Blueprint
T

Да всю правду доложи

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

В новом выпуске рубрики «Стиль в спектакле» — «Потерянное зеркальце» с Александром Гудковым и Александром Палем, Евгенией Борзых и Мусей Тотибадзе. 23 апреля спектакль режиссера Олега Глушкова и солиста группы СБПЧ Кирилла Иванова по сказке художника Павла Пепперштейна показывают в Ереване, 26-го — в Тель-Авиве (в планах также гастроли в США, Франции и Португалии). Рассказываем, как создавались костюмы трюмо и антракта, русалок-ныряльщиц и пластикового пакета.

«Сначала мы с Кириллом хотели обратиться к забытому формату из нашего детства и сделать аудиосказку, — вспоминает режиссер Олег Глушков. — Я, например, ребенком без конца слушал «Али-Бабу и сорок разбойников». Мы начали писать ее еще в локдаун и продолжили после. Потом записали наших друзей для аудиоверсии, ребята из СБПЧ сочинили песни. А потом Киря предложил сделать спектакль и понеслось». Над костюмами для звездного состава — в «Потерянном зеркальце» среди прочих играют Александр Гудков и Александр Паль, Евгения Борзых и Муся Тотибадзе — работали Маша Левина (в ее портфолио — спектакли для Современника, театра Практика и «Пространства Внутри») и Полина Гречко, которая много лет работала с Кириллом Серебренниковым в «Гоголь-Центре», а также сотрудничала с Романом Волобуевым («Просто представь, что мы знаем»), Иваном И. Твердовским («Панические атаки») и Петром Тодоровским («Здоровый человек»). Получилось 18 нарядов — нелепых, смешных и немного психоделических.

Зеркальце

в исполнении Евгении Борзых


Полина Гречко: «Костюмы мы с Машей придумывали вместе, думали друг об друга и разгоняли идеи. С Зеркальцем было сложнее всего: оно среднего рода, но играет его актриса. Такой живой объект. Из всех вариантов — была, например, идея сделать костюм в форме серебряной ложки — выбрали тот, на который нас натолкнула Женя Борзых: с черным боди. Его мы потом обклеили сверкающими кристаллами»


Маша Левина: «Зеркальную поверхность — верхнюю часть костюма — мы придумали сделать из отражателя для фотосъемки. По центру окружности сделали отверстие со специальной системой застежек, которая позволяет Жене надевать “зеркальце” на разные части тела. Так костюм становится многофункциональным»


Евгения Борзых:
«Я влюбилась в Зеркальце с первых строк: основная черта его — наивность. Оно искренне интересуется огромным миром, открывшимся перед ним благодаря дружбе с маленькой девочкой. Как и все мы, хочет быть нужным и любимым. Но в финале сказки обретает свой собственный взгляд. И принимает мир таким, каков он есть, а не таким, каким его хотят видеть другие»

Пакет

в исполнении Кирилла Иванова


Маша Левина: «Кирилл буквально одет в гигантский пакет-маечку, который мы соорудили из плотного строительного пластика. Внутри ручек — толстая проволока, поэтому они гнутся в разные стороны. Образ дополняют смешные тапки из двухлитровых бутылок Coca-Cola: мы подплавили их строительным феном, смяли — и превратили в шлепки. Сотрудники театров уже трижды принимали их за мусор и выкидывали. Однажды это случилось за 10 минут до выхода на сцену: благо быстро нашлись пустые бутылки, и мы сделали новую пару» 


Кирилл Иванов:
«В спектакле я играю нескольких персонажей, и у каждого было чему поучиться. Полиэтиленовый пакет мне нравится потому, что он ироничный и расслабленный. Я завидую его легкости и умению болтаться туда-сюда без дела. Трюмо — мудрое и пыльное. У него я бы поучился спокойствию и умиротворению. Бродяга — мечтатель и поэт. Пожалуй, я бы позаимствовал у него одну полезную привычку: он предпочитает ужинать бесплатно, находя оставленную прохожими еду. Вообще “Потерянная зеркальце” — это сказка о вранье и о мечтах. О том, что, пожалуй, и ложь бывает во благо, и мечты не всегда приводят туда, куда хотелось бы».

Бродяга

Трюмо

в исполнении Кирилла Иванова

в исполнении Кирилла Иванова



Маша Левина: «В спектакле Трюмо учит Зеркальце жизни — рассказывает, например, как всем нравиться: нужно отражать исключительно то, что хотят видеть люди, и игнорировать их недостатки. Когда я придумывала костюм (его мы, кстати, перевозим в отдельном чемодане), то опиралась на образ сварливой пожилой женщины, которая любит всех поучать. К черному платью мы буквально прилепили трюмо: натянули на фанерный стол тканевый чехол с выдвижным ящичком. Банки и склянки держатся на магнитах»

Маша Левина: «Хочу, чтобы костюм выглядел как гора мусора», — сказал [режиссер] Олег Глушков и ввел меня в ступор. Я быстро поняла, что эскизы рисовать бесполезно. Костюм собирали интуитивно: кое-что нашли в закромах у Полины [Гречко] и на «Авито». Кусок динамика старой колонки я нашла то ли дома, то ли на даче. В какой-то момент нам пришла идея сделать так, чтобы из-за спины Кирилла торчала голова и сбивала всех с толку: он выходил на сцену сгорбившись и шел задом наперед"

Спасатель

в исполнении Кирилла Иванова


Маша Левина: «Когда бродяга одумался, решил изменить свою жизнь и как минимум начать мыться, он стал... Качком-спасателем. Мы купили накладной мужской торс и тапки в виде рыб, повесили ему на шею гигантский свисток. А еще сделали неубиваемый секси-парик: вылепили форму из глины, отлили из очень плотного пластика и покрасили»

вор Соленый 

в исполнении Александра Гудкова


Маша Левина: «Соленый — пройдоха, хулиган и воришка, который хочет сдать Зеркальце в ломбард. Неприятный тип, словом. Но обаятельный. Сшили ему желтую рубаху без рукавов, галстук с долларовым принтом и расклешенные брюки из зеленого вельвета — хотелось растянуть силуэт, сделать Соленого похожим на неприятного слизня. Идеальные ботинки — черные, с прямоугольным, «кирпичным» мысом — стоили 700 евро. Вариант подешевле (да еще и с саморезами!) нашли на «Авито».

Радиола

Антракт

в исполнении Александра Гудкова

в исполнении Александра Гудкова



Маша Левина: «О чем же эта сказка, кроме как о любви? Если ты паркет, то живи как паркет. А если ты пакет и радиола, то живи как пакет и радиола», — поют Кирилл Иванов и Саша Гудков в костюмах, собственно, пакета и радиолы. Что делать с последним, я долго не могла придумать. Поступили так: взяли кусок пенокартона и напечатали на нем радиолу, которую я нарисовала в мультяшной стилистике. В карманы черных гигантских штанов Саша обычно прячет конфеты и яблоки, которые потом дарит детям".

Маша Левина: «Когда мы репетировали в Берлине, Саше [Гудкову] пришла в голову гениальная идея ввести в спектакль нового персонажа по имени Антракт. В перерыве между актами на сцену выходит Саша в костюме бархатной красной шторы с отверстием для лица, кричит зрителям: «Куда же вы уходите? Я весь спектакль готовился к этой роли, а ко мне поворачиваются затылками» и поет уморительную песню. Костюм двусторонний, с приколом: сзади — короткие шорты с накладными ягодицами, оборками и бахромой, как на французских шторах»

Вера

в исполнении Марины Васильевой или Марии Курденевич


Маша Левина: «Нежнейший персонаж, но с характером: есть в ней стойкость и сила духа. В начале спектакля Верочка-девочка находит Зеркальце в ломбарде и очаровывается им, потому что видит в отражении все, о чем мечтает. Например, как становится космонавтом. Мечта эта несбыточная, потому что Верочка очень плохо видит и носит очки. Я одела ее в длинные «мальчуковые» шорты с высокой талией и футболку с космическим принтом, который я сама придумала: вручную вырезала всякие планеты и звезды, прикидывала, как они будут смотреться вместе. Парик у нее тоже имеется — такого же цвета, как у одного героя Саши Гудкова. Это неспроста: в конце они — спойлер — влюбляются и уходят в закат.


Повзрослевшая Вера носит длинное синее пальто, зеленую рубашку такого же оттенка, как костюм вора Соленого, и штаны в горох. Последние так понравились актрисе Марине Васильевой, что она купила себе похожие»   

Русалка - профессор 

Таня

и другие морские обитатели

в исполнении Марины Васильевой или Марии Курденевич

в исполнении Серафимы Гощанской или Муси Тотибадзе



Маша Левина: «Таня — лучшая подружка Верочки. Она взбалмошная, капризная, стервозная девочка. Громко кричит, топает ножками и хочет отобрать у Верочки Зеркальце. В спектакле есть такая характерная сцена: Соломонов (о нем ниже) работает в ломбарде продавцом; Таня предлагает ему распилить Зеркальце, чтобы каждой досталось по половинке. На что Верочка отвечает: «Нет, так нельзя» и уступает Тане. Соломонов, пораженный великодушием Верочки, дарит ей Зеркальце. В общем, Таня непростая девица, вызывающая. И наряд у нее соответствующий: красная короткая юбка, красно-белые высокие гольфы, кардиган в тон. Пластиковый парик с высоким красным хвостом»

Муся Тотибадзе:
«Если птицей-ныряльщицей я восхищалась за смелость и прямоту, то девочкой Таней — за способность брать от жизни все и не бояться своих эмоций. Хотя она, может, и бывает вредной. Ну а кто святой?»

Полина Гречко: «Костюмы для обитателей подводного мира — моя вотчина. Легких путей мы не ищем, поэтому было решено отказаться от идеи просто взять и сшить для русалок обычные длинные хвосты. Так получились платья с психоделическими принтами, огромные очки, пышные парики, имитирующие прически в духе 1960-х и 1970-х. Про ткань расскажу отдельно: она называется попкорн. Достать ее было той еще задачкой: в России ее тогда было не купить, поэтому мы заказали сотню попкорновых футболок, распороли их и сшили костюмы»  

Птица-ныряльщица 

в исполнении Серафимы Гощанской или Муси Тотибадзе


Маша Левина: «Суетливая птица, которая не на секунду не может сосредоточиться. Она обожает болтать — и все блестящее. От этого мы и отталкивались: придумали героине безумный костюм из черного боди с черной бахромой на рукавах. Ну и нацепили сверкающие кольца и бусы: закупили пару пачек самых дешевых на Wildberries, распустили, собрали новые и пришили к костюму»

Соломонов 

в исполнении Александра Паля
или Доминика Мары 


Маша Левина: «Если раскрывать карты, то Соломонов вообще-то никакой не продавец, а сыщик под прикрытием, который хочет поймать вора. Он весь такой грузный и правильный. Силуэт у него любопытный: с широкими плечами и суперузкой талией. Выбрали мы его, потому что рассудили: если вор Соленый напоминает вопросительный знак, то его антагонист Соломонов — восклицательный. Одет он в классический мужской костюм. Парик у него приплюснутый, напоминающий как раз верхушку восклицательного знака»

Заводная обезьяна 

Ярополк 

в исполнении Александра Паля
или Доминика Мары 

в исполнении Станислава Астахова



Маша Левина: «Главный задира в русалочьей тусовке. Когда-то он мечтал подняться на сушу и снимать квартиру на Бауманской вместе со своим лучшим другом. Тот умер, и все потеряло смысл. В спектакле Ярополк играет особую роль, поэтому одет он не так, как другие морские обитатели: костюм сшит из совсем другой ткани. Рубашку купили в бренде «Кружок». Еще приобрели пластиковые «изики», которые бы оценила Заха Хадид. Yeezy ненастоящие, конечно: мы купили подделку на маркетплейсе и раскрасили»

Маша Левина: «Стас весь спектакль сидит на сцене и играет музыку. Долго думали, какую роль под него придумать, а потом вспомнили, что в сцене, когда вор Соленый приходит в ломбард, звучит много шуток про заводную обезьяну. Так мы и решили превратить в нее Стаса. Желтый спортивный костюм куплен на «Авито». Сделали смешную шапочку с ушками и гигантские лапы: вырезали форму из поролона, и обернули розовой тканью. В начале спектакля Стас как раз выбегает на сцену и своими длиннющими лапищами дает «пять» детям в первом ряду, а в конце бежит с ними обниматься».



Станислав Астахов:
«Мой персонаж мне нравится тем, что он не зацикливается на всякой мелочи. Знает, чего хочет, и делает свое дело. Что касается самой сказки, так она, как мне кажется, учит взрослых людей быть детьми. Как говорил Константин Райкин, вправляет духовные суставы».


{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}