Blueprint
T

Бульвар разбитой мечты

ФОТО:
АБДУЛЛ АРТУЕВ, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

10 августа исполнилось 75 лет классике Голливуда — «Бульвару Сансет». Фильм о Голливуде, где величайшие режиссеры немого кино играют в дуэтах с восходящими звездами, где нуар переплетен с хоррором, комедия с мелодрамой, сатира с уголовщиной, сказка с мокьюментари, а ар-деко с артефактами, настолько детально разобран даже знакомой всем «Википедией», что нет нужды повторяться. Алексей Васильев рассказывает о приме фильма, Глории Свенсон и о том, чем эта лента особенно актуальна сегодня.

С тех пор, как ровно 75 лет назад, 10 августа 1950 года, фильм режиссера Билли Уайлдера «Бульвар Сансет» о забытой, зато богатой звезде немого кино и перспективном, но погрязшем в долгах сценаристе вышел на экраны, нет ему покоя. Он не вылезает из списков лучших фильмов всех времен и народов, причем голосуют за него такие нестыкуемые представители разведенных на полвека поколений режиссеров, как Франсис Вебер (1937 г.р.), Мартин Скорсезе (1942 г.р.), Брюс Лабрюс (1964 г.р.) и Хонас Труэба (1981 г.р.). Его пародировали мультяшки — «Симпсоны», «Губка Боб» и «Скуби Ду». Его пародировали порноактеры — а после того, как они это сделали, Брайан Де Пальма включил в свое «Подставное тело» эпизод, где они это делают. Эндрю Ллойд Уэббер сочинил по нему мюзикл, превративший Гленн Клоуз в поющую диву Бродвея. А песню из него As If We Never Said Goodbye, «Будто мы и не расставались», Барбра Стрейзанд выбрала открывающим номером в своей первой за четверть века — пока она боролась со страхом сцены и не могла на нее выйти — серии концертов. По мотивам «Бульвара Сансет» Рената Литвинова написала пьесу «Звезда вашего периода», которую поставила с собой в главной роли во МХАТе, а затем в Париже. 

Постер к фильму «Бульвар Сансет», 1950

Бульвар Сансет, 1950

«Симпсоны»

«Подставное тело», 1984

«Звезда вашего периода», Рената Литвинова

 В начале 1969 года

на сцену недавно отгроханного, сверкающего свежевымытой витриной Московского дома кино на Васильевской улице поднялась миниатюрная старушка в полтора метра ростом. По правде ей не стукнуло и семидесяти, и при ближайшем рассмотрении — а эту возможность она охотно предоставила всем советским коллегам, репортерам, фотографам и телевизионщикам, с которыми подолгу и премило болтала в фойе до и после официального мероприятия, — это и впрямь была отличной сохранности пожилая леди. Годков ей визуально прибавляла как раз та бескомпромиссность, с которой она нарядилась и накрасилась в соответствии с модными требованиями тогдашнего, воспетого Биркин и Генсбуром annee erotique. Обильно намазанные тушью и наклеенные в два ряда ресницы, длинные и пышные настолько, что их хватило бы вымести месячную пыль из двухкомнатной квартиры, черные высокие лакированные сапожки, алый костюм Chanel, обнажающий коленки, и в ансамбле к нему — алый берет, под который была забрана челка, оставляя лоб полностью открытым. Единственное золотое украшение — свисавший с золотого же браслета на ее правом запястье кулон, внушительностью не уступавший связке ключей тюремного охранника и выполненный — опять же согласно моде — в форме заглавной буквы. Буквы G, первой буквы ее имени — Глория. Ибо старушкой была суперзвезда немого кино Глория Свенсон. В Россию она прилетела как турист, но не отказала в любезности московским киношникам провести с ними вечер. Как положено звезде немого кино, при разговоре она щедро пользовалась жестом, и буква G взлетала в воздухе и в конце каждой фразы зависала перед глазами ее собеседников, камер и впоследствии телезрителей и читателей иллюстрированных журналов всей нашей необъятной родины, служа последним аккордом, добавлявшим сказанному ее обладательницей весомости и неоспоримости: видала она их всех, еще когда кино говорить не умело!

Бульвар Сансет, 1950

↑ «Бульвар Сансет», 1950 

Всем известна медвежья услуга, которую молодежная мода оказывает нам с возрастом; в английском она описана идиомой mutter dressed like a lamb — баранина, одетая ягненком. В общем-то к ней сводится и комедия, и трагедия самой знаменитой киногероини Глории Свенсон, такой же, как она, звезде немого кино, которую она, однако, по иронии сыграла в годы расцвета кино звукового — Нормы Десмонд из «Бульвара Сансет». В сумраке своего заросшего лозами особняка в стиле испанских грандов Норма Десмонд затаилась, как выжидающая жертву мурена — в обломках затонувшего корабля. Жертвой оказывается сценарист, искавший, где бы спрятать от кредиторов свой купленный в рассрочку автомобиль и прельщенный с виду пустовавшим гаражом мисс Десмонд. «Подите сюда», — машет ему из окна старушка, и камера совершает на нее трансфокацию, прием, не использовавшийся в те годы и вызывавший искомое чувство ужасного, внезапного и неожиданного появления монстра (его введет в обиход только в конце 1960-х оператор Паскуалино Де Сантис после того, как удивит публику, уверенно выстроив на нем костюмные трагедии «Ромео и Джульетта» и «Гибель богов», переведя дыхание эпоса в регистр телерепортажа).

С точки зрения сценариста, живущего в эпоху, когда стиль черпался в стерильности медкабинета, а излюбленным местом голливудской молодежной тусовки стала аптека «Швабс», ставшая в «Сансете» визуальной антитезой покоям Нормы, она и есть монстр. Ее дом со скрипучими лестницами завешан балдахинами, которые сами по себе сообщают аудитории мысль о скопившейся вековой пыли, а венцом массивных и щедро орнаментированных мебельных творений становится кровать Нормы в форме ладьи с лебедем на форштевне — кстати, в действительности облагороженная, как и многие живые исполнители в «Сансете», собственной киноисторией. Эта кровать, как и многие живые исполнители в «Сансете», тоже играла в немом кино — в фильме ужасов 1925 года «Призрак оперы» с Лоном Чейни. 

Бульвар Сансет, 1950
Бульвар Сансет, 1950
Бульвар Сансет, 1950

Старуха — звезда немого кино, ее имя у всех на слуху, а лица никто не помнит. Как многие немые звезды, переход в звук ей не дался. Не первый десяток лет она живет надеждой на возвращение под софиты продолжающего успешно трудиться на «Парамаунте» легендарного режиссера немого кино и ее Пигмалиона Сесила Б. Де Милля и под этот случай пишет сценарий о Саломее — вполне в ардекошном вкусе Голливуда 1920-х, когда оказался в чести декаданс, Оскар Уайльд

«Бульвар Сансет», 1950

и Обри Бёрдслей. Денег у ней куры не клюют, и она предлагает сценаристу доработать сценарий в соответствии с нынешними требованиями. Сценарист, чьи вкусовые пристрастия, как и у всего Голливуда конца 1940-х, зависли на узком перешейке между нуаром и спортом («Убийцы», «Чемпион»), не имеет ни малейшего представления, как эта писанина может быть приведена в соответствии хотя бы с тем, что известно ему как здравый смысл. Однако за воротами особняка его ждут только долги и отвергнутые сценарии... Короче, про сценариста большинство из вас могут продолжить сами, из своего опыта. Чтобы продолжить про Норму и все про нее понять, нужно достичь 50-летнего возраста — а именно столько и экранной «старухе», и Глории Свенсон в ее роли. Поэтому, для вразумления и напутствия новым поколениям, продолжу чисто о ней.

Бульвар Сансет, 1950
Бульвар Сансет, 1950

Глория Свенсон в роли Нормы, «Бульвар Сансет», 1950

Что до нарядов Нормы, режиссер Билли Уайлдер хотел попросить Глорию Свенсон просто одеться в платья, сохранившиеся со времен ее съемок в немых фильмах. На том вечере в Московском доме кино Свенсон, конечно же, показывала «Бульвар Сансет». Но предварила его показ фрагментами из двух своих немых картин. Одной — потому что она была первой режиссерской работой Чарли Чаплина на чикагской студии «Эссеней». 20-минутная комедия, так и называвшаяся «Его новая работа» (1915), стала классикой и вошла в первые антологии раннего Чаплина, в середине 1970-х показанные и советским телевидением. Чаплин, правда, после ее съемок прогнал Свенсон с глаз долой навсегда — она тоже не была высокого мнения о его работе с актерами, подробностями которой охотно поделилась с советскими журналистами, но... В «Сансете» есть сцена, где, развлекая сценариста, Норма пародирует Чаплина, и Свенсон хотелось похвастаться своей наблюдательностью: пока комик тиранил ее, 16-летнюю девчонку, не давая проявиться ее актерской индивидуальности, она сполна использовала столь необходимый актеру дар наблюдательности, позволивший ей через 35 лет «показать» Чаплина в кино так, что было не отличишь.

А вот затем — мы ведь собирались говорить о ее звездном стиле! — Свенсон предложила московской публике отрывок из фильма 1919 года «Не изменяйте мужу», который ставил тот самый Сесиль Б. Де Милль, бывший взаправдашним кинопигмалионом Свенсон: вместе они сделали 6 фильмов, в которых сформировался ее имидж. «Не буду удивлена, если и над этим отрывком вы будете смеяться, — сказала тогда Свенсон. — Не потому, что он такой смешной, а над моими платьями. Теперь одного такого было бы достаточно, чтобы одеть трех женщин».

«Не изменяйте мужу», 1919

Бульвар Сансет, 1950

«Бульвар Сансет», 1950

Тот фильм Де Милля рассказывал о светской львице, удрученной неряшливостью погрязшего в работе мужа. Она бросает его и выходит замуж за молоденького повесу. В другом фильме Де Милля, «Зачем менять жену?» (1920), неряха уже Свенсон. Муж женится на манекенщице, а потом видит на балу нарядную модницу в толпе ухажеров, узнает в ней бывшую и после смены Глорией двух дюжин туалетов приползает обратно к ней на коленях. Де Милль называл те свои фильмы Fashion films. Fashion Свенсон представляли из себя парчовые мешки с одним голым плечом и второй рукой, наглухо скрытой под соболиными хвостами, манто в пол из 22 опоссумов, обернутые вокруг тела на манер банных полотенец бархатные занавески с двухметровым шлейфом из кольчуги, туники из бус и головные уборы в форме выложенной из жемчуга павлиньей головы с торчащими сзади страусиными перьями. Если вы помните, как выглядел Калягин в образе донны Розы в «Здравствуйте, я ваша тетя», когда та, исполняя «Любовь и бедность», натянула поверх платья портьеру с кистями и водрузила на плечо напольную вазу, — вы имеете ясное представление об образе и стиле Свенсон в тех фильмах (ей тогда было около 20 лет. — Прим. The Blueprint). Напяливать все это на себя в 50 для «Бульвара Сансет» она не собиралась.

«Зачем менять жену?», 1920

Теперь надо понять что это за время было — рубеж 1910-1920-х годов, когда всех затмила звезда реальной Свенсон и ее вымышленной Нормы. После Первой мировой войны и, на секундочку, эпидемии испанки, сопоставимой с недавним ковидом, в аптеках все еще безрецептурно отпускался кокаин. Впрочем, подробности, боюсь, оскорбят вкус и взорвут мозг современному читателю, так что дадим слово Свенсон. Актриса, которую в начале 1920-х называли «второй (после Мэри Пикфорд. — Прим. The Blueprint) женщиной, которая заработала миллион, и первой, которая его потратила», сказала тогда в Москве о том же самом емко и просто: «После Первой мировой войны люди было поверили, что войн больше не будет. И Париж был веселый, и Лондон, были веселы и Рим, и Нью-Йорк. Это отражалось на кино. Зрители хотели, чтобы мы, кинозвезды, вели себя как короли и королевы. Мы так и делали. Публика не хотела правды, и нам нечего было беспокоиться, чтобы проболтаться о ней. Потом наступил великий кризис, а затем новая, еще более страшная война. Я ненавижу войну... Теперь она далеко позади. И все же у людей нет уверенности в будущем, они отчаялись, потеряли надежду. Молодежь не знает, с кого брать пример, и это оказывает свое воздействие на кино: оно утратило свою привлекательность, очарование».



«Бульвар Сансет», 1950

Бульвар Сансет, 1950
Бульвар Сансет, 1950

На «Бульваре Сансет» вместе с художницей по костюмам Эдит Хед, одевавшей хлам на статистов и попоны на слонов на «Парамаунте» в те года, когда «Изотту-Фраскини» Свенсон там встречали ковром из лепестков свежих роз, они аккуратно предложили Уайлдеру несколько иную трактовку: Норма не чувствует пульса современности, она невосприимчива к новому киностилю — но она не игнорирует моду и выезжает в магазины одежды. Интуиция подсказала им единственную реалистичную трактовку образа, правомерность которой лишь спустя два-три десятилетия подтвердят редкие фотографии застигнутой в толпе — и по одежде совершенно от нее неотличимой — Греты Гарбо. И модные журналы тех лет, когда Марлен Дитрих была приговорена к затворничеству сломанной шейкой бедра, — их найдут у нее в квартире после смерти.

Поэтому силуэт Нормы будет соответствовать нормам 1949 года: зауженная талия, баска, сатиновые платья в середину голени. Даже ее порой излишне пышные юбки сойдут за диоровский new look, провозглашенный в конце 1940-х. Однако каждый из этих корректных костюмов дискредитирован деталью из роскошных времен немого кино: здесь — леопардовый воротник, там — накидка из горностая, на затылке — норковая спиралевидная шапочка, напоминающая поросшую мехом морскую ракушку, ее руки и шею обвивают целые золотые змеи браслетов и бус, а на пальце у нее красуется кольцо со штырем, к которому приварено другое кольцо: чтобы вставлять в него сигарету и курить, не поднося ладонь ко рту. Так получилась женщина, знавшая безграничную роскошь, упивавшаяся ею, способная, что самое страшное, себе ее и сейчас позволить — но вынужденная запихивать себя в структурированные неброские наряды аптекарш, из которых предательски, как тот тигровый хвост у мужика из мультика «Падал прошлогодний снег», торчат чернобурки да леопарды.

Бульвар Сансет, 1950
Бульвар Сансет, 1950

«Бульвар Сансет», 1950

По сюжетам двух упомянутых немых картин со Свенсон вы поняли, что речь в них шла исключительно об адюльтерах. С приходом звука, в 1930 году, в Голливуде был принят кодекс Хейса, запрещавший демонстрацию любых внебрачных отношений. Среди многих знаменитостей, сыгравших в «Бульваре Сансет» самих себя, фигурирует ь — автор колонки голливудских сплетен, у которой было 35 миллионов подписчиков. Она была одним из инициаторов и активистов созданного в 1944 году Киносоюза по защите традиционных американских ценностей, чья деятельность стала наиболее разрушительной для голливудских карьер после активизации в 1947 году Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности, проводившей допросы, провоцировавшей доносы на коммунистов и симпатизирующих им — таким людям просто официально запрещалось работать в кино. Год создания «Бульвара Сансет» — год, когда «черные списки» Голливуда выросли до размеров талмуда, и именно Гедда Хоппер в фильме, вырывая линию у полицейских, сообщает срочно в номер об уголовно-сексуальном инциденте в особняке Нормы Десмонд.

Думаю, дальнейшие разъяснения излишни. Гегель сказал, что история движется по спирали.Чтобы понять Норму Десмонд, вам достаточно представить девушку 1990-х сегодня. Лучше бы она оставалась в своем особняке и своих леопардах и не высовывалась в окно, где бродил бесхозный молодой сценарист, сочиняющий о спортсменах и глубоких декольте не видавший. Потому что хуже будет всем.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}