Продавай и властвуй
18 марта на Apple TV+ стартовал сериал «Не сработало» — про взлет и падение сети коворкингов WeWork. Это уже третья за месяц история о том, как громкий стартап оказался не таким уж приятным местом (а то и вовсе дутым пузырем). Дина Ключарева посмотрела все вышедшие серии и констатирует: падшие герои неизменно эффектно смотрятся на экране.
![](/upload/24509/vms/cc2dc3e7cd7e20bf81ade91dbecdf164_small.jpg)
«Не сработало», 2022
Капитализм уже не торт
«Не сработало» Apple TV+ с Джаредом Лето и Энн Хэтэуэй, «На взводе: Битва за Uber» с Джозефом Гордоном-Левиттом на Showtime; «Выбывшая» на Hulu — с Амандой Сейфрид в роли Элизабет Холмс, печально известной основательницей биотехнологической компании Theranos. Все эти шоу со звездами «категории А» и на острую тему продолжают линию, начатую «Миллиардами» и «Наследниками» еще до мирового коронавирусного кризиса, — когда всеобщая усталость от токсичной корпоративной культуры стала очевидной. А еще все эти шоу объединяет одна мысль: лидерство — ноша не для каждого, а высокие финансовые показатели компании нередко коррелируют с низкими моральными качествами ее основателя.
Разочарование в современной user friendly капиталистической модели общества и в ее блестящих лидерах то и дело всплывает в поп-культуре на протяжении последних пяти лет, причем изъявляют его самые разные персонажи. Взять, к примеру, героинь романов Салли Руни (и их экранизаций), городских интеллигенток из престижных университетов, которые между обсуждением сердечных драм и семейных проблем увлеченно спорят о классовых различиях и преимуществах социализма. Нашумевшая же корейская «Игра в кальмара» заходит в тему с противоположной стороны, обнажая катастрофическое расслоение общества: нищие герои сериала готовы рискнуть собственной жизнью ради того, чтобы больше никогда не выбиваться из сил, пытаясь заработать на тарелку дешевой лапши. К успеху в игре приходит команда Ги-хуна, которая действует по заветам социализма: вооружается единой целью и действует сообща.
«Нормальные люди», 2020
«Игра в кальмара», 2021
«Уборщица. История матери-одиночки», 2021
Пожалуй, самый стойкий миф капитализма — возможность успеха для каждого: достаточно захотеть и приложить должные усилия, и все получится — на корню разрушает сериал «Уборщица. История матери-одиночки». Его героиня Алекс — заложница системы, основанной на унифицированных показателях, где социальные гарантии строго регламентированы и доступны далеко не всем нуждающимся. Она попадает в парадоксальную бюрократическую ловушку: чтобы найти работу и платить за жилье, ей нужно устроить дочку в садик, но чтобы ее дочке предоставили место в саду, Алекс необходимо доказать, что у нее есть работа. В такой ситуации не до достигаторства.
![](/upload/24509/vms/53df6e74afd51e13fa7915f993eeda65_small.gif)
Портрет капиталиста
Как же выглядит тот, кому достаются блага подобной системы? Расхожая аксиома гласит: «Хочешь преуспеть — родись белым и богатым». Таково семейство Рой из сериала «Наследники». Вот уже три сезона три брата и сестра, терпя унижения и издевательства со стороны родителя, упорно делят шкуру неубитого медведя — состояние своего отца, одиозного медиамагната Логана Роя (Брайан Кокс), который, не способный выбрать себе преемника среди отпрысков, все никак не уйдет на покой. Нежелание делегировать, авторитарный стиль руководства, одержимость контролем — вот качества, присущие почти всем визионерам из недавних сериалов (и их прототипам).
![](/upload/24509/vms/f3b944591d8e554386e861d1351783db_small.gif)
«Наследники», 2018
Адам Ньюман (Джаред Лето) из «Не сработало», основатель сети коворкингов WeWork считает себя едва ли не богом — или царем Мидасом, способным превращать в золото все, к чему он прикасается, но громкие заявления о встряске, которую компания WeWork должна произвести в мире корпораций, остаются всего лишь словами, а ее глава оказывается довольно заурядным любителем красивой и разгульной жизни. Что отличает его от сотен других предпринимателей — это незаурядные soft-skills, та самая «внутренняя искра», способность одним словом превращать потенциальную энергию в кинетическую, которая помогает ему вести за собой вдохновленных последователей — выступления подобных лекторов собирают миллионы просмотров на TED.
«Не сработало», 2022
«Раньше я делил учредителей на две группы. Когда я был младше вас, все они были для меня Иисусами, потому что их последователи в них верили, а они и вправду творили настоящие чудеса. А потом я стал замечать, что половина из них действительно на стороне ангелов, а остальные — это некая вариация Дэвида Кореша (лидера секты «Ветвь Давидова», объявившего себя «сыном Бога». — Прим. The Blueprint). Теперь же я знаю: они все — Кореши. Главное — выйти из секты и удрать из общины до того, как они ее сожгут«, — подтверждает эту мысль в сериале «Битва за Uber» венчурный инвестор Билл Герли, павший перед поразительной харизмой Трэвиса Каланика.
Главные опоры Каланика (Джозеф Гордон-Левитт) — это умение разбираться в людях и быстро приспосабливаться к новым обстоятельствам, готовность рисковать репутацией и жертвовать пешками. Экспертность в самом предмете для капиталиста не так уж и важна — очаровав инвестора идеей, всегда можно нанять на его деньги тех, кто разбирается в цифрах, коде или формулах. На первый план выходят Большая Идея, наглость, хорошо подвешенный язык и умение блефовать. Именно эти качества помогают одержимой успехом Стива Джобса Элизабет Холмс (Аманда Сейфрид в «Выбывшей») привлечь многомиллиардные инвестиции в свою компанию-пустышку Theranos.
«Битва за Uber», 2022
«Выбывшая», 2022
Из грязи в князи
Объединяет всех этих героев не только готовность обманывать и шагать по головам. Каждый из них когда-то хотел сделать мир лучше. Логан Рой — рассказывать людям правду, Каланик — создать удобное средство перемещения и открыть водителям новую возможность заработка, Ньюман — дать фрилансерам и командам возможность работать в комфортных условиях, Холмс — сделать медицинскую диагностику доступной даже неимущим. Приведшие их к успеху стойкость и находчивость — навыки, которые приходят только с жизненным опытом — каждый заработал нелегким трудом: Бобби Аксельрод (Дэмиен Льюис) из «Миллиардов» был разносчиком газет, Адам Ньюман был простым коммивояжером, Холмс, хрупкая студентка, с подросткового возраста пробивала себе путь в мужском мире науки.
Безжалостность и к себе, и к другим — еще один непременный компонент успеха: по пути к своей большой «американской мечте» этим предпринимателям приходится манипулировать близкими и пренебрегать их чувствами, круглосуточно держать руку на пульсе своего детища, забывая про сон и отдых. Выгорание и неспособность строить доверительные отношения — типичная проблема стартаперов и звездных предпринимателей. Ведь чувство меры мешает рисковать и играть по-крупному, а эмпатия — действовать в интересах компании, а не какой-нибудь «разменной монеты» из низшего звена работников.
«Миллиарды», 2016
И в «Битве за Uber», и в «Выбывшей», и в «Не сработало» прослеживается явное желание очеловечить тех, чье имя стало притчей во языцех, дать объемную картину внутреннего мира людей, которые, соблазнившись погоней за длинным баксом и амбициями, позабыли о своей большой идее и сочли, что богатство — это индульгенция на любую непорядочность. От подлога («Выбывшая») и харассмента («Битва за Uber») до предательства родных («Наследники»). Капиталисты в современных сериалах уже не дерзкие рок-звезды — порочные, но все же притягательные. Они — пресловутые боги, которые все-таки обжигают горшки. И иногда обжигаются сами.