На своем горбу

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
Сегодня в Большом театре — премьера «Конька-горбунка» Родиона Щедрина в постановке Максима Петрова. Худрук «Урал Балета», лауреат «Золотой маски» 2021 за спектакль «Русские тупики-II» получил карт-бланш на постановку в главном театре страны — и выбрал старую сказку. Художницу он привел с собой — две работы Юлианы Лайковой в Екатеринбурге стали событиями последних лет. The Blueprint побывал на генпрогоне, а Анна Гордеева вспомнила сценическую историю «Конька-горбунка» и поговорила с хореографом и художницей о том, какой они видят сказку Ершова.
«За горами, за лесами, за широкими морями»
Впервые этот диковинный (The little humpbacked horse привычно транслируют переводчики на английский язык, horse with osteochondrosis — давно гуляет музыкантская шуточка) персонаж авторской сказки Петра Ершова появился на балетной сцене еще в 1864 году. Компания отечественных балетоманов, постоянно тусовавшаяся в Мариинском театре, убедила французского хореографа Артюра Сен-Леона, на тот момент главного балетмейстера империи, поставить первый в его жизни балет на русский сюжет. Композитору Цезарю Пуни была заказана музыка, и приключения Ивана-дурака и Царь-девицы попали на балетную сцену. Никакого Царя (тем более такого глупого), конечно, быть не могло — его заместил киргизский Хан. Артисту, игравшему собственно Конька, приходилось «скакать, прыгать и вечно топтаться на одном месте, подражая лошади», как отмечала «Петербургская газета», — а еще он вовсю скалился, стараясь быть похожим на коня. Артюр Сен-Леон, мастер роскошных дивертисментов, практически дивертисмент из «Конька-горбунка» и сделал: в последнем действии шли танцы 22 народов, населяющих Россию. Спектакль имел успех у публики, был высмеян Некрасовым, его часто ставили в афишу, его переставил, подписав своим именем, Мариус Петипа, и балерины полвека подряд с удовольствием исполняли главную роль. Царь-девицами, кроме милой сердцу Сен-Леона Марфы Муравьевой, побывали Матильда Кшесинская, Пьерина Леньяни, Тамара Карсавина и другие звезды петербуржского балета. В последний раз спектакль на основе этой версии был возобновлен в Мариинке в 1963 году — то есть «Конек-горбунок» проскакал век подряд.


«Конек-Горбунок», 1963

«Конек-Горбунок», 2009
«Конек-Горбунок», 2009
Но в 1960-м в Москве родился совершенно другой Конек — по заказу Большого театра молодой композитор Родион Щедрин сочинил новую партитуру. Ставил спектакль Александр Радунский, одной из Царь-девиц была Майя Плисецкая — и знакомство на репетициях увенчалось свадьбой, а законченную работу Щедрин посвятил именно Майе. С тех пор именно этот «Конек» полетел по России — и одной из лучших постановок стала версия Алексея Ратманского, выпущенная в Мариинском театре в 2009 году. Теперь свою версию в Большом театре предлагает бывший артист Мариинки, ныне худрук екатеринбургского балета Максим Петров.
«Стало в третий раз смеркаться — надо младшему сбираться»
«Меня позвали сделать спектакль в Большом, и я думал, что предложить театру, — говорит Максим Петров. — Было три названия, но я хотел и надеялся, что театр выберет именно “Конька-горбунка” Щедрина, так и получилось. Это идея, которую я принес в театр». Петров хорошо знает музыку Щедрина — он одиннадцать лет танцевал в спектакле Ратманского в Мариинском театре. Но когда он взглянул на партитуру попристальнее, выяснилось, что этой музыки слишком много. «Четыре акта, два часа сорок минут музыки. В Мариинском театре при этом было около половины. Мы убрали некоторые вещи — например, музыкальный антракт, который, вероятно, в 1960 году был нужен для перемен гигантских декораций. Нам он не нужен — мы все делаем открытым способом (не закрывая занавес. — Прим. The Blueprint). Еще мы сделали незначительные перемены, один или два номера поменяли местами, убрали несколько вставных танцев, но в целом по сюжету все номера сохранились. Есть и поле, и ярмарка, и палата царя, и место, где живут жар-птицы. И в сюжете мы почти не отступали от Ершова. Одно из немногих отличий — мы объединили Царь-девицу и Жар-птицу в одного персонажа, так сюжет лучше склеивается и, главное, на это наталкивала музыка. Ведь Царь-девица живет среди жар-птиц на Серебряной горе, и плодить персонажей ради нескольких появлений нам показалось неправильным — а так получился новый персонаж, девушка-птица, почти Царевна Лебедь. Еще у нас появились второстепенные персонажи, которых нет у Ершова, например, Ключница, главный человек после Спальника во дворце царя».



«Все с цветными кушаками
и сафьянными бичами»
Оформлять спектакль Максим Петров позвал Юлиану Лайкову — художника-постановщика, что уже делала в Екатеринбурге «Сказки Перро» с ним самим и молодыми хореографами труппы, а также совсем недавно «Каменный цветок» с Антоном Пимоновым. До «Сказок Перро» Максим и Юлиана не были знакомы — тогда, задумавшись о том, кого позвать на работу, Петров вместе с Богданом Корольком (помощник Петрова в «Урал Балете», соавтор сценария и ассистент постановщиков в «Коньке-горбунке». — Прим. The Blueprint) шерстили behance, пока не обнаружили там работы Лайковой. «Когда Максим позвал меня на “Конька”, я обрадовалась, потому что мне просто нравится работать в этой команде, — говорит Юлиана. — Но еще я была рада по личным причинам: это первая сказка, которую я в детстве прочитала самостоятельно. То есть не мне читали вслух, а я взяла книгу и сама открывала для себя чудеса».
Постановщикам нужно было решить, сколько мест действия будет в «Коньке-горбунке». (В «Сказках Перро» декорация была едина — волшебный вязанный из ниток лес, в «Каменном цветке» на сцене царствовала гигантская гора, которая могла раздвигаться, предъявляя сияющее магмой нутро). «Одна из главных задач, конечно, придумать образ спектакля, — говорит Лайкова. — Исходное событие “Конька-горбунка” — поле, где живет Иван с семьей. Это поле потоптали. Мы начали думать, а кто действительно потоптал поле? И кажется, это Конек, который в сказку влетел. И стало понятно, что сама трава, пшеница, дает графику линий. Как эту линейность можно провести дальше? Стежок вышивки очень похож на смятую траву. А если стежок неаккуратный, то это просто то самое поле, с которого можно начинать сказку. Всю визуальную часть пронизывает вышивка. Мы вышиваем, прошиваем и расшиваем спектакль дальше».
«На земле и под землей
он товарищ будет твой»
«В нашем случае Конек-горбунок — путешественник по мирам, — говорит Максим Петров. — И поле, в котором живет Иван с семьей, — это его очередная остановка, куда он прилетает вместе со своими товарищами — конями. У нас нет Кобылицы (которая собственно топтала посевы семьи и которую ловил Иван в сказке Ершова; в оригинале именно она принесла ему двух драгоценных коней и этого самого Конька. — Прим. The Blueprint). Конек знакомится с Иваном, выбирает его в спутники и показывает разные миры, открывая для него волшебство». На реплику: «Доктор Кто?» — хореограф молчит и улыбается.
«Конек — это такой персонаж, благодаря которому в сказке начинаются чудеса», — говорит Юлиана Лайкова. «У нас Конек-горбунок не теряется в повествовании, — продолжает Максим Петров. — Часто в спектаклях все внимание достается Ивану, а Конек куда-то постоянно исчезает, про него забывают. В нашем спектакле персонаж от начала до конца находится на сцене, он проводник в этом мире для Ивана».



«Старший умный был детина, средний сын и так и сяк, младший вовсе был...»
«Иван, может быть, глупый, но он не дурак, — говорит Максим Петров. — Нет, даже не глупый. Наивный, малоопытный, но не дурак». «Вот представьте, живет он на этом поле, — снова вступает в разговор Юлиана Лайкова. — Что он видит каждый день? Он выходит из дому, видит поле, звезды. Это все, что он может себе представить в этом мире. И вдруг появляется Конек, который ему открывает новые миры. И вот эта наивность, которая делает его взрослее и дает ему возможность увидеть чудеса, мне кажется, его меняет и превращает из наивного парня в зрелого в человека». «В человека, который проходит испытание, — подхватывает Максим Петров. — Для нас главным было, почему Конек выбирает Ивана. Потому что Иван готов видеть другое. Иван другой и Конек другой. Поэтому они встретились в этом мире».
Афиши Большого театра на следующий сезон еще нет. Но, вероятно, следующая серия «Коньков-горбунков» будет в ноябре-декабре этого года — потому что в ноябре исполняется сто лет со дня рождения Майи Плисецкой, а в декабре день рождения у Родиона Щедрина.
Оператор: Василий Нефедкин
Продюсер: Вика Слащук