Клип дня: Elissey — Without You
30 апреля стилист и фэшн-директор «Сноба» Елисей Косцов дебютировал как музыкант: в Apple Music появился его первый сингл Without You — песня о разбитом сердце и честном разговоре с самим собой. А сегодня Elissey представляет на The Blueprint клип на этот трек: черно-белый, грустный, о сходстве человеческой и собачьей доли — снятый от лица бродячего пса (возможно, после этого вы захотите взять дворнягу из приюта). Мы спросили Елисея, не страшно ли начинать новую жизнь в турбулентные времена, забросит ли он теперь моду и когда ждать альбома.
О музыке с детства
Я играю на фортепиано с пяти лет: с первым преподавателем мы разучивали детские песенки и, как сказала бы Алена Долецкая, had loads of fun. Потом была музыкальная школа, где мой чудо-педагог отменила гаммы и всякую канитель, и мы сразу же приступили к инвенциям Баха. Учиться дальше не стал, но продолжил играть классику и подбирать любимые песни, вроде Hallelujah или Over the Rainbow. Пару раз выступал с каверами на мероприятиях вроде открытия «Стрелки», закрытия недели моды MasterCard, на веранде кафе музея «Гараж». А семь лет назад начал писать свою музыку — захотелось выйти из режима кавер-исполнителя. По сути, музыкантом я могу официально называть себя только со вчерашнего дня, когда выгрузился мой первый сингл на Apple Music. Будет и альбом. Он уже записан, сейчас вносим финальные штрихи в звучание. Скоро выпустим.
Об изоляции
Работая над пластинкой в студии, я умудрился жестко выбыть из реалий, особенно диджитальных, и на два года почти забросил все соцсети. Свою первую storie выложил в инстаграм всего две недели назад. Друзья угорают, что в 2020-м уж пора было бы. Начал с прелюдии Рахманинова, а потом как-то увлекся, и понеслось. Вчера вот залез на крышу и записал там два кавера. В общем, да, появилось желание полностью посвятить себя новой карьере — музыкальной. Как это совмещать с работой в сфере моды, пока неизвестно. Но за последние пару лет я сделал несколько обложек для «Сноба» и пару мероприятий в качестве креативного директора. Остальное время сидел, закрывшись в студии, работал с музыкантами над материалом.
О песне, расставании и перфекционизме
Песня родилась после одного драматичного расставания, когда у меня случился серьезный разговор с самим собой. Сел за пианино, начал наигрывать первые аккорды, и так выкристаллизовалась вся песня. В итоге получилось, что эта фраза without you и весь текст адресованы и самому себе в том числе.
У меня то ли из-за синдрома отличника, то ли из-за пятнадцатилетнего стажа в сфере моды выработался зашкаливающий перфекционизм. Чем я в свое время подпортил нервишки не одному коллеге, но в первую очередь — себе самому. Так что я никак не мог выпустить музыку или клип, которыми не был бы полностью доволен. Последние лет пять было страшно: никак не получалось добиться задуманного звучания. Но когда я в очередной музыкальной студии (Siniy Les, кстати) услышал этот финальный вариант Without You — все страхи пропали.
Этот проект я делал с разными музыкантами, но главным образом в нем участвовали мультиинструменталисты мистер Pablo (Павел Никольский) и синьор Antonio (Антон Фиш). За все технические процессы вроде звукозаписи, сведения и мастеринга, тоже отвечали они. В Without You полностью живые инструменты: барабанная установка Premier, бас-гитара Musima. Пианино Bechstein конца XIX века мы и вовсе приобрели в студию специально для записи этой песни. Все это очень мне напоминает музыку 60-х. Еще есть струнный квартет. Одна из партий, где в середине начинается струнный замес, сыграна довольно непростым, но очень красивым способом con legno.
Ну и пара удивительных случайных находок. Во-первых, звук синтезатора Yamaha CS-10 в конце третьего куплета, который мы «нащупали» почти случайно. Он мне напомнил звук повешенной трубки проводного телефона, мы его условно назвали «звонок бывшей». Во-вторых, наш крутейший барабанщик, Грант Минасян, сыграл весь трек одним дублем, а в конце провел палочкой по тарелке, и получился звук, похожий на скрип калитки. Я в этот период как раз заканчивал работу над костюмами для спектакля «Спасти Орхидею» моего друга Влада Наставшева, и этот спектакль как раз начинается и заканчивается входом и выходом главных героев через такую скрипучую калитку. Душераздирающий скрип. В общем, все сошлось.
О сне, ставшем клипом
Мы уже заканчивали сведение трека, и как-то вечером я вышел на прогулку в сквер недалеко от дома, сел на лавочку покурить и подумать над клипом для этой песни. И вдруг вижу, мимо бежит одинокий пес, без ошейника, вроде дворовой породы, но довольно опрятный и не выглядящий замученным. Мне пришла в голову мысль, что мы с ним очень похожи: у него свои дела, заботы, печали, но при этом он такой дикий и свободный. Этой же ночью я увидел сон от лица этого пса, как провел целый день, слоняясь по городу, очень изголодал, одичал, попал в собачий питомник, умер, увидел свет в тоннеле, и ко мне прибежал собачий ангел. На этом моменте я проснулся. А дальше режиссер лоуkила и Tayat Production воплотили мой сон в реальность.
Мы провели огромный кастинг на роль главного героя, но сложнее всего оказалось найти белоснежную афганскую борзую на роль собачьего ангела. Дальше три месяца монтажа, с миллиардом моих перфекционистских микропоправочек. Как только режиссер это выдержал, я не понимаю. Все мои близкие были в шоке, когда узнали, что первый клип будет без моего в нем визуального присутствия. Но я решил, что это должно быть именно так. Да что там моего, там вообще ни одного человека нет, вы давно видели клипы без людей?
О кумирах и ценностях
Мне, конечно, льстят сравнения с Руфусом Уэйнрайтом, я его обожаю именно за смелость быть уникальным, не идти на поводу у трендов и брендов. Но в творчестве я все же за самостоятельный поиск. Вообще меня привлекают музыканты вроде Antony & The Johnsons, PJ Harvey, James Blake, которым слегка на все пофиг и они не боятся быть чужеродными. Мой клип (да и трек) — тоже своего рода протест против всего, что я наблюдаю в музыкальной индустрии в последнее время. Меня дико бесят эти однодневные песенки-хиты, хотелось сделать такое, что захочется и послушать, и пересмотреть в определенном настроении, возможно, немного меланхоличном. Я уже не говорю, что тема одиночества, заточения в клетке и рефлексии сейчас как никогда актуальна.