сказки
нового года
01 ЯНВАРЯ 2025
Уже в четвертый раз The Blueprint просит современных российских писателей сочинить к Новому году сказки о чуде, а современных российских художников — нарисовать к ним иллюстрации. Предыдущие выпуски сказок Нового года можно прочитать здесь, здесь и здесь. А сейчас перед вами новый сборник, художницей которого стала Алиса Горшенина. Здесь все, чего мы ждем от рождественской сказки еще со времен Диккенса: призраки прошлого, тревоги настоящего и надежды на будущее. А еще волшебство и котики. Чудесного Нового года!
Иллюстрации:
Алиса Горшенина
Ольга Птицева |
Дарья Благова |
Антон Секисов |
Гала Узрютова |
Ася Демишкевич |
Надя Алексеева |
Анна Шипилова |
Мария Ныркова |
Марина Кочан
к предыдущей сказке
к следующей сказке
Ольга Птицева
«Рыцарь кубков»
Звезда отечественного young adult, Ольга Птицева более всего известна яркими бестселлерами, где фантастическое соседствует с реальным, а реальное слишком узнаваемо — по одной из ее книг, «Там, где цветет полынь», в прошлом году был снят короткий сериал из шести 15-минутных серий. В начале 2024 года вышла первая часть ее антиутопии «Двести третий день зимы» о стране, погрузившейся в вечную зиму, и о том, как такой зиме сопротивляться. А еще Ольга преподает писательское мастерство и как никто умеет добавлять немного магии в повседневную жизнь. Ее новогодний рассказ с сюрпризом — как раз о том, где эту магию искать, когда ее так не хватает.
Дарья Благова
«Башня»
До того как перейти к написанию романов, Дарья Благова работала шеф-редактором «Афиши Daily», писала тексты на социальные темы, продюсировала подкасты и основала радио «Зазеркалье», где работали люди с психиатрическими диагнозами. Похожую радиостанцию основала героиня ее дебютного романа «Южный ветер» Саша, вернувшись в город своего детства, чтобы обрести покой и смысл и спасти страдающего ментальным расстройством брата. «Южный ветер» вошел в длинные списки литературных премий «Национальный бестселлер» и «Ясная Поляна». Вторая книга Дарьи, «Течения», наоборот, рассказывает о переезде героини в Москву и растерянности перед новой взрослой жизнью. Эта книга тоже входила во все мыслимые лонг-листы. Но самое главное — не премии, а как будто неотъемлемое от истории стремление Благовой найти смысл, повзрослеть, разрешить хоть какие-то проблемы. То же происходит и в рассказе, который написала для нас Дарья, — история счастливого детского Нового года ведет нас даже дальше, чем можно было предположить.
Антон Секисов
«Глухой уголок в Сокольниках»
Антон Секисов — совсем не новичок в прозе: с 2012 года его романы входят в шорт-листы премии «Дебют», с 2019-го он регулярный резидент «Национального бестселлера». Но именно в последние несколько лет, с тех пор как в 2021-м вышел роман «Бог тревоги» о переезде москвича в Петербург, кажется, что, о чем бы Секисов ни писал, он пишет про нас всех. Будь то нонфикшн про кладбища («Зоны отдыха. Петербургские кладбища и жизнь вокруг них», 2023) или фикшн про печального релоканта в грузинской глубинке («Курорт», 2024), в центре — всегда человек растерянный, не знающий, куда приткнуться. И даже если Антон не голос поколения, то по крайней мере его зеркало, позволяющее увидеть себя не в самом прекрасном, но довольно точном свете. По просьбе The Blueprint Антон написал совершенно удивительный рассказ о человеке, который ищет маленькое чудо, а получает большое. Для всех, в чьей жизни не было ничего сюрреалистичнее, чем сидеть в электричке, которая внезапно поехала в обратную сторону, — рассказ о том, сколько еще невиданных чудес подстерегает нас там, где мы их совсем не ждем.
Гала Узрютова
«Они придут,
они откроют»
Писательница, поэтесса, драматург, Гала Узрютова добилась выдающихся успехов во всех этих ролях: ее стихи переводились на множество языков, книги и пьесы входили в шорт-листы международных конкурсов, а по young-adult-роману «Страна Саша» поставлен чудесный подростковый фильм. В конце 2024 года вышел ее роман «Выбор воды», героиня которого несколько дней идет вокруг словенского озера Бохинь с мешком костей за плечами, вспоминая прошлое и наблюдая за настоящим. В рассказе «Они придут, они откроют» точно так же смешались прошлое, настоящее и предчувствие будущего, и непросто разгадать, что происходит, какой день, месяц и десятилетие сегодня на дворе.
Ася Демишкевич
«Это —
на Новый год!»
Сказка Аси Демишкевич — самая неожиданная в сборнике этого года. Конечно, нет ничего удивительного, что Ася написала для нас сказку, ведь это родной для нее жанр. Только обычно она пишет сказки страшные, с покойниками и русскими фольклорными мотивами. Ее книга «Раз мальчишка, два мальчишка» стала одной из главных новинок 2024 года. Главного героя романа в 13 лет злая мачеха отправляет в армию, где призывники, сидя на окраине темного леса и дрожа от ужаса, рассказывают друг другу по ночам сказки, а кто расскажет хуже всего, того отправляют провести ночь в том самом жутком лесу. Потустороннее здесь живет рядом с обыденным, а фольклорный сюжет оказывается идеальным социальным комментарием. Второй роман Демишкевич, «Под рекой», о жутких семейных тайнах на фоне прекрасной северной природы вошел в короткий список премии «Лицей» и победил в номинации «Выбор книжных блогеров». Ася — мастер саспенса и один из наших любимых авторов, когда хочется жути. Но в ее рассказе, написанном для The Blueprint, саспенса достаточно, а вот жути нет совсем. Только радостное предчувствие праздника и немного хулиганства.
Надя Алексеева
«Несущественно»
2024 год в литературе был годом Нади Алексеевой: ее дебютный роман «Полунощница», вышедший за год до этого в «Новом мире», вошел в шорт-лист «Большой книги», а уже под конец года вышел второй роман «Белград». Выпускница мастерской Ольги Славниковой в Creative Writing School, Надя пишет густую, насыщенную образами прозу, требующую глубокого и внимательного погружения. Так же глубоко погружаются и герои ее книг: герой первого романа, программист, отправляется на Валаам искать родню, героиня второго едет вслед за мужем в Белград искать смысл, и все эти путешествия как бы происходят над временем, а в случае «Белграда» и вовсе вне понятных временных линий, как будто нас связывает нечто большее, чем мимолетный ход истории. То же и в рассказе, который она написала для The Blueprint: где разговор двух женщин и их судьбы становятся как будто мостом через целые эпохи.
Анна Шипилова
«Шапка из собаки»
Выпускница ВГИКа и Школы литературных практик, Анна Шипилова уже давно публикуется в журналах и антологиях, ее рассказы обладают запоминающимся стилем и социальным посылом, отвертеться от которого невозможно. В прошлом году они вошли в шорт-лист премии «Лицей», а этой осенью вышел сборник «Скоро Москва», где прошлое, настоящее и будущее нашей великой и ужасной столицы сплетено в крепкую сеть, намертво захватившую разнообразных героев и в первую очередь героинь. Рассказы Анны Шипиловой — это всегда истории про людей и их несчастья, и поскольку несчастья эти вневременны и универсальны, то и истории становятся предельно узнаваемы. Для The Blueprint Анна написала сказку — оммаж Владимиру Сорокину,
и, как и у классика концептуализма, этот мир то ли прошлого, то ли будущего обладает яркими, пожалуй, даже слишком узнаваемыми, современными чертами.
Мария Ныркова
«Воришка»
Мало кто впечатлил нас в прошлом году так, как 22-летняя Мария Ныркова. Она окончила филологический факультет МГУ, училась у Оксаны Васякиной в Школе литературных практик, и ее первый роман «Залив терпения» несомненно отдает дань новой школе письма: это и автофикшн о поиске корней и поездке на родину, на Сахалин, и поэтический текст с отсылкой к мифам и греческому классику Константиносу Кавафису, а в кульминационной точке даже манифест поколения. Для «Сказок Нового года» Мария Ныркова написала историю о предновогодней тревоге: когда из жизни исчезает радость, погрузиться в праздничное настроение непросто, но, может, просто надо знать, где искать!
Марина Кочан
«И пошел снег»
Марина Кочан — исследовательница, поэтесса, куратор. В 2021 году она окончила Школу литературных практик и начала публиковать рассказы в антологиях и журналах. В 2022-м она запустила исследовательский проект «Что я знаю о папе», собирающий истории, рассказы и воспоминания об отцах. А в 2023 году вышел ее дебютный автофикшн-роман «Хорея», героиня которого, забеременев, узнает, что может быть носительницей редкого генетического заболевания, хореи Гентингтона, от которой умер ее отец, радиобиолог, работавший на Чернобыльской АЭС после катастрофы. Страхи за будущее и переживания за ребенка в этом романе перекликаются с глубоким, даже любовным исследованием семьи и корней, и это любовное внимание к прошлому, к дому сильно отличает тексты Марины Кочан от работ многих ее соратниц по автофикшну. Оно чувствуется и в ее рассказе для The Blueprint, героям которого для новогоднего настроения не хватает только снега, зато в избытке хватает тепла.
09 ЯНВАРЯ 2025
0