Миссис
Вулф
25 января 1882 года, то есть ровно 140 лет назад, родилась Вирджиния Вулф — писательница, без которой нельзя представить ни историю модернизма, ни историю феминистского движения, ни историю моды. Лучший способ полюбить ее, кроме как прочитать ее книги, — это посмотреть фильмы о ней самой и по ее романам.
«Орландо»
Режиссер Салли Поттер, 1992
Экранизация романа Вулф «Орландо», с которой началась большая слава Тильды Суинтон (до «Орландо» она была известна работой с авангардистом Дереком Джерменом). Совершенно неудивительно, впрочем, что главная роль пришлась актрисе впору — персонаж Вулф, первую часть своей 350-летней жизни проведший мужчиной, вторую — женщиной — это, в общем-то, продолжение совместных работ Джармена и Суинтон, которая сказала, что играла «в общем — человеческий дух». Моментальная классика квир-кино, по которой еще и можно изучать историю английской моды. О выдающейся работе художницы по костюмам «Орландо» Сэнди Пауэлл мы писали отдельно.
1
«Миссис
Дэллоуэй»
2
Режиссер Марлин Горрис, 1997
Классическая экранизация самого известного романа Вулф про один день из жизни светской дамы в послевоенном Лондоне — опус магнум Вулф, в котором максимально ярко проявился ее стиль. Фильм писался и собирался под исполнительницу главной роли великую Ванессу Редгрейв. Она же настояла и на выборе режиссера — и аккуратная костюмная драма получила политический контекст. «Миссис Дэллоуэй» поставила Марлин Горрис, героиня феминистского кино, которая за год до съемок «Дэллоуэй» получила «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» за «Антонию» — сказочную историю о матриархальной коммуне в Голландии.
«Часы»
Режиссер Стивен Долдри, 2002
Экранизация романа одноименного романа Майкла Каннингема, благодаря которой о том, кто такая Вирджиния Вулф, узнали все (писательнице до сих пор приписывают цитаты из фильма). История о трех женщинах, первая — это сама Вирджиния Вулф, которая садится писать роман «Миссис Дэллоуэй» (за эту роль Николь Кидман получила свой пока единственный «Оскар»), вторая — садится его читать (Джулианна Мур в роли домохозяйки «атомного века»), третья — готовится его прожить (Мерил Стрип в нашем времени). Магистральные темы — связь времен, нереализованная гомосексуальность и вечная женская несвобода. Большой постмодернистский поклон писательнице.
3
«Жизнь в квадратах»
Создатель Симон Кайзер да Сильва, 2015
4
Мини-сериал BBC об участниках группы Блумсбери, куда помимо Вулф с мужем среди прочих входили писатель Эдвард Морган Форстер, философ Бертран Рассел и художник Дункан Грант — в общем, весь цвет английского модернизма. Участники Блумсбери, которых, разумеется, связывали непростые личные отношения, были пионерами и нового искусства, и нового образа жизни — бой с пуританской моралью викторианской Англии и классическими романами вроде «Саги о Форсайтах» шел не на жизнь, а на смерть. Сериал BBC назван по афоризму писательницы и известной язвы Дороти Паркер, которая как-то сказала, что участники Блумсбери «жили в квадратах, рисовали в кружках, любили в треугольниках». В роли Вулф — Кэтрин Маккормак, в роли Гранта — Джеймс Нортон.
«Вита и Вирджиния»
5
Режиссер Чания Баттон, 2018
Фильм о романе Вулф и писательницы и журналистки Виты Сэквилл-Уэст, которая для Вулф стала олицетворением современной женщины. Сценарий «Виты и Вирджинии» написала великая британская актриса Айлин Эткинс, которая вместе с Джуди Денч и Мэгги Смит в конце 50-х захватила английскую театральную сцену, а впоследствии успела поработать над большинством экранизаций Вулф. «Виту и Вирджинию» Эткинс написала для себя, моноспектакль с успехом шел в Англии и США, она играла в экранизациях «Комнаты с видом», написала сценарий для «Миссис Дэллоуэй» с Ванессой Редгрейв, а в 2002 году появилась с камео в «Часах» Стивена Долдри — там она продавала цветы Мерил Стрип, которая играла современную версию миссис Дэллоуэй. В экранизации «Виты и Вирджинии» главные роли сыграли Джемма Артертон и Элизабет Дебики.