Blueprint
T

Памяти Пьера Лакотта 

Катерина Новикова 

В ночь на 10 апреля 2023 года из жизни ушел Пьер Лакотт — выдающийся французский хореограф, прославившийся в первую очередь своими реконструкциями старинных балетов. В репертуар мировых театров он вернул многие, казалось, навсегда забытые постановки, в том числе «Дочь фараона» и «Марко Спада» — на сцену Большого. Глава пресс-службы Большого театра Катерина Новикова — о верном защитнике классического танца.

ьер родился в 1932 году в состоятельной семье, не занимавшейся профессионально искусством, но любившей театр. Он вспоминал, как в первый раз маленьким мальчиком отправился с родителями в Опера и как был поражен видом мамы в роскошном длинном вечернем платье. Давали «Жизель». В антракте он не хотел выходить в фойе — боялся что-то пропустить. Спектакль этот произвел на него сильнейшее впечатление. Много дней потом он складывал у себя в саду могильные холмики Жизели и всем девчонкам норовил растрепать волосы, как в сцене сумасшествия. Сразу понял, что хочет заниматься только этим искусством, и сам нашел рекламу балетной школы Опера в журнале мод, по выкройкам из которого их домашняя портниха шила наряды. Добился своего — его отдали заниматься балетом к частному педагогу, а затем он поступил в школу Опера. Ему повезло с педагогами, а им с Пьером. Он был хорошо сложен, музыкален, скоординирован и жил только балетом — кстати, до конца своих дней. Его педагогами были Густав Рико, Карлотта Замбелли и Любовь Егорова — так в его жизнь по прямой пришло знание французской, итальянской и русской балетных традиций. Прекрасные данные привели его сразу по окончании школы в труппу Парижской оперы. Он танцевал в балетах Сергея Лифаря, вспоминал, как приехал Баланчин ставить «Хрустальный дворец» и не хотел делать репетиции открытыми. Тогда Пьер со своими молодыми коллегами забрался на крышу, через окна которой был виден балетный зал. Баланчин их заметил — ужаснулся и, конечно, пустил всех немедленно на репетиции.


Но несмотря на сольные партии и быстрое продвижение по карьерной лестнице, Пьер не хотел ограничить этим свою творческую судьбу. Подобно своим старшим компатриотам — Ролану Пети и Морису Бежару — он решил создать собственную балетную компанию «Балеты Эйфелевой башни». Тогда его увлекали современные веяния: он сочинял на музыку Сидни Бишета и Шарля Азнавура. Покинув свою альма матер, отправился за океан, в Нью-Йорк, — во многом для того, чтобы заниматься модерном и джазом. Вернувшись, поставил успешный балет Such sweet thunder на музыку Дюка Эллингтона.


В 1963 году он возглавил Национальный балет музыкальной молодежи Франции. Осуществил для них несколько новых работ. Звездой этой труппы была Гилен Тесмар. Она стала его любовью, музой, вдохновительницей, верной подругой на все последующие годы жизни. С ней он создал, наверное, самое главное свое произведение — балет «Сильфида» на музыку Шнейцхоффера. Он стал Рубиконом в его судьбе. Многие обстоятельства привели к тому, что Пьер Лакотт решил заняться реконструкциями. Подвигла его на это и бывшая балерина Императорских театров, любимый педагог — Любовь Егорова. Она была ученицей Иогансона, а Иогансон был последним партнером Марии Тальони. И это она сказала Лакотту: «Вы молоды и прекрасны, но если вы хотите менять и переделывать все то, что я с такими усилиями вложила в вас, — лучше скажите сразу, и тогда нам не стоит больше заниматься». И Пьер пообещал ей защищать искусство классического танца. Собственно, это он и делал беззаветно в течение всех последующих лет. Он создал свои редакции многих старинных балетов — «Коппелии», «Пахиты», «Натали, или Швейцарской молочницы», «Дочери Дуная». Для Большого театра воссоздал грандиозный ранний спектакль Петипа «Дочь фараона». Для французского телевидения реконструировал балет «Краковянка (Цыганка)». Иными словами, возвращал миру забытые шедевры Петипа, Сен-Леона, Мазилье. Его балеты шли во Франции, Германии, Японии, Австрии, Аргентине.


Он часто бывал в России, сотрудничал с Кировским/Мариинским театром, с Кремлевским балетом, с Новосибирским театром, с Театром имени Станиславского и Немировича-Данченко. Оказался очень важной фигурой в истории Большого театра. В свое время «Дочь фараона» ознаменовала новый творческий взлет в жизни Большого, фактически начавшего этой постановкой свой балетный путь в ХХI веке. Не случайно Лакотт был приглашен поставить вальс в Гала-концерте в честь открытия после реконструкции Исторической сцены. Он стал единственным хореографом, создавшим тогда, в 2011 году, оригинальный номер, а спустя год осуществил для Большого постановку балета «Марко Спада». В свое время, когда Лакотт собирался возрождать этот шедевр Мазилье для оперного театра в Риме, он не думал занимать в главной партии Рудольфа Нуреева. Просто поделился с ним как-то в кафе своими планами. Рудольф спросил его: «А кто в главной роли?» — «Я еще не решил», — ответил Лакотт. «Я буду в главной роли», — сказал Рудольф.


Пьер возражал: ты занят, тебя никогда нет. С тобой невозможно репетировать.


Тогда Рудольф взял фломастер и прямо на бумажной салфетке дал Пьеру расписку в том, что он обязуется быть в театре в течение всего репетиционного процесса. И он сдержал свое слово. Из-за этого союза центральная партия в спектакле и получилась такой сложной. Пьер и сам любил прихотливые вариации, мелкую технику, прыжки и вращения, но Рудольфу все было мало. Он требовал: давай еще!


«Дочь фараона» со Светланой Захаровой и Сергеем Филиным в главных ролях и «Марко Спада» с Дэвидом Холбергом и Евгенией Образцовой Большой театр транслировал на весь мир и выпустил на дисках. Правда, после того как Холберг получил травму и в Большом театре сменилось руководство, десять лет этот балет труппа не танцевала. Удивительные повороты судьбы — «Марко Спада» возвращается на сцену Большого театра 14 июня 2023 года, в год 85-летия Рудольфа Нуреева и в год кончины Пьера Лакотта.


Пьер знал об этом проекте и был счастлив. Он ждал лета — премьеры «Марко Спада» в Большом — и ждал следующего сезона, когда его авторское сочинение — трехактный балет по Стендалю «Красное и черное» на музыку Жюля Массне вернется на сцену Парижской оперы. Этот балет стал его лебединой песней — он создал его в год своего 90-летия, поставив не только танцы, но и придумав все декорации и костюмы.


Пьер учился в годы войны и видел наш мир в самые разные эпохи. Новая этика и современный миропорядок не были ему близки. Но, что бы ни происходило во вселенной, главной точкой притяжения для него всегда был театр. Красоту классического танца он чувствовал всем своим естеством, и все его усилия были направлены на прославление этого вида искусства.


В качестве постскриптума надо добавить, что Пьер Лакотт в свое время приобрел архив Марии Тальони. Во время пандемии он закончил книгу об этой выдающейся балерине, доказавшей, что танец равновелик музыке, живописи и поэзии.


П

Катерина Новикова  • есть тема

Катерина Новикова  • есть тема

Катерина Новикова и Пьер Лакотт

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}