Свобода, мода и осознанность Вирджинии Вулф
Вирджиния Вулф — главная феминисткая героиня литературы модернизма и икона стиля своего времени. The Blueprint вспоминает образ (и образ жизни) писательницы, ставший квинтессенцией целой эпохи.
Первыми к празднованиям подключились модный дом FENDI и его дизайнер Ким Джонс, который не раз называл Вулф своей музой. Ей была посвящена его дебютная коллекция для дома, показанная во Дворце Броньяр в Париже. Теперь совместно с фотографом Николаем фон Бисмарком он выпускает книгу The Fendi Set, посвященную коллекции, своей работе, и жизни Вирджинии. Предисловие написала актриса Тильда Суинтон — также поклонница Вулф и исполнительница главной роли в самой известной экранизации Вулф, «Орландо» Салли Поттер.
История Вирджинии Вулф настолько запутана и наполнена именами, событиями, фактами, что сложно продраться даже через банальную статью в «Википедии». Скорее всего, захочется бросить ее уже на этапе детства Аделины Вирджинии Стивен, в котором в тугой клубок закручены трагедии, сексуальное насилие, смерть матери, отношения с сестрами и братьями. Но быстро становится понятно, что физическая красота была очень важна для Вулф с детства: ее мать, Джулия Джексон (во втором замужестве Стивен), работала моделью для художников-прерафаэлитов, и все, включая саму писательницу, отмечали ее необычную, хрупкую до эфемерности внешность. За эту нежную красоту и склонность к филантропии вплоть до самопожертвования Джулию сравнивали с девой Марией. Смерть матери от гриппа стала первым потрясением для Вирджинии, которой тогда было 13 лет, и привело к началу первой ее депрессии. В наше время у Вулф, скорее всего, диагностировали бы биполярное расстройство, но в то время болезнь, с которой она прожила почти всю сознательную жизнь, описывали предельно просто: «сошла с ума».
Джулия Джексон
Вулф облагодетельствовала будущих биографов, оставив многие тома дневников — она вела их с перерывами с 15 лет — и органично вплетая детали собственной жизни во все свои работы. Благодаря ее личным записям можно проследить структуру мысли Вулф, пытающейся осознать свое место в стремительно меняющейся культуре. В 1902 году двадцатилетняя Вирджиния пишет в дневнике, что видит свою судьбу в писательстве; два года спустя, когда умирает ее отец, оставшаяся семья Стивенов переезжает из аристократического лондонского района Кенсингтон в богемный и пока еще дешевый Блумсбери.
Именно в этот период, начиная с 1904 года, начинает формироваться так называемая группа Блумсбери — элитарный литературный клуб по интересам, куда входят молодые интеллектуалы, увлекающиеся исследованиями собственной сексуальности и проповедующие гедонизм. Негласные лидеры группы — Вирджиния и ее старшая сестра Ванесса, художница, которая в 1907 году выйдет замуж за еще одного важного члена группы, известного арт-критика Клайва Белла. Идеология компании по нынешним временам выглядит довольно тривиально, но для своего времени она служила камнем эстетического преткновения: ее основатели и примкнувшие были воспитаны в викторианском обществе, которое не предполагало ни сексуальной свободы, ни женских прав.
Вирджиния Вулф с сестрой Ванессой
Ванесса Белл
Одним из видных фигурантов группы стал Леонард Вулф — близкий приятель брата Вирджинии, Тоби, обративший внимание на сестер Стивен еще в 1900 году. К моменту повторного знакомства Леонарда с Вирджинией в 1909 году Тоби, один из основателей группы Блумсбери, успел умереть от брюшного тифа — и Вирджиния, глубоко любившая брата, всерьез восприняла ухаживания его друга. Над предложением о вступлении в брак она думала три года, то отклоняя, то принимая, но в результате пара поженилась в августе 1912-го. Супруги оставались близки до конца — об этом свидетельствуют как многочисленные записи в дневниках Вулф, так и ее предсмертная записка, обращенная к мужу.
Нонконформизм супругов Вулф и группы Блумсбери, задававшей тон английской интеллектуальной тусовке начала века, стал вместе с происхождением их входным билетом в самые модные круги. Вирджиния Вулф становится постоянным автором британского Vogue, а в 1924 году появляется на его страницах уже в качестве героини — в нарочито старомодном платье своей матери, которое ей велико. К тому моменту Вулф уже опубликовала три романа, множество рассказов и эссе, давала лекции и числилась одной из важных писательниц поколения.
Несмотря на свой подчеркнуто современный образ жизни, в быту писательница предпочитала викторианские наряды — платья в пол, шляпки (как на знаменитой фотографии с собственной помолвки), цветочный принт и зачесанные в пучок волосы. «Моя любовь к одежде меня живо интересует, — пишет Вулф в дневнике в 1925 году. — Только это не совсем любовь, а что именно — мне лишь предстоит узнать». И дальше идет пассаж, который отлично рифмуется с сегодняшней повесткой. «Мне хочется понять степень осознанности людей в разных сферах: осознанность вечеринок, осознанность в выборе одежды. Это очень сложно, я всегда возвращаюсь к этой теме, но сама не могу сформулировать, что я имею в виду». В том же году выходит роман «Миссис Дэллоуэй», где через наряды заглавной героини во многом передается ее характер и переживания.
Вирджиния и Леонард Вулф
Вместе с Вирджинией регулярной фигуранткой Vogue становится и ее возлюбленная и соратница Вита Сэквелл-Уэст — аристократка и писательница, одинаково сильно увлеченная литературой, садовым дизайном и прекрасными современниками обоих полов. Сексуальная свобода была важной частью негласного устава группы Блумсбери, и отношения внутри нее были открытыми — романы Вулф никак не ухудшали ее отношения с мужем. Вита, знакомство Вулф с которой состоялось в 1922 году, сильно повлияла и на творчество, и на благополучие Вирджинии: она постоянно поддерживала любимую как морально, так и финансово, организовав, например, публикацию своих (успешных) книг в издательстве супругов Вулф Hogarth Press, когда то переживало тяжелые времена.
Взамен Вирджиния Вулф фактически подарила ей свою самую знаменитую работу, роман «Орландо»: андрогинный главный герой/героиня, списанный с Виты, путешествует во времени в течение трехсот лет, меняя пол и облик. Сын Сэквелл-Уэст, Найджел Николсон, позже отзовется об «Орландо» как о «самом длинном и обаятельном любовном письме в истории литературы». В одном из дневников Вулф пишет, что видит свое предназначение в том, чтобы «описать собственный пол» — идея революционная не только в первой трети ХХ века, но и сейчас. Влияние Вулф на феминизм и современную жизнь в целом трудно переоценить — она не просто стала полноценным женским голосом в литературе, но и оказалась провозвестницей необратимых изменений: согласно ее философии, роль женщины не определяется длиной ее нарядов и волос, а соответствует лишь ее личным желаниям.
Вита Сэквелл-Уэст
«Орландо», 1992
Несмотря на исключительную полноту жизни — или благодаря ей, — депрессия постоянно, постепенно брала верх над стальной волей и стойкостью Вулф. К началу 1941 года на нее навалилось одновременно все: ее истощила работа над последним романом «Между актами», биографию художника Рождера Фрая, которую она выпустила в 1940-м, плохо приняли критики, а война подступала все ближе — лондонские дома четы Вулф были разбомблены. К весне 1941 года она уже не могла работать. «В этот раз я не поправлюсь», — написала Вулф в своей предсмертной записке, обращенной к мужу. И последнее действие писательницы — набить карманы пальто камнями и утопиться в реке — поставило символичную и печальную точку в отношениях между Вирджинией Вульф и обществом. Она проиграла болезни, но даже выбор между жизнью и смертью попыталась сохранить лишь за собой — так, как смогла.