Blueprint
T

Очи черные

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

«Очи», первое семейное фэнтези студии A24 с Уиллемом Дефо и Эмили Уотсон, выглядит как большой ностальгический референс: в обстоятельном мудборде режиссера Исайи Сэксона мирно сосуществуют крошка Инопланетянин, шьямалановский желтый цвет и доспехи из классических японских фильмов о самураях. По просьбе The Blueprint кинокритик Ольга Маршева разобрала все оммажи из фильма на кирпичики.

Трансильвания беспокоит

Действие «Очи» происходит в Карпатии, а точнее, в здешней версии воспетой Брэмом Стокером Трансильвании (авторы «Очи» берут реальные восточноевропейские локации и смешивают их как хотят. Карпатия в их фантазии — это остров в Черном море). В маленькой деревне на отшибе живут натуральным хозяйством, там есть школа и церковь, но вся жизнь сосредоточена в старом сарае, где деревенский старшина Максим (Уиллем Дефо) учит детей драться и стрелять. По ночам они выезжают «на охоту»: цель — убить как можно больше очи, огромных лесных существ, якобы угрожающих их существованию. Но однажды малыша очи, попавшего в капкан, находит дочь Максима, юная пацифистка по имени Юрий (в русском дубляже она стала Юрайей), и решает вернуть его маме. А заодно и найти свою.


Съемки фильма действительно происходили на родине графа Дракулы в Румынии, на европейскую локацию ушел почти весь небольшой бюджет фильма. Впрочем, единственные вампиры в «Очи» — это летучие мышки, в некоторых эпизодах подсвеченные особенно эффектно. Роль же главных монстров отведена рыжим приматам-йети (собственно, очи), на которых местные мальчишки как раз охотятся. Детей в деревне вообще сильно больше, чем взрослых: поневоле вспомнишь сказочного дудочника — Крысолова из Гамельна, который, по одной из версий, увел детей именно в Трансильванию.

Брэм Стокер

«Битва за огонь»

Исайя Сэксон гордится, когда «Очи» сравнивают с «Битвой за огонь» Жан-Жака Анно (1981). «Битва...» — это «первобытное фэнтези» по одноименному роману Жозефа Рони-старшего, действие которого происходит в эпоху палеолита, а герои, питекантропы и неандертальцы, объясняются жестами или звуками. В «Очи», конечно, все не так радикально, время от времени звучит нормальная человеческая речь, но люди также ищут способы взаимодействовать с неподконтрольными им силами природы. Сэксон даже заполучил к себе в команду «хореографа приматов» Питера Эллиотта, начинавшего свою карьеру как раз с фильма Анно: Эллиотт отвечал за движения и повадки взрослых особей очи.

«Битва за огонь», 1981

«Очи», 2025

Людо, Могвай, Чебурашка

Очи выглядят по-разному. Взрослые похожи на Людо, персонажа фильма 1986 года «Лабиринт» с Дэвидом Боуи — это огромные лохматые существа минус рога. Но ведь и Людо был, судя по всему, придуман под влиянием — книги «Там, где живут чудовища» писателя и иллюстратора Мориса Сендака. В 2009-м книжку Сендака экранизировал Спайк Джонз, близкий друг Исайи Сэксона.


Очи-детеныш совсем не похож на Людо. Скорее, это мимимишный вариант могвая из семейного ужастика «Гремлины» (1984). Как кто-то из нас помнит, могвая нужно держать подальше от воды и ни в коем случае нельзя кормить после полуночи — иначе он превратится в кровожадного гремлина. Внешним сходством (с милой, не трогавшей воду версией) все и заканчивается: малыш Очи воды не боится, и кормить его можно в любое время без опасений. Даже апельсинами: когда очи берет его в лапки — становится похож на Чебурашку.

«Инопланетянин», 1982

Прикосновение E.T.

Первый тактильный контакт между человеком и очи, соприкосновение пальцев, цитирует сцену из «Инопланетянина» Стивена Спилберга (которая, в свою очередь, является оммажем к «Сотворению Адама» Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы). Эпизод, в котором дочь Максима, юная пацифистка Юрайя, эвакуирует себя и очи в тележке из супермаркета, похожа на знаменитую сцену побега из спилберговского фильма — только там E.T. был закутан не в куртку, а в простыню и сидел в корзинке детского велосипеда. Сэксон говорит, что никакой ностальгии в этом нет: «Инопланетянина» он посмотрел уже во вполне взрослом возрасте, но чего он действительно хотел, так это вызвать столь же сильный эмоциональный отклик, как в фильме Спилберга.

Объективы Baltars

Мы не знаем, в какое десятилетие происходит действие «Очи»: это могут быть 1970-е (судя по машинам, припаркованным у супермаркета) или 1980-е годы (судя по куртке и сапогам-дутикам Юрайи). В любом случае Сэксон добивался особого ретроэффекта — и с этой целью использовал винтажные объективы Baltars, разработанные еще в 30-х годах прошлого века. C Baltars работает постоянный оператор Роберта Эггерса Ярин Блашке — похожим образом были сняты «Маяк» и «Носферату» (действие «Носферату», кстати, тоже, частично происходит в Румынии). Блашке сравнивает эффект картинки, снятой Baltars, с «тонким живописным сфумато (с итал. “затуманенный, расплывчатый”, мягкая моделировка с размытыми контурами. — Прим. The Blueprint)» — то же самое можно сказать про картинку «Очи».

«Маяк», 2019 и «Носферату», 2024

«Очи», 2025

«Шьямалановский желтый»

Главная героиня Юрайя носит ярко-желтый пуховик, резко выделяющийся на фоне мрачных красок окружающего пейзажа. Это выглядит отсылкой к желтому плащу Айви Уокер (Брайс Даллас Ховард) в «Таинственном лесу» Найта М. Шьямалана. У Шьямалана цвет всегда помогает сюжету, а конкретно в этой картине желтый якобы отпугивает опасных лесных существ.

«Таинственный лес», 2004

«Очень странные дела»

«Очень странные дела»

Финн Вулфхард (Майк Уилер из «Очень странных дел») играет в «Очи» сводного брата героини по имени Петро. Его появление моментально переносит нас в хит Netflix, действие которого тоже разворачивалось где-то в середине 1980-х в несуществующем маленьком городке и заключалось в противостоянии местного населения с чем-то опасным и инфернальным.

«Кайдан: Повествование о загадочном и ужасном», 1962

«Сказки туманной луны после дождя», 1953

Доспехи самурая

Отправляясь на поиски пропавшей дочери, Максим достает то ли из сарая, то ли из коровника старые самурайские доспехи и надевает их. Таким образом режиссер отдает должное фильмам, которые он любил лет в одиннадцать-двенадцать: «Кайдану» Масаки Кобаяси и знаменитому дзидайгэки (жанр самурайской исторической драмы в кино и театре. — Прим. The Blueprint) «Сказки туманной луны после дождя» Кэндзи Мидзогути.

Hell Throne

В комнате Юрия-Юрайи висит постер Hell Throne — но это не хеви-метал-группа, как можно было бы подумать, а... мерч одноименной компьютерной игры, в которой нужно сражаться с полчищами демонов. Скорее всего, это личная «пасхалка» Исайи Сэксона — Hell Throne игра совсем новая, вышла в 2023-м и точно не существовала в то условное десятилетие, когда происходит действие фильма.

«Очи», 2025

Бьорк и Эмили Уотсон

Роль мамы Юрайи — Даши — в «Очи» вполне могла достаться Бьорк: после того как в 2008-м производственная компания Исайи Сэксона Encyclopedia Pictura сняла клип на ее песню Wanderlust, у него явно сложилось определенное видение героини, так давно живущей в гармонии с природой, что она стала ее частью. В Wanderlust певица, облаченная в костюм древнего монгольского племени, плывет по стремительному течению на буйволе с человеческими глазами, в «Очи» Эмили Уотсон, одетая тоже как представительница кочевых народов, пасет овец и готовит отвары из полевых трав.

«Очи», 2025

Кейт Буш и горловой свист

В «Очи» много музыки, причем самой неожиданной: Уиллем Дефо подпевает бравурному маршу в автомагнитоле, Эмили Уотсон играет на флейте, в трейлере вообще звучит Hounds of Love Кейт Буш (еще одна параллель с «Очень странными делами», где другая композиция британской певицы — Running Up That Hill — играла важную роль в сюжете). Но центральное место отводится музыкальному языку очи — режиссер говорит, что он искал звуки, подобные тем, которыми общаются дельфины, но такие, чтобы их мог воспроизвести человек. Исайя Сэксон пересмотрел множество роликов с «горловым свистом» на YouTube, пока не нашел парня по имени Пол Маналатос («Человек-птица»). Маналатоc «бездомный по выбору», живет на улице с 18 лет и зарабатывает на еду пожертвованиями от прохожих, «общаясь» с голубями в парках. Прочитав сценарий, он за несколько месяцев придумал весь язык очи, от выражений ярости до благодарности и восторга.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}