Blueprint
T

сказки

нового года

01 ЯНВАРЯ 2025

Уже в четвертый раз The Blueprint просит современных российских писателей сочинить к Новому году сказки о чуде, а современных российских художников — нарисовать к ним иллюстрации. Предыдущие выпуски сказок Нового года можно прочитать здесь, здесь и здесь. А сейчас перед вами новый сборник, художницей которого стала Алиса Горшенина. Здесь все, чего мы ждем от рождественской сказки еще со времен Диккенса: призраки прошлого, тревоги настоящего и надежды на будущее. А еще волшебство и котики. Чудесного Нового года!

<style> [name*="showit_"], [name*="prev_"], [name*="next_"] { cursor: pointer; } [name*="_more"], [name*="_read"]{ cursor: pointer; } #article { max-height:2700px!important; } </style> <script> let currentItem = 1; // Текущий выбранный элемент (по умолчанию первый) let isAnimating = false; // Флаг для блокировки кнопок во время анимации function resetPositions(callback) { let animations = 0; // Возвращаем все элементы на их изначальные позиции $(`.object[name^="item_"]`).each(function () { const $item = $(this); if ($item.data('original-top') !== undefined && $item.data('original-left') !== undefined) { animations++; $item.fadeOut(200, function () { $item.css({ top: $item.data('original-top') + 'px', left: $item.data('original-left') + 'px', }); $item.fadeIn(200, function () { animations--; if (animations === 0 && typeof callback === 'function') { callback(); } }); }); } else { $item.removeClass('before after active'); } }); if (animations === 0 && typeof callback === 'function') { callback(); } } function showItem(id, totalItems) { if (isAnimating) return; // Если анимация уже идет, выходим isAnimating = true; // Устанавливаем флаг // Определяем индексы предыдущего, текущего и следующего элементов с учетом зацикливания const prevId = id === 1 ? totalItems : id - 1; const nextId = id === totalItems ? 1 : id + 1; // Сбрасываем позиции всех элементов и затем формируем массив для обработки resetPositions(function () { // Массив для обработки элементов const elements = [ { id: prevId, className: 'before', leftOffset: -686 }, { id, className: 'active', leftOffset: 0 }, { id: nextId, className: 'after', leftOffset: 684 }, ]; // Обработка каждого элемента elements.forEach((element) => { const $items = $(`.object[name^="item_${element.id}"]`); // Все элементы с текущим именем const $topLine = $(`.object[name="topline_${element.id}"]`); // Получаем отступ сверху для линии текущего элемента const topLineValue = parseInt($topLine.css('top'), 10) || 0; // Обновляем позиционирование для всех элементов с этим именем $items.each(function () { const $item = $(this); // Получаем оригинальную позицию элемента let originalTop = parseInt($item.css('top'), 10) || 0; let originalLeft = parseInt($item.css('left'), 10) || 0; if (!$item.data('original-top')) { $item.data('original-top', originalTop); } if (!$item.data('original-left')) { $item.data('original-left', originalLeft); } // Вычисляем новые позиции const newTopValue = (originalTop - topLineValue) + 1841; const newLeftValue = originalLeft + element.leftOffset; // Скрываем, обновляем позиции и показываем элемент $item.fadeOut(300, function () { $item.css({ top: newTopValue + 'px', left: newLeftValue + 'px', }); $item.addClass(element.className).fadeIn(300, function () { isAnimating = false; // Снимаем флаг после завершения анимации }); }); }); }); // Сохраняем текущий элемент currentItem = id; }); } // Обработка кнопок "Следующий" и "Предыдущий" function nextItem(totalItems) { if (!isAnimating) { const nextId = currentItem === totalItems ? 1 : currentItem + 1; showItem(nextId, totalItems); } } function prevItem(totalItems) { if (!isAnimating) { const prevId = currentItem === 1 ? totalItems : currentItem - 1; showItem(prevId, totalItems); } } // Привязка событий $('[name^="showit_"]').click(function () { const itemId = parseInt($(this).attr('name').split('_')[1], 10); showItem(itemId, 9); // Укажите общее количество элементов }); $('[name*="next_"]').click(function () { nextItem(9); // Укажите общее количество элементов }); $('[name*="prev_"]').click(function () { prevItem(9); // Укажите общее количество элементов }); // Инициализация $(document).ready(function () { showItem(1, 9); // Показываем первый элемент при загрузке }); </script>

Иллюстрации:
Алиса Горшенина


Ольга Птицева      |

Дарья Благова      | 

Антон Секисов      | 

Гала Узрютова      | 

Ася Демишкевич      | 

Надя Алексеева      | 

Анна Шипилова      | 

Мария Ныркова      | 

Марина Кочан

к предыдущей сказке

{"points":[{"id":9,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":11,"properties":{"x":0,"y":10,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":10,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

к следующей сказке

{"points":[{"id":9,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":11,"properties":{"x":0,"y":10,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":10,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Ольга Птицева

{"points":[{"id":9,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":11,"properties":{"x":0,"y":10,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":10,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«Рыцарь кубков»

Звезда отечественного young adult, Ольга Птицева более всего известна яркими бестселлерами, где фантастическое соседствует с реальным, а реальное слишком узнаваемо — по одной из ее книг, «Там, где цветет полынь», в прошлом году был снят короткий сериал из шести 15-минутных серий. В начале 2024 года вышла первая часть ее антиутопии «Двести третий день зимы» о стране, погрузившейся в вечную зиму, и о том, как такой зиме сопротивляться. А еще Ольга преподает писательское мастерство и как никто умеет добавлять немного магии в повседневную жизнь. Ее новогодний рассказ с сюрпризом — как раз о том, где эту магию искать, когда ее так не хватает.

Дарья Благова 

{"points":[{"id":9,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":11,"properties":{"x":0,"y":10,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":10,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«Башня»

До того как перейти к написанию романов, Дарья Благова работала шеф-редактором «Афиши Daily», писала тексты на социальные темы, продюсировала подкасты и основала радио «Зазеркалье», где работали люди с психиатрическими диагнозами. Похожую радиостанцию основала героиня ее дебютного романа «Южный ветер» Саша, вернувшись в город своего детства, чтобы обрести покой и смысл и спасти страдающего ментальным расстройством брата. «Южный ветер» вошел в длинные списки литературных премий «Национальный бестселлер» и «Ясная Поляна». Вторая книга Дарьи, «Течения», наоборот, рассказывает о переезде героини в Москву и растерянности перед новой взрослой жизнью. Эта книга тоже входила во все мыслимые лонг-листы. Но самое главное — не премии, а как будто неотъемлемое от истории стремление Благовой найти смысл, повзрослеть, разрешить хоть какие-то проблемы. То же происходит и в рассказе, который написала для нас Дарья, — история счастливого детского Нового года ведет нас даже дальше, чем можно было предположить.

Антон Секисов

{"points":[{"id":9,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":11,"properties":{"x":0,"y":10,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":10,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«Глухой уголок в Сокольниках»

Антон Секисов — совсем не новичок в прозе: с 2012 года его романы входят в шорт-листы премии «Дебют», с 2019-го он регулярный резидент «Национального бестселлера». Но именно в последние несколько лет, с тех пор как в 2021-м вышел роман «Бог тревоги» о переезде москвича в Петербург, кажется, что, о чем бы Секисов ни писал, он пишет про нас всех. Будь то нонфикшн про кладбища («Зоны отдыха. Петербургские кладбища и жизнь вокруг них», 2023) или фикшн про печального релоканта в грузинской глубинке («Курорт», 2024), в центре — всегда человек растерянный, не знающий, куда приткнуться. И даже если Антон не голос поколения, то по крайней мере его зеркало, позволяющее увидеть себя не в самом прекрасном, но довольно точном свете. По просьбе The Blueprint Антон написал совершенно удивительный рассказ о человеке, который ищет маленькое чудо, а получает большое. Для всех, в чьей жизни не было ничего сюрреалистичнее, чем сидеть в электричке, которая внезапно поехала в обратную сторону, — рассказ о том, сколько еще невиданных чудес подстерегает нас там, где мы их совсем не ждем.

Гала Узрютова

{"points":[{"id":9,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":11,"properties":{"x":0,"y":10,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":10,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«Они придут,
они откроют»

Писательница, поэтесса, драматург, Гала Узрютова добилась выдающихся успехов во всех этих ролях: ее стихи переводились на множество языков, книги и пьесы входили в шорт-листы международных конкурсов, а по young-adult-роману «Страна Саша» поставлен чудесный подростковый фильм. В конце 2024 года вышел ее роман «Выбор воды», героиня которого несколько дней идет вокруг словенского озера Бохинь с мешком костей за плечами, вспоминая прошлое и наблюдая за настоящим. В рассказе «Они придут, они откроют» точно так же смешались прошлое, настоящее и предчувствие будущего, и непросто разгадать, что происходит, какой день, месяц и десятилетие сегодня на дворе.

Ася Демишкевич

{"points":[{"id":9,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":11,"properties":{"x":0,"y":10,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":10,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«Это —
на Новый год!»

Сказка Аси Демишкевич — самая неожиданная в сборнике этого года. Конечно, нет ничего удивительного, что Ася написала для нас сказку, ведь это родной для нее жанр. Только обычно она пишет сказки страшные, с покойниками и русскими фольклорными мотивами. Ее книга «Раз мальчишка, два мальчишка» стала одной из главных новинок 2024 года. Главного героя романа в 13 лет злая мачеха отправляет в армию, где призывники, сидя на окраине темного леса и дрожа от ужаса, рассказывают друг другу по ночам сказки, а кто расскажет хуже всего, того отправляют провести ночь в том самом жутком лесу. Потустороннее здесь живет рядом с обыденным, а фольклорный сюжет оказывается идеальным социальным комментарием. Второй роман Демишкевич, «Под рекой», о жутких семейных тайнах на фоне прекрасной северной природы вошел в короткий список премии «Лицей» и победил в номинации «Выбор книжных блогеров». Ася — мастер саспенса и один из наших любимых авторов, когда хочется жути. Но в ее рассказе, написанном для The Blueprint, саспенса достаточно, а вот жути нет совсем. Только радостное предчувствие праздника и немного хулиганства.

Надя Алексеева

{"points":[{"id":9,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":11,"properties":{"x":0,"y":10,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":10,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«Несущественно»

2024 год в литературе был годом Нади Алексеевой: ее дебютный роман «Полунощница», вышедший за год до этого в «Новом мире», вошел в шорт-лист «Большой книги», а уже под конец года вышел второй роман «Белград». Выпускница мастерской Ольги Славниковой в Creative Writing School, Надя пишет густую, насыщенную образами прозу, требующую глубокого и внимательного погружения. Так же глубоко погружаются и герои ее книг: герой первого романа, программист, отправляется на Валаам искать родню, героиня второго едет вслед за мужем в Белград искать смысл, и все эти путешествия как бы происходят над временем, а в случае «Белграда» и вовсе вне понятных временных линий, как будто нас связывает нечто большее, чем мимолетный ход истории. То же и в рассказе, который она написала для The Blueprint: где разговор двух женщин и их судьбы становятся как будто мостом через целые эпохи.

Анна Шипилова

{"points":[{"id":9,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":11,"properties":{"x":0,"y":10,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":10,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«Шапка из собаки»

Выпускница ВГИКа и Школы литературных практик, Анна Шипилова уже давно публикуется в журналах и антологиях, ее рассказы обладают запоминающимся стилем и социальным посылом, отвертеться от которого невозможно. В прошлом году они вошли в шорт-лист премии «Лицей», а этой осенью вышел сборник «Скоро Москва», где прошлое, настоящее и будущее нашей великой и ужасной столицы сплетено в крепкую сеть, намертво захватившую разнообразных героев и в первую очередь героинь. Рассказы Анны Шипиловой — это всегда истории про людей и их несчастья, и поскольку несчастья эти вневременны и универсальны, то и истории становятся предельно узнаваемы. Для The Blueprint Анна написала сказку — оммаж Владимиру Сорокину,
и, как и у классика концептуализма, этот мир то ли прошлого, то ли будущего обладает яркими, пожалуй, даже слишком узнаваемыми, современными чертами.

Мария Ныркова

{"points":[{"id":9,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":11,"properties":{"x":0,"y":10,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":10,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«Воришка»

Мало кто впечатлил нас в прошлом году так, как 22-летняя Мария Ныркова. Она окончила филологический факультет МГУ, училась у Оксаны Васякиной в Школе литературных практик, и ее первый роман «Залив терпения» несомненно отдает дань новой школе письма: это и автофикшн о поиске корней и поездке на родину, на Сахалин, и поэтический текст с отсылкой к мифам и греческому классику Константиносу Кавафису, а в кульминационной точке даже манифест поколения. Для «Сказок Нового года» Мария Ныркова написала историю о предновогодней тревоге: когда из жизни исчезает радость, погрузиться в праздничное настроение непросто, но, может, просто надо знать, где искать!

Марина Кочан

{"points":[{"id":9,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":11,"properties":{"x":0,"y":10,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":10,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«И пошел снег»

Марина Кочан — исследовательница, поэтесса, куратор. В 2021 году она окончила Школу литературных практик и начала публиковать рассказы в антологиях и журналах. В 2022-м она запустила исследовательский проект «Что я знаю о папе», собирающий истории, рассказы и воспоминания об отцах. А в 2023 году вышел ее дебютный автофикшн-роман «Хорея», героиня которого, забеременев, узнает, что может быть носительницей редкого генетического заболевания, хореи Гентингтона, от которой умер ее отец, радиобиолог, работавший на Чернобыльской АЭС после катастрофы. Страхи за будущее и переживания за ребенка в этом романе перекликаются с глубоким, даже любовным исследованием семьи и корней, и это любовное внимание к прошлому, к дому сильно отличает тексты Марины Кочан от работ многих ее соратниц по автофикшну. Оно чувствуется и в ее рассказе для The Blueprint, героям которого для новогоднего настроения не хватает только снега, зато в избытке хватает тепла.

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}