Blueprint
T

Кто где?

«Кто где? Посоветуйте арт-директора в Москве». «Нужен фотограф на съемку в Париже». «Есть визажисты в Дубае?». Бывалые работники креативной индустрии подтвердят: с прошлого года такие запросы прилетают в соцсетях с небывалой периодичностью. Основатели project х Валентин Андриенко и Сергей Пацюк утверждают, что придумали кое-что поудобнее, чем проводить креативную перекличку в сторис.

«Это канал project х — платформы для талантов, где можно создавать портфолио, находить друг друга, вести проекты и быть уверенным, что за них заплатят вовремя» — такое сообщение получили первые пользователи, зарегистрировавшиеся на project х. Среди них герои The Blueprint и заслуженные работники глянца. Фотографы Ян Югай и Моника Дубинкайте, Анастасия Рябцова и Наталья Коган, визажистки Юлия Рада и Кейт Мур, стилисты Кити и Миша, Юка Вижгородская, Ксения Проскурякова и Вика Гок.


«Абсолютно идентичные зарубежные платформы не знаю. Из крупных разве что Behance, но там нет опции документооборота, а для меня именно эта сторона особенно ценна в project х, потому что составление договоров, во-первых, отнимает много времени, а во-вторых, у меня нет уверенности в том, что самостоятельно я составляю их правильно, — делится впечатлениями Ольга Марченко, основательница дизайн-студии Facultative Works. — Еще периодически нас приглашают на какие-то иностранные сервисы, но они больше похожи на агентства, где самостоятельно свой профиль я редактировать не могу, а так как у нас регулярно обновляется портфолио работ, для меня это критически важный момент». Стилистка Вика Гок сразу заявляет, что платформа, которая упростит коммуникацию клиента и креативных команд, а заодно возьмет на себя документооборот, — дело нужное, но сама она пока что использует проект скорее «как радар, чтобы понимать, где находятся авторы: стилисты, визажисты, дизайнеры». «Project x расширяет ресерч и помогает с поиском кандидатов на разные задачи», — добавляет арт-директор универмага «Цветной» Андрей Лопатин. «Ребята дорабатывают дизайн и техчасть, но сам функционал полезный, — считает Данила Кучум, арт-директор и экс креативный директор спецпроектов „Яндекс.Лавки“. — Привычное „сарафанное радио“ специалистов нужно поддерживать: чтобы новые клиенты на рынке узнавали о тех, кто не попадался им в профессиональной среде (или о тех, кто сменил место жительства). Внутри комьюнити классно следить за работами друг друга и приглашать на совместные проекты».


{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":0.43,"scaleY":0.43,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":4,"properties":{"x":240,"y":189,"z":0,"opacity":1,"scaleX":0.43,"scaleY":0.43,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":90}},{"id":6,"properties":{"x":239,"y":4480,"z":0,"opacity":1,"scaleX":0.43,"scaleY":0.43,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":90}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":114,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":5,"properties":{"duration":189,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":7,"properties":{"duration":4291,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Как это началось

Летом 2016-го фотограф Катя Туркина, дизайнер Константин Шиляев и продюсер Валентин Андриенко придумали, как облегчить жизнь себе и другим фотографам, дизайнерам и продюсерам. Туркина предложила сделать «Facebook* для креативных ребят — чтобы строить комьюнити и набирать в команду не по сарафанному радио, как это обычно у нас бывает». Шиляев заметил, что нужно «что-то вроде Behance, но с выборкой классных портфолио, контактами и доступными датами». Андриенко закончил: «Документация и бухгалтерия — вот главная боль креативщиков. Нужно, чтобы агентства и клиенты не срывали сроки оплат, а с документами было проще работать».


Проект в шутку назвали project х, но задача оказалась нешуточной — к моменту, когда прототип был готов «процентов на 80», у основателей кончились деньги на его разработку. В итоге Константин Шиляев продолжил развивать свой бренд Fakoshima. Катя Туркина — снимать и преподавать в лондонском University of the Arts. И только Валентину Андриенко мысли о project x не давали покоя вплоть до момента, когда он познакомился с бывшим арт-директором The Blueprint Сергеем Пацюком, который тогда как раз оставил аналогичную должность в компании «ПИК». Так у project х появился сооснователь и дизайн-партнер.

Валентин Андриенко

Сергей Пацюк

основатель


сооснователь, 

дизайн-партнер


«Я всю жизнь в роли няньки и матери креаторов, — рассказывает Сергей Пацюк, совмещающий сейчас работу над project x с арт-директорством в журнале Flacon. — Агентств и продакшенов пруд пруди, но многие поступают по одной и той же схеме: пишут друг другу, просят посоветовать на проект кого-то классного, ищут портфолио, списываются, выясняют, кто где находится, кто ИП, а кто СЗ. Идея все упростить и спасти индустрию сразу показалась мне крутой. Когда мы с Валей осушили задумку до конкретных инструментов, я сел придумывать дизайн платформы». Потихоньку сформировалась и команда проекта.


«Головной офис» project х в лице Валентина Андриенко и Сергея Пацюка находится на Принцевых островах в Турции. За коммуникации отвечает Екатерина Дементьева, за маркетинг — Дарья Евсеева, за операционное управление — Анна Кронгауз. Сергей Нестеренко помогает с PR и строит комьюнити. Пока для креативщиков сервис бесплатный, а с заказчиков, которые проводят оплаты через project х, берут комиссию 5%.


Весной Валентин Андриенко и Сергей Пацюк запустили бета-версию и позвали тестировать ее своих знакомых — арт-директоров, продюсеров, дизайнеров, фотографов, видеографов, иллюстраторов, стилистов, визажистов, ретушеров и редакторов. А в конце 2022-го в project х появилась функция оплат и первый заказчик — агентство ОККАМ искало дизайнера под проект.



Как это работает

Чтобы попасть в project х, нужно получить приглашение от уже зарегистрированных пользователей или запросить на сайте, оставив имя, ссылку на инстаграм* и электронную почту. Команда отбирает пользователей вручную.


Главная страница project х — это бесконечная лента с портфолио и контактами. Пока все зарегистрированные участники (их около 250), кажется, и сами знают друг друга в лицо. Да и алгоритмы project x еще не научились бороться с эффектом дружеского междусобойчика — первым делом вам показывают знакомых по Facebook и коллег по основной специальности. Удобство начинается с поиска. Можно, например, указать, откуда вы, где сейчас находитесь и из какой точки готовы работать. Нажмете на город — и увидите пользователей, которые отметили его у себя в профиле.


Общаться с заказчиками, договариваться о сроках и гонорарах можно в чате. На основе переписки сформируются документы. «Например, вы в Барселоне и получаете предложение поработать над проектом в Тбилиси, — говорит Валентин Андриенко. — Попросите заказчика создать в сервисе проект и зафиксируйте в чате все условия: от передачи прав до сроков оплаты. Договор, акты, счета сформируются автоматически. Вы сможете их просмотреть, а после подписать. Главное, вбить у себя в профиле реквизиты самозанятости, ООО или ИП и сделать электронную подпись». Ложка дегтя в бочке меда — пока всеми прелестями project x могут насладиться лишь россияне и белорусы, сохранившие юридические связи с родиной — для заключения договоров необходимо иметь юрлицо в России или быть самозанятым. Но в будущем сооснователи project x рассчитывают обзавестись поддержкой международных договоров и оплаты в разных, в том числе и крипто-, валютах.


Чем project х лучше продакшенов, агентств по поиску талантов вроде парижского Eyes On Talent, лондонского The Dots и, в конце концов, Behance? «Мы упрощаем не только поиск талантов, но и работу с документами и гонорарами, — объясняет Сергей Пацюк. — У нас тоже есть консьерж-сервис, для которого мы можем вручную привести нужных людей под задачи бренда, но в первую очередь project x — самоорганизующаяся платформа, где все сами находятся, собираются, ведут проекты и получают за них деньги». Вообще, команда называет project x «сэйф-спейсом» для всех, кто работает в креативной индустрии. «Мы предлагаем подход к работе, где в первую очередь думают об интересах креаторов, — говорит Сергей Пацюк. — Например, убираем лишнюю бюрократию, но делаем все процессы прозрачными. С документами, но которые оформляются в два клика. Вы можете согласиться на бюджет, который предложит заказчик, или сделать контроффер. Плюс можно заранее договориться о депозите, который спишется с заказчика сразу, а вам придет после выполнения работ. А чтобы минимизировать риски, есть возможность разбить работу на несколько задач и договариваться на оплату каждой из них отдельно. Если заказчик не соблюдает договоренности, исполнитель всегда сможет написать об этом в отзыве, который увидят все члены сообщества, — впрочем, такая же возможность есть и у заказчика».


Пока, впрочем, говорить об успехах и даже реальных возможностях project x рановато. Превратится ли project x в удобный инструмент и «сэйф-спейс» для всех, кто работает в креативной индустрии, покажет время. И лучше всего видно будет тем, кто зарегистрируется.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}