Blueprint
T

Просто

и по-
домашнему


13 января стартует последний, четвертый сезон триллера высокобюджетного и вместе с тем камерного триллера «Дом с прислугой». Создатель проекта — неутомимый мастер мистических шарад М. Найт Шьямалан доказал, что способен удерживать внимание зрителей не только надеждой на неожиданную развязку, но и незримым напряжением, не отпускающим десятки серий подряд. Сопереживать главным героям «Дома» — не трудно, бояться за них — еще легче, а взгляд от них и вовсе не оторвать, уж больно интересно одеты.




ИСТОРИЯ

Выросший в пригороде Филадельфии М. Найт Шьямалан старается держаться поближе к дому, так что действие сериала разворачивается в «городе братской любви». А точнее — в одном роскошном таунхаусе, в котором живут амбициозная телеведущая Дороти Тернер (Лорен Эмброуз) и ее муж, известный шеф-повар Шон (Тоби Кеббелл).


Дождливым вечером в дверь стучат — это приехала новая няня, загадочная Лиэнн Грейсон (Нелл Тайгер Фри). Заскучавшая в декретном отпуске Дороти решила снова выйти на работу, и кто-то должен присматривать за маленьким сыном Тернеров, Джерико. Работа не слишком хлопотная, потому что малыш Джерико умер в возрасте трех месяцев, а нянчиться Лиэнн придется с куклой реборн, максимально реалистичным пупсом. Куклу порекомендовал использовать психотерапевт, а Дороти вытеснила из памяти смерть сына и принимает игрушку за настоящего ребенка. Лиэнн, однако, начинает обращаться с куклой Джерико будто с настоящим ребенком — внушая опасения Шону и подозрения Джулиану (Руперт Грин) — младшему брату Дороти.



Дом, который построил он

Практически все события этого лихо закрученного психологического триллера происходят в одном месте, так что над домом Тернеров пришлось поработать как следует. «Найт сказал мне, что с самого начала он хотел, чтобы пугала сама история и ее герои, но не их внешний вид и декорации», — рассказывает оператор Маршалл Адамс, снявший три эпизода шоу. Так что вместо мрачных интерьеров напряжение нагнетали с помощью цветового баланса: холодному синему, который сопровождает моменты ужаса, противостоят богатые природные оттенки — в особенности золотой и коричневый, которые делают дом теплым и уютным. Дальше в дело включается своеобразный «эффект зловещей долины»: избыточные принты и текстуры придают пространству театральность и, несмотря на обжитость, пугающую неестественность. Мы, однако, внимательно следим не только за стенами, но и за теми, кто в них обитает.


дороти

«Чем хуже все становится, тем лучше она выглядит», — объясняет внешний вид Дороти художник по костюмам Кэролайн Дункан. Выпускница Йельского университета и школы дизайна Парсонс в Нью-Йорке, она создавала образы героев популярных фильмов («Милые кости», «27 свадеб», «Как малые дети») и телевизионных сериалов («Спаси меня», «Дорогой доктор», «Нью-Йорк 22» и «Парк Авеню, 666») и работает со Шьямаланом со времен «Визита» (2015). Для каждого из ключевых персонажей «Дома с прислугой» она придумала свой стиль, отвечающий его характеру и сюжетной линии.


Так, платья и халаты Дороти пошиты из отражающих свет шелка и атласа и непроницаемо-тяжелого бархата, они все глубоких цветов, преимущественно золотых оттенков (это не случайно: в день смерти Джерико на нем был комбинезон желтого цвета), с крупными цветочными принтами, в частности хризантемами — традиционно этот цветок считается траурным и символизирует глубокую печаль. С одной стороны, одежда четко отражает социальный статус героини — девушки, выросшей среди «старых денег» Новой Англии, с другой — вступает в решительную конфронтацию с событиями в жизни Дороти. Она бы, может, и носила траур по своему ребенку, но полностью отрицает его смерть. Отрицание это дается напряжением всех сил, так что Дороти неизменно держит осанку: даже в своем доме она выглядит так, будто за ней ходит видеооператор. И дело не только в привычке быть в кадре. Дороти необходимо сохранить иллюзию идеальной жизни, и, может, именно поэтому она не слезает с каблуков — туфли для нее своего рода доспехи, помогающие оставаться неуязвимой.


Но более всего наша Дороти — не мать и не ведущая, а хозяйка дома. Оглядываясь на работу художника-постановщика шоу Намана Маршалла (также работал с Шьямаланом над «Временем» и «Визитом»), Кэролайн Дункан нашла для Дороти принты, которые почти сливаются с обоями и гобеленами на стенах: женщина оказывается полностью вписана в пространство, которое дает ей защиту — до поры.



Лиэнн

Если Дороти — продолжение и живое воплощение собственного дома, то все в Лиэнн, напротив, говорит о том, что она не из этого — дома, города, мира? Кэролайн Дункан хотела, чтобы от чудаковатой няни буквально веяло потусторонним, чтобы зритель все время гадал: откуда пришла эта девушка и что за тайны она хранит? «Дом с прислугой» — очень медленный сериал. По существу, сюжетная воронка начинает закручиваться только со второго сезона, а первый выступает экспозицией, знакомит нас с героями и их жизненными обстоятельствами. Шьямалан не раскрывал весь сюжет заранее даже команде, но по тем крупицам, что Дункан получила, она реконструировала историю и портрет Лиэнн: она росла в религиозной семье, она придерживается правил, она аскетична и привыкла обходиться малым, и она исполнительна — даже если речь идет о том, чтобы нянчить дурацкую куклу.


Закрытые платья Лиэнн редко украшены узорами (в одном из эпизодов Дороти дает девушке свой наряд, и та сразу же сама превращается в наряженную куклу — совсем как Джерико, — или даже предмет мебели), часто они голубого или серого цветов, и это придает героине некую легкость, почти прозрачность — опять же на контрасте с приземленной и уравновешенной Дороти. Почти весь третий сезон Лиэнн и вовсе не вылезает из бледной ночной рубашки, которая роднит ее то ли с Самарой из «Звонка», то ли с Джейн Эйр. Работая над ее образом, дизайнер пересмотрела немало викторианских ужастиков и изучила форму, которую носили девочки в закрытых пансионатах. «Я одела ее в юбки А-силуэта, которые кажутся немного устаревшими, особенно для молодой няни в Филадельфии, но создают ощущение, будто ее может унести ветер. Мне хотелось сделать ее до странности легкой», — говорит Дункан, будто намекая на Мэри Поппинс. Даже ходит Лиэнн чаще всего босиком, почти паря над полом.


Неслучайная отсылка, которая угадывается в образе Лиэнн, — стиль героини Мии Фэрроу в «Ребенке Розмари» Романа Поланского. По крайней мере, голубой кардиган Miu Miu, появляющийся в одном из эпизодов шоу, будто бы взят из гардероба Розмари Вудхауз.




Шон

В отличие от Дороти Шон осознает смерть своего маленького сына и глубоко переживает эту потерю — хотя он и не может горевать открыто, ведь его жена верит, что мальчик жив. Он как солдатик — все время застегнут на все пуговицы, — сдержан, но прямолинеен. К тому же он — первоклассный шеф, а значит, не только гурман, но и эстет и аккуратист, так что одежда Шона — это еще и подтверждение его профессиональных достоинств.


В то самое время, когда Кэролайн Дункан начала работать над образами своих героев, на 62-м году жизни погиб (вероятнее всего, покончил с собой) Энтони Бурден — американский телеведущий и шеф-повар, рок-звезда от мира кулинарии. Дизайнер признается, что во многом черпала образ Шона с него. Она отсмотрела множество фотографий Бурдена и за счет этого смогла сильно обогатить характер персонажа. Вместе со Шьямаланом Дункан придумала предысторию Шона: до знакомства с Дороти он увлекался мотоциклами, поэтому, несмотря на всю выверенность и даже чопорность его образа, он изредка предстает перед зрителями в байкерской футболке, которая как бы говорит: «Этот парень не так прост, и он еще проявит себя».


Джулиан

Четвертый столп, на котором держится история, — харизматичный щеголь Джулиан Пирс, блестяще сыгранный Рупертом Гринтом. Вечно нетрезвый, он появляется, чтобы разбавить леденящую атмосферу дома парой циничных шуток. И как бы ни сгущались над героями тучи, он откупорит бутыку вина и сварганит куриный сэндвич — потому что даже в страшные времена всем нужно что-то есть.


Джулиан — гость в доме Тернеров. Лишенный собственного пространства (ни разу за три сезона шоу нам не показывают, где и как он живет), он в любой момент готов уйти, а потому почти никогда не снимает ни шарф, ни пальто. Аксессуары — неотъемлемая часть его личности. Зависимый от наркотиков и алкоголя, он находит утешение в тяжелых перстнях, примечательных запонках и шелковых платках, заткнутых в карман костюма от Brioni или Hugo Boss, — как если бы они были амулетами, способными защитить от опасности. (К слову, свои талисманы есть у каждого персонажа: у Дороти это уже упомянутые туфли, у Лиэнн — простенькое ожерелье, которое она не снимает, у Шона — поварской фартук.) Но кроме того, Джулиан очень закрыт — он ни перед кем не открывается полностью. На первый взгляд перед Дункан стояла не простая задача: полностью увести Руперта Гринта от образа Рона Уизли из «Гарри Поттера». Как оказалось, достаточно было наконец-то одеть его по человечески. Впрочем, и сам Руперт Гринт так поразил Шьямалана, что тот позвал его в свой следующий проект. Мировая премьера триллера «Стук в дверь» назначена на 1 февраля, а пока, держась за кресла, гадаем, какой будет развязка «Дома с прислугой».




{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}