Blueprint
T

Стиль в фильме «От кутюр»

3 марта в российский прокат вышел новый фильм Сильви Оайон «От кутюр» о том, как молодая парижская воровка становится помощницей в ателье Dior. Сразу признаемся, наряды там играют далеко не ключевую роль — это прежде всего драма о человеческой доброте побеждающей любые различия и разногласия, напоминание о том, чего нам всем сейчас не хватает.


Будильник на 6:30 и кусочек шоколада на прикроватной тумбочке — так начинается каждое утро пожилой одинокой женщины Эстер (Натали Бай). Она неспешно курит на кухне, садится в электричку и к 8:00 уже оказывается в центре Парижа — на авеню Монтень, здесь расположено знаменитое кутюрное ателье Dior, швейный цех которого Эстер и возглавляет. Эстер часто задерживается тут до позднего вечера и приезжает даже по выходным, хотя и получает за это небольшие по парижским меркам деньги. Их хватает только на то, чтобы жить в уютной светлой квартире на окраине города, иногда ходить в ресторан ради трех десертов на обед и носить одно и то же элегантное серое пальто, фасон которого «любил месье Кристиан Диор». Близких людей у Эстер совсем нет, и кажется, будто ей это и не нужно: родная дочь с ней давно не разговаривает, а с коллегами — даже с самыми дружелюбными и преданными — героиня общается холодно и отстраненно. Единственные понимающие собеседники Эстер — это кустовые розы в ее домашней теплице.


В один из таких дней Эстер лишается своей черной прямоугольной сумки — это еще один предмет ее гардероба, на котором виднеется логотип Dior и с которым героиня, как и с пальто, никогда не расстается. Когда сумку выхватывают в метро, поющая под гитару девушка бросается догонять преступника — и тоже исчезает, оставив в руках у Эстер гитару. Так героиня впервые видит девушку, которая скоро неожиданно станет для нее очень дорогой. Это 23-летняя Жад (Лина Кудри) — безработная эмигрантка, которая живет с нелюбимой мамой в бедном и опасном районе Парижа, ходит с высоким пучком на голове, носит черную спортивную флисовую куртку с молочной меховой вставкой и общается с окружающими как маскулинный подросток-хулиган.


Вместе с ней от скучной и бедной жизни страдает ее лучшая подруга — арабка Суат с кудрявыми окрашенными в блонд волосами. Она чаще всего выбирает яркие вещи, которые выделяются в серой массе всего остального, — розовый или желтый свитер с низким горлом, белые спортивные штаны под цвет кроссовок на высокой массивной подошве. Суат можно увидеть также во всевозможных узорах и материалах, добавляющих в пространство еще больше визуального шума — например, бежевую меховую куртку она сочетает с серыми клетчатыми брюками слим и детской сумочкой через плечо. И внешним видом, и манерой общения Суат напоминает именно ребенка: она постоянно обижается на Жад, ревнует ее и пытается таким способом манипулировать.


В украденной девушками (а кто бы сомневался) сумке Эстер не оказывается денег — только эскизы платьев для грядущей кутюрной осенней коллекции, а также помада и золотая подвеска с изображением звезды Давида, которые Жад хочет подарить матери и подруге, но получает отказ. Тогда молодая преступница возвращает вещи владелице — и так попадает на внутреннюю кухню дома Dior, в его ателье. Одинокая Эстер решает взять Жад под свое крыло, чтобы дать ей шанс исправиться, и предлагает ей стажировку в качестве помощницы. Жад оказывается среди шелка, длинных плиссированных юбок и пышных белых и нежно-розовых платьев из фатина. Прежде чем приступить к работе, обязательно надо надеть белый халат с логотипом бренда и тщательно вымыть руки — последнее приходится делать часто, чтобы не испачкать дорогостоящие ткани.


Униформа скрывает индивидуальность героев: из-под халата виднеется разве что цвет блузки, воротник водолазки или украшение на шее. В фильме костюмам уделяется не столько внимания, как может показаться по названию или работе героев в модном доме. «От кутюр» не расскажет и о производстве высокой моды: работа с тканями, утверждение коллекции с арт-директором дома, подготовка к показу — все это присутствует скорее как декорация к происходящему, а кутюрные платья мы видим лишь на заднем плане. Гораздо важнее здесь герои: их поведение и взаимоотношения друг с другом.

Каждый из них конфликтует сам с собой и с окружающим миром, в том числе с самыми близкими. Жад провоцирует охранника модного дома и не скупится на грубость в разговорах со случайными людьми. Ее мать, которая уже долгое время не встает с кровати из-за депрессии, постоянно срывается на дочь. Эстер принимает такие же антидепрессанты, как мать Жад, и заполняет пустоту в душе поеданием сладкого, которое доводит ее до больницы из-за сахарного диабета. «Такие запасы бывают у диабетиков, которым надоела их жизнь». — «Я люблю жизнь, а вот она меня нет», — считает Эстер.


Работа в Dior для нее — единственное наслаждение в жизни, но и оно берет свое начало в травматическом опыте из детства. Одна вещь в последней перед пенсией коллекции особенно важна для Эстер. «Это платье — мое все. Для меня оно словно призрак», — говорит она, но остается непонятой ни коллегой, ни зрителями. История белого длинного платья без плеч раскрывается, разумеется, только в финале.


В течение фильма отношения между Эстер и Жад мало изменяются внешне: обе героини очень вспыльчивы и все время ругаются, но снова и снова мирятся, все больше привязываясь друг к другу. Эстер пытается реализовать себя как мать, чрезмерно опекая Жад, приучая к труду и мотивируя на самореализацию. Девушку постепенно увлекает шитье, хотя она и продолжает прятать свою заинтересованность за грубостью и безразличием. Даже оказавшись в доме Dior, Жад продолжает одеваться как прежде, предпочитая надевать на водолазку растянутый серый свитшот или худи с разноцветными вставками.

Ее стиль становится более элегантным только к концу, когда роли героинь меняются и Жад начинает заботиться о больной Эстер больше, чем о собственной матери. В гостях она примеряет легендарный силуэт Le Bar Dior — молочный приталенный жакет, представленный в первой коллекции бренда в 1947 году. Затем мы видим Жад в клетчатой утепленной рубашке или черном строгом пальто вместо привычной спортивной куртки, на смену джинсам и толстовкам приходит серая блузка и брюки или черное платье в духе сдержанных образов Эстер, а пучок сменяется распущенными волосами. Трансформация обеих героинь происходит небыстро, но будто разом случается в один момент. Именно тогда, когда наступает пора расстаться друг с другом — и начать в жизни новую главу.


{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}