сказки
нового года
01 ЯНВАРЯ 2025
![](/upload/33236/vms/7bf7fbb2e3d669121ecebd79a893b2e9_small.png)
![](/upload/33236/vms/b8702ba94bcfa233114aea07743081db_small.png)
![](/upload/33236/vms/705a3249e01b41e0bcd298896f2cbcaa_small.png)
![](/upload/33236/vms/1a546d86f2bf7a46f381d1184fdbf97c_small.png)
![](/upload/33236/vms/8068bc196e25d7a6c736c8a82bc164fd_small.png)
![](/upload/33236/vms/6205f2e29d1e8539cd92ab631fb05ed4_small.png)
![](/upload/33236/vms/d1d3d0ce9cf2df0cae3aa0978e974b99_small.png)
![](/upload/33236/vms/9a6d77389f2072ce5877be7394fba068_small.png)
![](/upload/33236/vms/f3e7aa5a725f0c3bcd5800f280f01adf_small.png)
Уже в четвертый раз The Blueprint просит современных российских писателей сочинить к Новому году сказки о чуде, а современных российских художников — нарисовать к ним иллюстрации. Предыдущие выпуски сказок Нового года можно прочитать здесь, здесь и здесь. А сейчас перед вами новый сборник, художницей которого стала Алиса Горшенина. Здесь все, чего мы ждем от рождественской сказки еще со времен Диккенса: призраки прошлого, тревоги настоящего и надежды на будущее. А еще волшебство и котики. Чудесного Нового года!
Иллюстрации:
Алиса Горшенина
Ольга Птицева |
Дарья Благова |
Антон Секисов |
Гала Узрютова |
Ася Демишкевич |
Надя Алексеева |
Анна Шипилова |
Мария Ныркова |
Марина Кочан
к предыдущей сказке
к следующей сказке
Ольга Птицева
«Рыцарь кубков»
Звезда отечественного young adult, Ольга Птицева более всего известна яркими бестселлерами, где фантастическое соседствует с реальным, а реальное слишком узнаваемо — по одной из ее книг, «Там, где цветет полынь», в прошлом году был снят короткий сериал из шести 15-минутных серий. В начале 2024 года вышла первая часть ее антиутопии «Двести третий день зимы» о стране, погрузившейся в вечную зиму, и о том, как такой зиме сопротивляться. А еще Ольга преподает писательское мастерство и как никто умеет добавлять немного магии в повседневную жизнь. Ее новогодний рассказ с сюрпризом — как раз о том, где эту магию искать, когда ее так не хватает.
![](/upload/33236/vms/fdbe85e02ffd835e164437041035b905_small.jpg)
Дарья Благова
«Башня»
![](/upload/33236/vms/ed7a26c9c1b765cb39d6e0fe6d40ce21_small.jpg)
До того как перейти к написанию романов, Дарья Благова работала шеф-редактором «Афиши Daily», писала тексты на социальные темы, продюсировала подкасты и основала радио «Зазеркалье», где работали люди с психиатрическими диагнозами. Похожую радиостанцию основала героиня ее дебютного романа «Южный ветер» Саша, вернувшись в город своего детства, чтобы обрести покой и смысл и спасти страдающего ментальным расстройством брата. «Южный ветер» вошел в длинные списки литературных премий «Национальный бестселлер» и «Ясная Поляна». Вторая книга Дарьи, «Течения», наоборот, рассказывает о переезде героини в Москву и растерянности перед новой взрослой жизнью. Эта книга тоже входила во все мыслимые лонг-листы. Но самое главное — не премии, а как будто неотъемлемое от истории стремление Благовой найти смысл, повзрослеть, разрешить хоть какие-то проблемы. То же происходит и в рассказе, который написала для нас Дарья, — история счастливого детского Нового года ведет нас даже дальше, чем можно было предположить.
Антон Секисов
«Глухой уголок в Сокольниках»
Антон Секисов — совсем не новичок в прозе: с 2012 года его романы входят в шорт-листы премии «Дебют», с 2019-го он регулярный резидент «Национального бестселлера». Но именно в последние несколько лет, с тех пор как в 2021-м вышел роман «Бог тревоги» о переезде москвича в Петербург, кажется, что, о чем бы Секисов ни писал, он пишет про нас всех. Будь то нонфикшн про кладбища («Зоны отдыха. Петербургские кладбища и жизнь вокруг них», 2023) или фикшн про печального релоканта в грузинской глубинке («Курорт», 2024), в центре — всегда человек растерянный, не знающий, куда приткнуться. И даже если Антон не голос поколения, то по крайней мере его зеркало, позволяющее увидеть себя не в самом прекрасном, но довольно точном свете. По просьбе The Blueprint Антон написал совершенно удивительный рассказ о человеке, который ищет маленькое чудо, а получает большое. Для всех, в чьей жизни не было ничего сюрреалистичнее, чем сидеть в электричке, которая внезапно поехала в обратную сторону, — рассказ о том, сколько еще невиданных чудес подстерегает нас там, где мы их совсем не ждем.
![](/upload/33236/vms/6fecc848e464a815c7ae4fabbf1c59cb_small.jpg)
Гала Узрютова
«Они придут,
они откроют»
Писательница, поэтесса, драматург, Гала Узрютова добилась выдающихся успехов во всех этих ролях: ее стихи переводились на множество языков, книги и пьесы входили в шорт-листы международных конкурсов, а по young-adult-роману «Страна Саша» поставлен чудесный подростковый фильм. В конце 2024 года вышел ее роман «Выбор воды», героиня которого несколько дней идет вокруг словенского озера Бохинь с мешком костей за плечами, вспоминая прошлое и наблюдая за настоящим. В рассказе «Они придут, они откроют» точно так же смешались прошлое, настоящее и предчувствие будущего, и непросто разгадать, что происходит, какой день, месяц и десятилетие сегодня на дворе.
![](/upload/33236/vms/0a4731093e5c7f3def5d3ad6e604f366_small.jpg)
Ася Демишкевич
«Это —
на Новый год!»
Сказка Аси Демишкевич — самая неожиданная в сборнике этого года. Конечно, нет ничего удивительного, что Ася написала для нас сказку, ведь это родной для нее жанр. Только обычно она пишет сказки страшные, с покойниками и русскими фольклорными мотивами. Ее книга «Раз мальчишка, два мальчишка» стала одной из главных новинок 2024 года. Главного героя романа в 13 лет злая мачеха отправляет в армию, где призывники, сидя на окраине темного леса и дрожа от ужаса, рассказывают друг другу по ночам сказки, а кто расскажет хуже всего, того отправляют провести ночь в том самом жутком лесу. Потустороннее здесь живет рядом с обыденным, а фольклорный сюжет оказывается идеальным социальным комментарием. Второй роман Демишкевич, «Под рекой», о жутких семейных тайнах на фоне прекрасной северной природы вошел в короткий список премии «Лицей» и победил в номинации «Выбор книжных блогеров». Ася — мастер саспенса и один из наших любимых авторов, когда хочется жути. Но в ее рассказе, написанном для The Blueprint, саспенса достаточно, а вот жути нет совсем. Только радостное предчувствие праздника и немного хулиганства.
![](/upload/33236/vms/feb9e0cd56a8377b7d9c52d62e1d4d37_small.jpg)
Надя Алексеева
«Несущественно»
2024 год в литературе был годом Нади Алексеевой: ее дебютный роман «Полунощница», вышедший за год до этого в «Новом мире», вошел в шорт-лист «Большой книги», а уже под конец года вышел второй роман «Белград». Выпускница мастерской Ольги Славниковой в Creative Writing School, Надя пишет густую, насыщенную образами прозу, требующую глубокого и внимательного погружения. Так же глубоко погружаются и герои ее книг: герой первого романа, программист, отправляется на Валаам искать родню, героиня второго едет вслед за мужем в Белград искать смысл, и все эти путешествия как бы происходят над временем, а в случае «Белграда» и вовсе вне понятных временных линий, как будто нас связывает нечто большее, чем мимолетный ход истории. То же и в рассказе, который она написала для The Blueprint: где разговор двух женщин и их судьбы становятся как будто мостом через целые эпохи.
![](/upload/33236/vms/a3419072da5732803c8265159ed484e2_small.jpg)
Анна Шипилова
«Шапка из собаки»
Выпускница ВГИКа и Школы литературных практик, Анна Шипилова уже давно публикуется в журналах и антологиях, ее рассказы обладают запоминающимся стилем и социальным посылом, отвертеться от которого невозможно. В прошлом году они вошли в шорт-лист премии «Лицей», а этой осенью вышел сборник «Скоро Москва», где прошлое, настоящее и будущее нашей великой и ужасной столицы сплетено в крепкую сеть, намертво захватившую разнообразных героев и в первую очередь героинь. Рассказы Анны Шипиловой — это всегда истории про людей и их несчастья, и поскольку несчастья эти вневременны и универсальны, то и истории становятся предельно узнаваемы. Для The Blueprint Анна написала сказку — оммаж Владимиру Сорокину,
и, как и у классика концептуализма, этот мир то ли прошлого, то ли будущего обладает яркими, пожалуй, даже слишком узнаваемыми, современными чертами.
![](/upload/33236/vms/ddfb4066993ad834ce73cb1a19e778db_small.jpg)
Мария Ныркова
«Воришка»
Мало кто впечатлил нас в прошлом году так, как 22-летняя Мария Ныркова. Она окончила филологический факультет МГУ, училась у Оксаны Васякиной в Школе литературных практик, и ее первый роман «Залив терпения» несомненно отдает дань новой школе письма: это и автофикшн о поиске корней и поездке на родину, на Сахалин, и поэтический текст с отсылкой к мифам и греческому классику Константиносу Кавафису, а в кульминационной точке даже манифест поколения. Для «Сказок Нового года» Мария Ныркова написала историю о предновогодней тревоге: когда из жизни исчезает радость, погрузиться в праздничное настроение непросто, но, может, просто надо знать, где искать!
![](/upload/33236/vms/6a981c4b5e47e05e40d1e76145c4eb24_small.jpg)
Марина Кочан
«И пошел снег»
![](/upload/33236/vms/a384c40197067a12a188b593a195d89a_small.jpg)
Марина Кочан — исследовательница, поэтесса, куратор. В 2021 году она окончила Школу литературных практик и начала публиковать рассказы в антологиях и журналах. В 2022-м она запустила исследовательский проект «Что я знаю о папе», собирающий истории, рассказы и воспоминания об отцах. А в 2023 году вышел ее дебютный автофикшн-роман «Хорея», героиня которого, забеременев, узнает, что может быть носительницей редкого генетического заболевания, хореи Гентингтона, от которой умер ее отец, радиобиолог, работавший на Чернобыльской АЭС после катастрофы. Страхи за будущее и переживания за ребенка в этом романе перекликаются с глубоким, даже любовным исследованием семьи и корней, и это любовное внимание к прошлому, к дому сильно отличает тексты Марины Кочан от работ многих ее соратниц по автофикшну. Оно чувствуется и в ее рассказе для The Blueprint, героям которого для новогоднего настроения не хватает только снега, зато в избытке хватает тепла.
09 ЯНВАРЯ 2025
0