Изменить
положение
женщины
В честь Международного дня солидарности трудящихся женщин самое время вспомнить первую в истории женщину-министра, революционерку и писательницу Александру Коллонтай. И если политическая деятельность Коллонтай, члена РСДРП(б) с 1915 года, предполагает диаметрально разные оценки, то ее участие в борьбе за женские права — нет. Коллонтай на протяжении всей своей общественной карьеры системно боролась с проституцией, репродуктивным и физическим насилием по отношению к женщинам и требовала для них равных с мужчинами прав. The Blueprint перечитал ее программные статьи, посвященные женскому вопросу, и выяснил, много ли с тех пор изменилось. Спойлер: не очень.
Об эмансипированных
женщинах
Кто же такие эти новые женщины? Это не «чистые», милые девушки, роман которых обрывался с благополучным замужеством, это и не жены, страдающие от измены мужа или сами повинные в адюльтере, это и не старые девы, оплакивающие неудачную любовь своей юности, это и не «жрицы любви», жертвы печальных условий жизни или собственной «порочной» натуры. Нет, это какой-то новый, «пятый» тип героинь, незнакомый ранее, героинь с самостоятельными запросами на жизнь, героинь, утверждающих свою личность, героинь, протестующих против всестороннего порабощения женщины в государстве, в семье, в обществе, героинь, борющихся за свои права как представительницы пола.
Самодисциплина вместо эмоциональности, уменье дорожить своей свободой и независимостью вместо покорности и безличности; утверждение своей индивидуальности вместо наивного старания вобрать и отразить чужой облик «любимого», предъявление своих прав на «земные» радости вместо лицемерного ношения маски непорочности, наконец, отведение любовным переживаниям подчиненного места в жизни.
О слатшейминге
Личность мужчины при произнесении над ним общественного приговора заранее абстрагируется от поступков, связанных с половой сферой. Личность женщины расценивается в тесной связи с ее половой жизнью. Такого рода оценка вытекает из той роли, которую женщина играла в течение веков, и лишь медленно, лишь постепенно совершается или, вернее, намечается переоценка ценностей и в этой существенной сфере.
Об участии женщин в политической жизни
К воззрениям, которым давно место в архиве, принадлежит и мнение, что у женщины отсутствуют понимание и «зрелость» для политической жизни. Участие в политической жизни требует только здравого смысла, практического ума, сознания собственных интересов и их неразрывной связи с общественным благом. Политическую и экономическую опытность женщина получит не за печкой.
Про традиционную романтику в жизни женщины
Все современное воспитание женщины направлено на то, чтобы замкнуть ее жизнь в любовных эмоциях. Отсюда эти «разбитые сердца», эти поникшие от первого бурного ветра женские образы. Надо распахнуть перед женщиной широкие врата всесторонней жизни, надо закалить ее сердце, надо бронировать ее волю. Пора научить женщину брать любовь не как основу жизни, а лишь как ступень, как способ выявить свое истинное «я».
Про необходимость партнерских отношений
Сейчас любовь — либо трагедия, раздирающая душу, либо пошлый водевиль. Надо вывести человечество из этого тупика, надо научить людей красивым, ясным и не обременяющим переживаниям. Только пройдя школу эротической дружбы, сделается психика человека способной воспринять «великую любовь», очищенную от ее темных сторон.
Мы претендуем всегда на своего любовного «контрагента» целиком и «без раздела», а сами не умеем соблюдать простейшей формулы любви: отнестись с величайшей бережливостью к душе другого. К этой формуле постепенно приучат нас новые, намечающиеся уже между полами отношения, основанные на двух непривычных для нас началах: полной свободе, равенстве — и истинной товарищеской солидарности.
Про разницу в отношении к
мужчине и женщине
Женщине буржуазное общество все еще не прощает, если ее выбор носит чересчур «индивидуальный характер». Это своего рода атавизм: по унаследованной от родового быта традиции это общество все еще хочет, чтобы женщина считалась в своем выборе с чинами и рангами, с предписаниями семьи и ее интересами. Оно не умеет выделить женщину из семейной ячейки и рассматривать ее как самодовлеющую личность, вне замкнутого круга домашних добродетелей и обязанностей.
Фрагмент афиши спектакля «Александр_а»,
Вика Привалова
О требовательности к мужчине
Другой типичной чертой современной женщины является ее повышенная требовательность к мужчине. Женщина прошлого была веками приучена к небрежному отношению к себе, к ее маленькому бедному духовному миру, со стороны ее властелина и бога. Она мирилась и со снисходительными улыбками мужчины над ее женскими слабостями и горестями, с невниманием к тому, что она думает, что переживает. Разве не удивляются и теперь мужчины, когда узнают, что лишь редкие из них умеют прислушаться к женщине даже в минуты интимнейших переживаний? Современная женщина становится требовательной, она желает и ищет бережного отношения к своей личности, к своей душе. Она требует уважения к своему «я». Деспотизма она не выносит.
О новой этике
Трагизм современного человечества заключается не только в том, что на наших глазах совершается ломка привычных форм общения между полами и принципов, их регулирующих, но еще и в том, что из глубоких и социальных низин подымаются непривычные, свежие ароматы новых жизненных устремлений, отравляющих душу современного человека тоскою по идеалам еще сейчас неосуществимого будущего.
Об общем
положении дел
Для того чтобы изменить любое общество, достаточно изменить положение женщины.
Фрагмент афиши спектакля «Александр_а»,
Вика Привалова