Blueprint
T

1993-й год в культуре и моде

1993 год стал переломным не только для карьеры Стивена Майзела, чья выставка, посвященная именно этому году, открывается в пространстве Muelle de la Batería в Ла-Корунье, но и для популярной культуры в целом. Рассказываем о его революциях и их последствиях.


Выходит
последний альбом Nirvana In Utero

Апогей и одновременно лебединая песня гранжа — таким популярным он, конечно, никогда уже не будет. Выход последнего альбома Nirvana (до самоубийства Курта Кобейна оставался год) сопровождался беспрецедентными событиями — накануне премьеры альбома самой популярной группы в стране крупнейшая сеть супермаркетов WalMart отказалась продавать у себя пластинку — все из-за песни Rape Me, которая, кстати, все равно стала гимном поколения. Случившееся как нельзя точно характеризовало противоречия, с которыми столкнулась альтернативная музыка и вообще андеграундная культура, ставшая популярной. Кобейн, который знаменитым быть не хотел и очень тяжело переживал свою славу, рвал на себе волосы: «Я стал работать с большими лейблами, чтобы люди могли покупать наши альбомы в супермаркетах. В некоторых маленьких городах это единственное место, где молодежь может купить музыку». Альбом несмотря ни на что дебютировал на первом месте в хит-параде Billboard 200. Но после смерти Кобейна и увольнения Марка Джейкобса из Perry Ellis за коллекцию, посвященную гранжу, стало очевидно, что поп-культурный истеблишмент сдаваться на милость аутсайдеров не собирается.


Увольнение Марка Джейкобса из Perry Ellis


Новости об увольнениях в модной индустрии воспринимаются как что-то неординарное даже сегодня, когда все мы топим за здоровые отношения с работой и самими собой, то есть не приравниваем карьеру к делу всей жизни. Но Марк Джейкобс практиковал мантру «увольнение — не трагедия, а новый этап» еще в 1993-м, когда потерял место креативного директора Perry Ellis. Да-да, того самого американского бренда, который, по сути, запустил его дизайнерскую карьеру: в 1987-м Джейкобс получил специальную награду CFDA имени Перри Эллиса «Новое имя в моде» (тогда дизайнер стал самым юным обладателем этого приза), а в 1988-м занял пост вице-президента и креативного содиректора бренда (вместе с другом, творческим партнером, сооснователем Marc Jacobs Робертом Даффи, который одновременно занял место президента). Потерять веру в Джейкобса руководство Perry Ellis заставила знаменитая гранж-коллекция весна 1993, которую критики разнесли в пух и прах. Сьюзи Менкес в рецензии писала: «Гранж — это ужасно». «Гранж — это проклятье моды», — вторила ей Кэти Хорин, глядя на то, как Марк соединил на подиуме гранж и бохо, минимализм и эстетику растафари: в коллекции сочетались фланелевые рубашки, макси-платья, халаты с цветочными принтами и вязаные шапки, а на ногах у моделей были вперемешку ботинки Dr. Martens, тапки Birkenstock и кеды Converse. Для Джейкобса, которого уволили раньше, чем вещи попали на прилавки, это была «первая в профессиональной карьере коллекция, которая олицетворяет собственное видение моды, без каких-либо компромиссов». 



Так что после увольнения он не то что не отчаялся, а, наоборот, расправил крылья и вместе с Даффи (которого увольнение тоже коснулось) превратил свой бренд из локального в международный, попутно переименовав в Marc Jacobs International. Пока гранж в музыке катился к закату, модный мир только входил во вкус, и воспевший его Марк прославился как визионер и смелый трендсеттер. Через четыре года Джейкобса позвали на место первого креативного директора Louis Vuitton, и параллельно LVMH серьезно инвестировали и в его собственный бренд. Ту коллекцию для Perry Ellis Джейкобс переосмыслил в 2018-м под названием Redux Grunge Collection 1993/2018 — в ней было 26 предметов, сшитых из тканей, которые использовались для создания скандальной коллекции. Модные критики сошлись на том, что мир моды оказался просто не готов к Perry Ellis весна 1993, а отдел кадров бренда совершил тогда самоубийственную ошибку.


Выходит «На игле» Ирвина Уэлша


«Героиновый шик» — словосочетание, которым впоследствии будут описывать все десятилетие, получает свой главный литературный памятник. Злющую и очень смешную историю злоключений героинщиков из Эдинбурга Уэлш писал, что называется, по мотивам собственной жизни. The Sunday Times назвал роман «голосом поколения панка», 35-летний автор был несколько поспешно провозглашен новым Берроузом, а молодой британский режиссер Дэнни Бойл спустя три года роман экранизировал. Фильм сделал из всех участников предприятия суперзвезд, а британской кинематографии подарил свое «Криминальное чтиво» («На игле» в 1996-м рекламировали с оглядкой на шедевр Тарантино) — и без него, конечно, не было бы никакого Гая Ричи.


Обнаженная Кейт Мосс снимается для Calvin Klein


1990-е и Calvin Klein — в моде почти синонимы. Кэлвин Кляйн будто нащупал стиль эпохи, на грани героинового шика и минимализма, а его вещи были униформой для главных героинь модных 1990-х — супермоделей. С одной из них, Кейт Мосс, у бренда случился эпохальный роман, кульминацией которого стала кампания 1993 года, в которой 18-летняя Мосс снялась обнаженной. За кадром — фотограф Марио Сорренти, тогда бойфренд Мосс. Съемка — результат 10-дневного отпуска на уединенном острове. Для Calvin Klein кампания стала достойным завершением года — наряду со званием «Лучшего дизайнера», которое Кляйну тогда же присудил Совет модных дизайнеров Америки.



Бамстеры
Александра
Маккуина


В 1993-м мир впервые увидел не учебные эксперименты Александра Маккуина, не дружеский мини-показ, а полноценную коллекцию бренда Alexander McQueen. Ну как мир, пока только несколько критиков и друзей, которые серьезно верили в талант начинающего дизайнера. Отель «Ритц» в Лондоне, на подиуме, точнее, на вешалке — вещи из коллекции Taxi Driver. Одни из самых запоминающихся — джинсы-бамстеры с экстремально низкой талией, которым обязаны своей актуальностью сегодняшние джинсы в стиле 1990-х и 2000-х. Позже Маккуин не раз покажет их разнообразные версии уже на настоящих подиумах — и зрителей неизменно будет шокировать и вместе с тем цеплять откровенность, с которой эти вещи открывают тело. Маккуина, кстати, больше всего увлекали совсем не те обнаженные места, о которых вы подумали. «Дело не в том, чтобы показать попу... Для меня важны не столько ягодицы, сколько нижняя часть позвоночника — это самая эротичная часть любого тела, мужчины или женщины», — говорил Маккуин в интервью The Guardian после показа. 


Нельсон Манделла
и Тони Моррисон получают
Нобелевские премии


За год до окончательного падения режима апартеида в ЮАР один из его главных противников — Нельсон Мандела — получает Нобелевскую премию мира (на пару с последним белым президентом страны Фредериком де Клерком, с которым он тогда находился в политическом конфликте) и встает в пантеон героев ХХ века. В том же году Нобеля по литературе получает любимая писательница будущего президента США Барака Обамы и подружка Фрэн Лебовиц Тони Моррисон, которая стала первой афроамериканкой, удостоенной этой чести. В 1993 году Нобелевский комитет явно сигнализировал — «белому миру» пришло время пересмотреть свое место в истории.




Depeche Mode — одна из первых групп, которые начинает общаться с фанатами по интернету


Это сейчас без соцсетей нельзя помыслить ни одной поп-звезды (а тех, у которых их нет, продюсеры заставляют заводить). А в 1993-м дело обстояло так — Дэйв Ган и компания, только что выпустившие один из лучших альбом в своей дискографии Songs of Faith and Devotion (сделанный под сильным влиянием Nirvana), в середине своего американского тура, видимо, устав от дебошей, решили узнать, что такое интернет. Группа очень долго не могла подключиться к чату AOL (будущий крупнейший в США интернет-провайдер), но в итоге все-таки смогла провести Q&A с фанатами. Переоценить событие, что называется, невозможно.








Выходит первая
серия «Секретных материалов»


Золотую эпоху телевидения принято отсчитывать с «Клана Сопрано» и «Секса в большом городе» на HBO, но, конечно же, дорогу всем нашим любимым антигероям проложили Фокс Малдер и Дана Скалли, спецагенты ФБР, которые специализировались на делах о паранормальных явлениях. 10 сентября 1993 года с экранов впервые прозвучало великое «Истина где-то рядом», и паранойя, недоверие общества к правительству и не слишком положительные главные герои наконец-то нашли свое место на американском кабельном ТВ. Создатели «Секретных материалов» собрали идеальный коктейль — оказалось, что на телевидении можно цитировать «Твин Пикс» Дэвида Линча, «Всю президентскую рать» об Уотергейте и классику холодной войны «Три дня кондора» и одновременно никогда не терять в развлекательности.



Основана Marvel Studios


Гибель всего контркультурного и нонконформистского изобилия 1990-х мало кто взялся бы предсказать в 1993 году, но предрешена она была именно тогда, в момент основания кинокомпании, сейчас известной под именем Marvel Films. Задачи перед киноподразделением Marvel Comics стояли довольно скромные — будущие мультфильмы и сериалы (о кино речь тогда не шла) о Мстителях, Капитане Америке, Торе и других героях классических комиксов Marvel планировали распространять исключительно среди преданных подписчиков (их и тогда было немало, но сравнить с нынешним количеством нельзя). Впрочем, коммерческий потенциал всего предприятия был быстро оценен по достоинству. Уже спустя три года выйдет первый фильм Marvel — «Блейд» с Уэсли Снайпсом об охотнике на вампиров, остальное история — франшизы и фансервис победили.


Основан Евросоюз

Надежды на новое политическое мироустройство в начале 1990-х выглядели так: 1 ноября 1993 года вступил в силу договор о создании Европейского Союза, от стран, желающих стать его частью, требовались среди прочего соблюдение демократических принципов, принципа свободы и уважения прав человека, а также принципа правового государства. Что было дальше, мы все знаем.






{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}