скарлетт Адам Драйвер), а молекулярная: она накапливается в маленьких жестах, в паузах, в лёгком дрожании голоса. В этом фильме Скарлетт играет внутренний сдвиг. Без манифестов, но с решимостью. Без истерики, но с внутренней силой. Николь разрывает союз, который всё ещё насыщен теплотой, — но не потому, что не любит, а потому что себя любит больше.
Фильм автобиографичен для режиссера (основан на опыте развода с Дженнифер Джейсон Ли), а потому в кадре так отчетливо видна реальная жизнь. Полярные харизмы Йоханссон и Драйвера соучаствуют в создании персонажей. Сценарий словно достраивается в процессе съемок, даже если актёры напрямую не приложили руку ни к одной реплике. Все благодаря откровенному диалогу и почти всемогущей экспрессии. Через друг друга герои лучше понимают и обретают самих себя. То, что невозможно до конца артикулировать, внезапно находит выражение в музыке. В конце фильма в воздухе витает едва уловимая надежда на если не актуальное, то хотя бы потенциальное счастье.
«Брачная история», 2019

2020
брак с Колином Джостом

В 2020 году Скарлетт Йоханссон выходит замуж в третий раз — за Колина Джоста, комика, сценариста и звезду Saturday Night Live. Их отношения начинаются в 2017-м, почти сразу после развода с Роменом Дориаком, но развиваются медленно, будто в попытке найти не страсть, а устойчивость. Колин — человек из шоу-бизнеса, но с другим ритмом: он не супергерой, не рок-звезда, а интеллектуал с комедийным уклоном, нью-йоркский сноб. В интервью The Hollywood Reporter Йоханссон говорит, что впервые чувствует, что её партнёр «понимает ритм её жизни» и «не боится сильной женщины».
Свадьбу они устроили в октябре 2020 года, в узком кругу, в доме в городе Пэлисейдс, штат Нью-Йорк, во время пандемии. Объявление о бракосочетании появилось не в условном People, а в Instagram-аккаунте благотворительной организации Meals on Wheels, с просьбой поддержать пожилых людей — жест, в котором была и скромность, и политика, и тонкий пиар. В 2021 году у пары родился сын, Космо, имя которого мгновенно породило мемы и споры. Джост позже шутил в эфире SNL, что его семья долго не могла принять это «растительное» имя (Cosmos — латинское название цветка космеи).
Этот союз кажется менее драматичным, чем предыдущие, — и, возможно, именно в этом его сила. Йоханссон по-прежнему остаётся женщиной, которая охраняет свою личную жизнь: её можно любить, обсуждать, критиковать, но всё главное у неё — под кожей, а не в прессе.
Скарлетт Йоханссон и Колин Джост
2021
Дело «Черной Вдовы»
Летом 2021 года Скарлетт Йоханссон неожиданно оказывается в центре громкого судебного дела, которое выходит далеко за пределы одного фильма. Актриса подаёт иск против The Walt Disney Company, обвинив студию в нарушении контракта: фильм «Черная вдова» вышел одновременно в кино и на стриминге Disney+, что, по мнению актрисы, существенно снизило её доход, зависящий от кассовых сборов. Йоханссон не первая звезда, пострадавшая от «стримингового сдвига», но первая, кто решилась на открытое противостояние с индустриальным гигантом.


«Черная вдова», 2021
Это не просто спор о деньгах — это вызов системе. Йоханссон, которая столько лет воплощала «командную» супергероиню Marvel, теперь встаёт в позицию одиночки. И здесь начинается вторая, неофициальная роль — не Чёрная вдова, а актриса, требующая признания за труд в индустрии, где права людей начинают размываться под натиском платформ и алгоритмов.
Disney отвечает резко, обвиняя Скарлетт в бесчувственности в разгар пандемии. Но общественное мнение склоняется на сторону Йоханссон: ее иск становится символом нового конфликта между артистами и платформами, между старым Голливудом и цифровым порядком. В сентябре стороны мирно урегулируют спор, сумма не разглашается, но, по информации The Wall Street Journal, речь шла о более чем 40 миллионах долларов.
Этот момент многое говорит о Йоханссон: она умеет быть в кадре и за его пределами, знает, как говорить мягко — и действовать жёстко.

«Черная вдова», 2021
2023–2025
картонный мир с Уэса Андерсона

«Город астероидов», 2023
Хотя первая коллаборация Йоханссон с Уэсом Андерсоном состоялась ещё в 2018 году — она озвучила очаровательную шоу-собаку по кличке Нэт-Мег в «Острове собак» — их взаимодействие непосредственно на площадке началось только спустя несколько лет. У Андерсона Йоханссон предстает в узнаваемой, «открыточной» манере режиссёра: ровный свет, симметрия, поза, яркие образы. В «Городе астероидов» (2023) она играет актрису в стиле 50-х, блондинку с сигаретой и едва различимым одиночеством в голосе. Персонаж словно существует сразу на нескольких уровнях — театральная сцена, съемочная площадка, киноэкран. Скарлетт снова появляется в «Финикийской схеме» (2025) мэтра, показанной в Каннах, где они вместе играют с культурными кодами фильма о мафиози.
Уэс Андерсон, мастер стилизованного повествования, использует Йоханссон не для глубины, а для фактуры — но и эти конфетно-букетные шаржи Скарлетт умеет рассказать с чувством стиля.
2024
начало продюсерской карьеры и успех Thunderbolts
В 2024 году Скарлетт Йоханссон пробует себя в новом амплуа. После двух десятилетий перед камерой она официально становится продюсеркой, да еще и в рамках Marvel Studios, империи, которую она помогла выстроить как актриса. Проект Thunderbolts — анти-«Мстители», фильм о команде изломанных героев и бывших злодеев — становится её первым крупным продюсерским шагом. Йоханссон теперь не просто участница истории, а та, кто её формирует. Она участвует в креативе, в подборе актёров, в структуре сценария — и это чувствуется: Thunderbolts — чуть ли не единичный успех среди фильмов Marvel третьей фазы (начиная с фильма 2016 года «Первый Мститель: противостояние»), потому что он живет по-другому, в другой тональности. Больше мрака, больше травмы, меньше пафоса, больше зрелости. Почти в лучших традициях первых фильмах, но еще и с налетом деконструкции и декаданса, которые сейчас явно в тренде. В эпоху, когда супергеройское кино буксует, Thunderbolts оказывается редким примером удачного перезапуска жанра через травму и иронию.
Так, актриса, некогда устраненная с шахматной доски (персональный бенефис «Черная вдова» вышел с опозданием и стал прощанием с героиней), теперь возвращается в роли игрока. В интервью для Entertainment Weekly она говорит: «Продюсировать — значит делать выборы, которые актрисам часто не дают сделать. Это освобождает».




Thunderbolts, 2024
2025
режиссерский дебют в Каннах и возвращение к корням

«Элеонора Великая», 2025
«Элеонора Великая», режиссерский дебют Йоханссон, показанный в каннском «Особом взгляде» этого года, напоминает недавний фильм еще одного актера первой величины Джесси Айзенберга. Но если его «Настоящая боль» — трогательная, ироничная, не претенциозная и очень личная (немного вуди-алленовская по настроению) комедия о поисках корней, то Йоханссон сразу стремится к Большому Нарративу о трагедии, о выживших в Холокосте.
Важно отметить, что для Йоханссон этот фильм особенно личный — режиссерка была очень близка со своей бабушкой, происходившей из еврейской семьи, и даже называла ее своей лучшей подругой. Несмотря на излишнюю глянцевость формы и шероховатость сценария, с учётом личной истории, эта попытка попробовать себя в режиссуре довольно трогательна.
Так, Скарлетт Йоханссон из сексуального объекта стала одной из богатейших и влиятельнейших женщин киноиндустрии. Из главной Галатеи Голливуда — художницей и женщиной, которая сама создает себя и творческий процесс вокруг.