Blueprint
T

Суздаль-миллениум

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

С 17 по 25 августа в Суздале пройдет ежегодный театральный фестиваль «Сенокос», который на этот раз приурочен к 1000-летнему юбилею города. The Blueprint составил подробный гид по фестивалю, вооружившись скандинавскими сагами и берестяными грамотами.

«Сенокосу» всего три года, но за это время суздальский фестиваль успел превратиться из локального мероприятия, посвященного современной драматургии, в масштабный праздник театрального искусства. «Сенокос» 2022 был посвящен «Лебединому озеру», «Сенокос» 2023 — Шекспиру. Теглайн фестиваля в 2024 году — «1000 лет за 10 дней»: миллениум города-заповедника будет праздноваться с помпой. Вокальное путешествие по городу, исследование насилия, пластический перформанс об орнаментах наличников, спектакль по дневнику подростка, жившего в Суздале сто лет назад, а еще застолье, Сергей Есенин и Александр Лаэртский — в нашем гиде.

01

наводите на изображение, чтобы узнать подробнее

«ВОКАЛЬНЫЙ КРУГ. СУЗДАЛЬ»

17, 24 августа  ·  МИРА Центр

В 2020 году в рамках творческой лаборатории «Человек Мира» был создан проект «7 песен о Боге». Фольклорный ансамбль «Комонь» под аккомпанемент арфы, перкуссии и флейты связал православную, индейскую, индуистскую, буддистскую и другие религиозные музыкальные традиции друг с другом. Спустя четыре года «МИРА Центр», стоящий за фестивалем «Сенокос», подготовил новую звуковую программу — коллективную вокальную практику «Вокальный круг. Суздаль». По задумке авторов-ведущих (композитора, музыкального терапевта Саши Виноградовой и музыканта Русины Лекух совместное пение вплетет историю каждого человека, участвующего в проекте, в историю места. Так личный опыт становится коллективным —
как и на протяжении всей многовековой истории Суздаля: от Сюргисдалара, как называли город в исландских сагах,
до Золотого кольца. Вместе по Стромынской дороге пройти значительно проще.

02

«ВО ДВОРЕ МИРА»

17, 18, 24, 25 августа · Ул. Лебедева, 2

Более полувека назад театральный режиссер из Рио-де-Жанейро, основатель Театра угнетенных Аугусту Боал решил сделать публику активным участником представления. Таким образом театр должен был избавиться от своей авторитарной сущности (тема для Боала болезненная — в 1971 году после ареста и пыток его выслали из Бразилии в Аргентину). Позже он разработал форум-театр — это когда актер предлагает на обсуждение некоторую проблему, а затем зрители ищут к ней свои собственные решения. «Во дворе мира» Полины Шахтовой — это тот самый форум-спектакль, в котором художественный прием смешан с коммуникативным инструментом. Грань между сценой и зрительным залом стирается, четвертая стена отсутствует в принципе. Сюжеты Шатохиной одновременно нишевы и объемлют большое количество вопросов: от индивидуальных конфликтов до городских или даже межгосударственных отношений. Основная тема: соседство — доброе и не очень, по лестничной клетке и в масштабах планеты. Хотя в 2024 году форум о добром соседстве от «МИРА Центра» звучит как сатирическая новость, может, и правда стоит наконец поговорить?

...каждую неделю по субботам МИРА центр проводит «Медиацию в МИРА», на которой члены команды рассказывают
о 1000-летии Суздаля, его культурном ландшафте, творческих резиденциях и планах МИРА на ближайшее время.


а еще (о МИРА)...

03

«СУЗДАЛЬСКА КОБЫЛЬ»

17, 18, 24, 25 августа  ·  Село Фомиха, Сельский театр

Как пел Александр Лаэртский, «На глазах у детей съели коня // Злые татары в шапках киргизских, <...> Дети хоронят останки коня, <...> Дети хоронят коня». В селе Фомиха Владимирской области, где многие годы проходили лаборатории «Человек Мира», а с 2020 года действует Сельский театр драмы и комедии, художественный руководитель фестиваля Дмитрий Мышкин поставит спектакль «Суздальска кобыль». Автор пьесы, уральский драматург Алексей Синяев, ученик Николая Коляды и Натальи Скороход, резидент Дома творчества Переделкино. Синяев вдохновился реальным захоронением коня в фундаменте и построил на этой основе «новую русскую быль о Льве, Розе и мертвой лошади». Платоновская по духу история рассказана Синяевым в манере былинных сказителей, постановка же добавляет к мрачной метафизической поэтике сценографическую иронию. В общем, все как у классика: «Средь сучьев из леса сиротливо стучит // По стволам деревянным птица тупая. // Имя ей Дятл и стуки его // Заглушают рыдания детских глаз».

04

05

«ИСКУССТВО|НАС|ИЛИ|Я»

17 августа · Село Фомиха, старый кемпинг

«Старый кемпинг в Фомихе» звучит словно локация из слэшера 80-х вроде «Пятницы 13-е», но в нашем случае это не баг, а фича. Режиссер Никита Марков пошел по стопам Милгрэма, Зимбардо и эксперимента «Третья волна», решив организовать перформанс о насилии и воле к власти. Больше исследование, чем спектакль, «Искусство|НАС|ИЛИ|Я» в самом своем названии предполагает участие аудитории. Ей, то есть нам, придется «пройти этот путь вместе через боль, отторжение, разочарование к принятию и совместному поиску решений». Проанализировать «разные стороны и истоки человеческой жестокости», осознать ее частью человеческой природы или, напротив, девиацией и исходя из этого бороться с ней, если это вообще возможно; кажется, Джейсону Вурхизу точно стоило бы сходить на такой тренинг. А потом сразу на форум-спектакль «Во дворе мира» — мало ведь излечить детские травмы, надо еще научиться ладить с окружающими.

«О ЧЕМ ГОВОРИТ НАЛИЧНИК»

18 августа · ГЭС на Нерли

«Орнамент — это музыка. Ряды его линий в чудеснейших и весьма тонких распределениях похожи на мелодию какой-то одной вечной песни перед мирозданием», как говаривал С.А. Есенин в эссе «Ключи Марии». Во как! Впрочем, даже если вы не любитель Есенина, интегрированная театральная студия «ИТС Круг» поможет вам взглянуть на орнаменты традиционных наличников по-новому. Пластический перформанс «прочитает» пять эскизов по типовым наличникам Суздаля как символы или поэтические знаки — автор «Ключей Марии» явно одобрил бы такой подход. Да и не только он: «ИТС Круг» вот уже тридцать лет разрабатывает инклюзивный пластический язык театра, ориентированный на людей с самым разным опытом и потребностями. Не белокаменными памятниками едиными — инклюзивная лаборатория исследует историю Суздаля именно через наличники, ритмически взаимодействующие с окружающей действительностью. В 30 километрах от Суздаля на бывшей Заполицкой гидроэлектростанции, законсервированной в форме кирпичных руин, Наталья Попова, руководитель «Круга», организует эмоциональную архитектурно-антропологическую встречу: иногда орнаменты способны сказать больше слов.

...до 31 августа весь Суздаль будет огромной площадкой для проекта «Суздаль. Портрет» знаменитой московской художницы Ирины Затуловской. Внутри художественной резиденции МИРА родился личный проект о суздальском genius loci — результаты можно увидеть как в выставочных пространствах «МИРА Центра» и Суздальского кремля, так и во многих других городских локациях.

а еще (о городе):


06

наводите на изображение, чтобы узнать подробнее

«МОНОЛОГИ О СУЗДАЛЕ И ПОВСЕДНЕВНОСТИ»

23, 24, 25 августа  ·  гЭС на Нерли

В музее Суздальского кремля выставлен необычный экспонат — выдержки из дневника 16-летней Веры Селезневой, жительницы Суздаля начала XX века. Например: «Встала, напилася чаю, убрала в комнате… <…> стали в карты играть, поужинали, легли спать» или так: «Встала, напилась чаю, пошла к обедне… <…> На ночь чёрного таракана под головы положила и легли спать». Драматург Виктория Костюкович скомпоновала эти музыкальные, наполненные усыпляющими бытовыми подробностями дневники в четыре монолога о контурах времени. А поставил их Дмитрий Волкострелов, в представлении не нуждающийся (все же напомним: основатель легендарного театра post, с 2020 по 2022 год худрук Центра имени Вс. Мейерхольда, двукратный лауреат «Золотой маски»). Это, конечно, не взрывная эмоция «Дневника Анны Франк», но эпоха, растворенная в штиле обыденного письма, свобода, пробивающаяся сквозь черточки-закорючки времени. Рутина не только поглощает — она проявляет ценное благодаря ярким диссонансам и контрастным образам.

07

«ПРАЗДНИК ПРАЗДНИКОВ»

24 августа · «МИРА Центр»

Под конец фестиваля участников ожидает очередное слово в партиципаторном искусстве — спектакль-застолье, в котором за одним столом «с эпичными тостами, трогательными разговорами, странноватыми песнями и заразительными танцами» соберут всех-всех-всех, кто придет 24 августа в «МИРА Центр». Сооснователь образовательного проекта most creative camp Даниил Филин и Алексей Смирнов организуют праздник для гостей Суздаля, который за 1000 лет успел принять множество самых разных визитеров: боярина Георгия Шимоновича, князя Юрия Долгорукого, казанских татар, в конце концов. Про условие «не разграблять историческое поселение» вроде бы ничего не сказано, но мед-пиво пить мы все же советуем с осторожностью — после спектакля «Суздальска кобыль» может возникнуть желание агрессивно покутить.

...до 18 августа на экспериментальной выставочной платформе «Ларец» работает выставка «Лига времени», посвященная созданной в 1923 году лиге «Время». Объединенные идеей преодоления времени, члены лиги — философы, художники и режиссеры — пытались им управлять. Коллекция МИРА, состоящая из книг, журналов, фотографий, графики, рассказывает историю бурных советских 1920-х.

а еще (о времени):

наводите на изображение, чтобы узнать подробнее

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}