T

Киновселенная Marvel от А до Я

9 июня на Disney+ вышла первая серия «Локи» — уже третьего в этом году сериала, в котором задействованы герои из фильмов киновселенной Marvel. С 2008 года в рамках MCU (Marvel Cinematic Universe) вышло 23 фильма, больше десятка сериалов, несколько комиксов и видеоигр. Вкратце попробовать описать, что там за все это время происходило, — гиблое дело: поэтому мы в формате азбуки рассказываем об основных явлениях, без которых понять самую прибыльную серию фильмов в истории кино было бы совсем невозможно.

Первый и самый успешный из телевизионных проектов киновселенной Marvel. Спин-офф про любимого аудиторией агента Фила Коулсона (обаятельный Кларк Грегг) из шпионской организации Щ.И.Т., который в фильмах первой фазы занимался тем, что знакомил будущих Мстителей друг с другом, в итоге растянулся на семь лет и 136 40-минутных эпизодов. Объемнее произведения в MCU нет, безумнее тоже: по комиксовым традициям, герои путешествуют туда-сюда во времени, а Коулсон появляется аж в трех разных обличиях — себя обычного, злого клона и доброй андроид-версии, созданной после смерти агента.

«Агенты Щ.И.Т.»

Битва

Финальная эпическая битва добра не с нейтралитетом, а с самым кристальным злом. Ставки обычно страшно высоки — на кону не только жизнь главного героя или героев, а судьба как минимум планеты. Традиционно самое слабое место у фильмов и сериалов Marvel: оглядываясь назад, из этих 23 концовок вспоминается мало что — разлетающиеся на части фейерверком два десятка костюмов Железного человека в финале трилогии о нем, заваруха в Нью-Йорке в первых «Мстителях» (даже конкретный момент, когда мы впервые их видим всех вместе) да трогательное «I Love You 3000» из «Финала».

Ваканда

В 1990-е экранизацией комикса «Черная пантера» загорелся Уэсли Снайпс. Проект не взлетел по ряду причин, и одной из них были потенциальные инвесторы, которые подумали, что речь идет о фильме про «Черных пантер» из 1970-х. Снайпс в итоге занялся экранизацией «Блейда» — первого успешного фильма по комиксам Marvel, а «Черной пантерой» с ее фантазией о скрытой от посторонних глаз африканской стране Ваканде, где вместо нищеты и разрухи — богатство и научно-технический прогресс в духе афрофутуризма, спустя два десятка лет занялись совсем другие люди: от режиссера и сценариста Райана Куглера («Крид») и актера Чедвика Боузмана до Кендрика Ламара. И для них схожесть названий радикальной организации, боровшейся за права чернокожих, и комикса — неспроста появившихся примерно в одно время, — стала не минусом, а плюсом. Итог: три «Оскара» и почти полтора миллиарда в прокате.

Ганн, Джеймс

Marvel Studios нередко привлекает к работе над своими фильмами режиссеров с именем. «Вечных» снимает автор оскароносной «Земли кочевников» Хлоя Чжау, над третьим «Железным человеком» работал некогда самый высокооплачиваемый сценарист в Голливуде Шейн Блэк (первое «Смертельное оружие», «Поцелуй навылет», «Последний бойскаут»), «Тор: Рагнарек» был голливудским дебютом новозеландского юмориста Тайки Вайтити («Реальные упыри»). Но надо быть очень внимательным, чтобы разглядеть авторство в этих фильмах, сделанных под неустанным взором главы Marvel Studios Кевина Файги.


Единственный, кому на этой фабрике несколько обезличенного контента удалось сделать стопроцентно свой фильм, — американец Джеймс Ганн, начинавший со съемок фильмов категории «Б» на знаменитой студии «Трома». Доставшиеся ему «Стражи галактики» — идеальный для него материал, в который он привнес все, что ему дорого: заставил боевое полено говорить голосом Вина Дизеля, сделал вульгарным прохиндеем антропоморфного енота, а главную роль дал увальню Крису Пратту с плеером и папиной кассетой.

«Железный человек»

Первый громкий успех Marvel Studios. Это был риск: режиссер и сценарист фильма Джон Фавро до этого был известен разве что по комедиям с Винсом Воном; Роберт Дауни-младший, выбранный звездой нового фильма, в 1990-е и 2000-е не вылезал из рехабов и имел репутацию человека пропащего. Но все получилось ловко: Тони Старк Дауни-младшего — «гений, миллиардер, плейбой, филантроп» — немедленно стал одним из поп-культурных символов Америки, а Фавро задал легкомысленный тон всей франшизе на десятилетия — но тогда об этом никто не знал — вперед. После «Железного человека» мрачные, с упором в психологизм «Бэтмены» Нолана из конкурирующей «кинематографической вселенной» уже выглядели не так выигрышно. (На сборах это, впрочем, не сказалось — «Темный рыцарь» выходил через три месяца после «ЖЧ», Хит Леджер умер в январе, за восемь месяцев до премьеры — что навсегда бросило трагический отпечаток на эту картину).

Ли, Стэн

Ньюйоркец с румынско-еврейскими корнями, сослуживец Фрэнка Капры во время Второй мировой, в школе Стэн Ли мечтал написать «великий американский роман» — а в итоге стал папой современного комикса, придумал Человека-паука, Халка, Железного человека, Людей Икс и всех-всех-всех. Почти до конца дней — а Ли умер в 2018 году в возрасте 95 лет — снимался в небольших ролях почти во всех фильмах MCU, из-за чего является самым кассовым актером в истории кино.

Локи

Приемный сын Одина и озорной брат Тора (еще раз — сводный: по этому поводу в фильмах шутили даже слишком много) в тонком исполнении британца Тома Хиддлстона — главный трикстер в MCU: он то был антагонистом, то, наоборот, всех спасал, то просто бесследно пропадал. Словом, заслуживал отдельного выхода побольше других. Таким бенефисом и стал «Локи» — мини-сериал о приключениях бога-шалопая в самых разных обстоятельствах пространства и времени (см. «Хроника»).

Мультивселенная

Авторы комиксов давно поняли, как объяснить аудитории, почему одни и те же герои постоянно перерождаются в разных инкарнациях, а иногда даже сталкиваются друг с другом, — они просто живут в разных вселенных, общее множество которых называется Мультивселенной. Довольно удобно — в этой логике любимый герой никогда не умирает по-настоящему: ему всегда может прийти замена из другой вселенной. Этот довольно сумасшедший концепт, пожалуй, лучше всего объясняется в мультфильме «Человек-паук: Через вселенные»: буквально, экранизации мема «Два Человека-паука». Сама киновселенная Marvel по официальной марвеловской табели о рангах известна в Мультивселенной как Земля-199999. Не спрашивайте.

Так или иначе концепт давно приглянулся боссам Marvel Studios. Понятно почему: по нему канон можно не только бесконечно дополнять и видоизменять, но и включать в него, например, героев, которые раньше по юридическим причинам не могли появиться в MCU — типа Людей Икс (права на их экранизацию принадлежали Fox, выкупленной владеющим Marvel Studios «Диснеем» в 2019 году) или злодеев из предыдущих экранизаций Человека-паука (права на них принадлежат Sony). Собственно, в третьем «Человеке-пауке», сделанном Marvel Studios в партнерстве с Sony, это и произойдет: Альфред Молина снова сыграет роль Доктора Осьминога из третьего «Человека-паука» 2007 года, а Джейми Фокс появится в фильме как Электро, злодей из «Человека-паука 2» 2014 года.

Повестка


Интересный парадокс. Вот есть маркетинговый отдел «Диснея», который по понятным финансовым причинам заинтересован в том, чтобы все были уверены в том, что кино Marvel Studios — самое прогрессивное на свете. И есть люди из интернета, которые в ответ на каждую новость, приходящую из маркетингового отдела «Диснея» (про то, что в MCU появится трансгендерный персонаж, про Капитана Марвел в исполнении Бри Ларсон, и так далее), реагируют в духе «вы уничтожаете Marvel». Из-за этой активности складывается ложное впечатление, что фильмы MCU действительно самые прогрессивные на свете.


На деле же — за исключением действительно прорывной «Черной пантеры», сделанной целиком внутри африканской культуры, и пары моментов в «Джессике Джонс» — пока что какую-то особую политическую смелость MCU разглядеть сложно. Впрочем, все еще впереди — в последних фильмах поголовье белых мужчин-супергероев подсократилось, вот-вот выйдет «Черная вдова», а персонаж Натали Портман доктор Джейн Фостер в будущем перехватит молот у Тора.

Россия

Комиксы, которые лежат в основе фильмов MCU, в массе своей — культурный продукт холодной войны. Красная паника существовала и до Второй мировой, но если тогда еще были живы русские эмигранты первой волны, умеющие сделать минимальный фактчекинг хотя бы имен, да и Советская Россия была не такой закрытой, то в послевоенные годы представление об окончательно отгородившемся от мира СССР сводилось к шпионам (иногда перебежчикам), тайным тюрьмам, водке, медведям и бомбе. Помножьте это на комиксовую гипертрофированность и получите самую развесистую клюкву, которую себе только можно представить.


В фильмах все примерно так же: ссылки в Сибирь, украденные у нацистов технологии, продажа оружия разным международным негодяям, КГБ, агентурные сети, опасная женщина из Волгограда по имени Наташа Романофф (Скарлетт Йоханссон), балет и промозглые окрестности Белорусского вокзала из «Железного человека 2». Удивительного мало — главе Marvel Studios Кевину Файги 20 ноября 1983 года уже исполнилось десять, и он явно был одним из ста миллионов американцев, посмотревших тогда фильм «На следующий день» — о том, как могла бы выглядеть ядерная конфронтация между НАТО и Восточным блоком.

Скорсезе

Мэтр Нового Голливуда под конец 2019 года сделался главным противником фильмов Marvel Studios, объявив, что это не кино. «Это другой опыт. Это не кино. Это что-то другое. Нравится вам или нет, это что-то другое. Мы не должны позволить этому захватить нас», — заявил режиссер на Лондонском кинофестивале. Одни поспешили объявить Скорсезе ретроградом, другие — поднять его слова на знамя: мы-то знали, что все это чепуха, вот и Мартин об этом говорит! На деле же Скорсезе не имел в виду ничего такого: просто хотелось бы, объяснял он потом, чтобы в кинотеатрах можно было показывать не только такие фильмы-аттракционы, которые, может быть, «другая форма кино или вообще новая форма искусства», а обычное кино. Но это уже не особо помогло.

Танос

Единственный запоминающийся злодей во франшизе — грустный фиолетовый здоровяк с лицом Джоша Бролина. Приверженец идеи, что существ во Вселенной развелось многовато, Танос решает эту проблему самым радикальным образом (жертвуя в процессе собственной дочкой) — уничтожением половины этих существ при помощи Камней Бесконечности.

Тор

Человек, который упал на Землю, — ну то есть не человек, а скандинавский бог, за дурной характер изгнанный Одином из Асгарда в Нью-Мексико. В итоге влюбляется в Натали Портман, пиво, джинсы и в целом в эту маленькую грязную планету и защищает ее — сначала от своего сводного брата Локи, а затем и много от кого еще. Пример довольно нелепого персонажа, который в рамках MCU все равно сработал — заодно сделав звездой малоизвестного на момент первого фильма австралийца Криса Хемсворта.

Телевидение

Медиум, с которым Marvel Studios находится в сложных отношениях. С одной стороны, с сериалами у них как-то все время не клеилось: сделку с Netflix, по которой на стриминговом гиганте вышло 13 сезонов шести сериалов, в 2019 году прикрыли, бросив на полпути, сериалы на эфирных каналах — за исключением «Агентов Щ.И.Т.» — редко доживали до второго сезона, и в итоге само телевизионное отделение было решено свернуть. (С прошлого года сериалами занимается основной офис Marvel, и это заметно.) С другой, Файги сразу просек, что за сериальной структурой — будущее кино (в 2000-е, пока гремели такие же сериальные «Гарри Поттер» и «Властелин колец», это было сложно не заметить). И почти сразу начал нанимать в массовых количествах телевизионных людей — братьев Руссо («Сообщество»), Джосса Уидона («Баффи — истребительница вампиров») и других.

Файги, Кевин

Гений, стоящий за империей Marvel Studios, человек, заработавший «Диснею» все деньги мира, — как водится, скромный рыжеватый мужчина в кепке, который просто очень любит комиксы. В 1990-е Файги проходил стажировку у продюсера Лорен Доннер: та его сперва наняла как ассистента, а потом, во время работы над экранизациями «Людей Икс» и «Человека-паука», повысила до продюсера. «Как ходячая энциклопедия Marvel, тогда он был незаменим», — признавалась она. Обе франшизы тогда принадлежали Fox и Sony, но Файги горел идеей собственной киновселенной. В руках у Marvel оставались права на «Мстителей» — ими-то он и занялся. Никакого секрета: просто будучи гиком, а не киношником, он сразу понял, что изобретать колесо тут не нужно. «Все проблемы случаются из-за этого. Но вообще-то, если просто почитать комиксы, становится понятно, что в них и так уже есть нужная глубина», — рассказывал позже Файги.

Халк

В миру — ученый Брюс Беннер, который в результате неудачного эксперимента в критические моменты превращается в огромного зеленого монстра, крушащего все на своем пути.


Хронология

Еще один туманный концепт во вселенной Marvel, постоянно подвергающийся ревизии. Не пытайтесь понять: пока фанаты прикидывают, в каком порядке лучше смотреть фильмы, чтобы соответствовать официальному — или альтернативному — таймлайну, в «Агентах Щ.И.Т.» Землю взрывают (но потом вроде как все возвращают назад), в «Ванде/Вижн» действие происходит в сконструированной главной героиней своеобразной версии реальности, а в новом «Локи» задействована организация во главе с персонажем Оуэна Уилсона, которая как раз следит за тем, чтобы никто не валял дурака с таймлайнами — в чем видится некая самоирония.

Человек-паук 

Один из самых знаменитых персонажей Marvel, из-за юридических проволочек долгое время остававшийся за пределами киновселенной Marvel. Когда с Sony все-таки удалось договориться, громкого успеха не случилось: пока что уже третий за полтора десятка лет Человек-паук в исполнении Тома Холланда запомнился только репликой в «Первом мстителе: Противостоянии»: «А вы помните этот реально старый фильм „Звездные войны“?»

Человек-муравей

Marvel Studios — все-таки жесткая корпорация. Экранизацией истории появления одного из самых странных персонажей франшизы должен был заниматься британец Эдгар Райт («Очень крутые легавые», «Скотт Пилигрим против всех»), но в итоге дело не дошло даже до начала основных съемок — Райт ушел из «Человека-муравья» из-за «творческих разногласий» за три месяца до того, как на площадке первый раз произнесли «Мотор!». Что-то от него в фильме все-таки осталось: драка уменьшенных Пола Радда с Кори Столлом под внезапно заигравших из «айпода» The Cure — явно дело рук англичанина.

«Я есть Грут»

Фраза-мем — все, что произносит ходячее боевое дерево голосом Вина Дизеля в «Стражах галактики»: не единственное, но важное напоминание о том, что Marvel — это хоть и дорогостоящее, местами прилизанное, местами заумное, но все же развлечение категории «Б» — в самом хорошем смысле этого слова.

Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}