Властелин театров
Сергей Буланов
15 ноября СМИ сообщили, что в Большом театре в ближайшее время произойдет смена власти. Еще полтора года назад Владимир Путин предложил дирижеру Валерию Гергиеву создать и возглавить общую дирекцию для Мариинского театра в Санкт-Петербурге и Большого в Москве. Почему тогда многие надеялись, что этого не случится и сейчас отказываются верить инсайдам, а также в каком состоянии находятся главные театры страны и нужна ли им модернизация — рассуждает музыковед, музыкальный критик Сергей Буланов.
Сергей Буланов • есть тема
Сергей Буланов • есть тема
Владимир Путин и Валерий Гергиев
Большой театр: эпоха Урина
Владимир Урин возглавил Большой театр десять лет назад, сменив на посту Анатолия Иксанова, при котором ремонтировали и в 2011 году оперой Глинки «Руслан и Людмила» в постановке Дмитрия Чернякова открыли Историческую сцену. Вскоре после того как Урин пришел к власти, должность музыкального руководителя Большого театра занял Туган Сохиев, в марте 2022 года написавший заявление по собственному желанию, после чего театр до сих пор не нашел нового худрука.
В самом начале работы Урин с Сохиевым среди прочего пытались делать ставку на постоянную оперную труппу, сокращали выступления приглашенных звезд, а также ограничивали передвижения по миру перспективных штатных артистов. Именно этот момент оказался краеугольным камнем в уринской системе. Мы же живем в эпоху, когда практически все крупные театры мира пришли к системе stagione, смысл которой в том, что на каждый отдельный спектакль для художественного качества «продукции» заключаются контракты с солистами высокого класса, специализирующимися на конкретном репертуаре. Солисты из штата, как правило, должны петь все и много, а таким путем можно скорее добиться состояния профнепригодности, чем выдающегося результата.
Владимир Урин
К тому же еще десять лет назад в Большом театре остро стояла проблема смены поколений, многие артисты стремительно теряли форму, почти не выходили на сцену, но продолжали получать зарплату — до конца эта проблема не решена и сегодня. Так или иначе все понимали несостоятельность постоянной труппы, и мировые звезды потихоньку начинали «проникать» в Большой: Ильдар Абдразаков, Анна Нетребко, Екатерина Губанова, Асмик Григорян, Ольга Перетятько. Однако европейских звезд, таких как Йонас Кауфман или Элина Гаранча, мы на сцене Большого не слышали. Кстати, по одной простой причине: там отсутствует долгосрочное планирование, что само по себе блокирует возможность договориться с артистами первого ряда, у которых график расписан на много лет вперед.
Репертуар Большого театра последних десяти лет, наверное, станет интереснейшим параграфом в гипотетических учебниках театроведения. Невозможно до конца понять мотивацию такой «разношерстности»: в афише были или есть и архаичные «Борис Годунов» с «Царской невестой», и прогрессивный «Билли Бадд» в постановке Олдена (созданный в партнерстве с Английской национальной оперой), и курьезный «Евгений Онегин», созданный Евгением Арье на странную замену гениальному спектаклю Чернякова, и разного качества копродукции с Метрополитен-оперой. Конечно, Большой театр по самой наивной концепции должен удовлетворять запросы разной публики, но «клубок» из причин развязывается прозаично: одно нравится самому Урину, другое предлагает его жена Ирина Черномурова, занимающая должность начальника отдела перспективного планирования и специальных проектов, третье было идеей главного дирижера. По отзывам критиков на спектакли последних лет можно сделать один вывод: «курьез» в последнее время явно перевешивает и очевидна стагнация театрального процесса.
«Борис Годунов»
«Билли Бадд»
Впрочем, Урину пришлось регулировать работу театра в условиях серьезнейших исторических вызовов: сначала пандемия, затем специальная военная операция. Надо отдать должное, несмотря на большие финансовые потери и трудности, директору удалось сохранить коллектив во время борьбы с коронавирусом.
СВО, в отличие от пандемии, внесла в жизнь Большого театра более существенные коррективы. Перспективы сотрудничества на международном уровне в обозримом будущем нет, лицензии на ряд спектаклей зарубежных постановщиков не продляются, спектакли «несогласных» сняты из репертуара. 26 февраля 2022 года Владимир Урин одним из первых подписал письмо российских деятелей культуры с призывами к остановке операции в Украине. Потом он все опроверг, но никто не поверил. Можно не сомневаться, что именно по этой причине мы сейчас обсуждаем смену власти в Большом театре. Безумные многочасовые очереди в кассы за «Щелкунчиком», стихийно собравшиеся из-за бессилия руководства в борьбе с перекупщиками билетов, только дополняют картину. И запланированный ремонт Камерной сцены с грядущим открытием филиала в Калининграде и приближающимся 250-летним юбилеем театра вряд ли кого-то остановят.
Валерий Гергиев: считаем театры
Почему возникла кандидатура Валерия Гергиева? Он не осудил действия России в Украине, остался верен системе, пожертвовав зарубежной карьерой. Гергиев является крупнейшим российским музыкантом нашего времени, который построил огромное «государство в государстве» — сегодняшний Мариинский театр. И не только. Под руководством маэстро был возведен Мариинский-2, Концертный зал Мариинского театра, филиалами стали Приморский театр и Национальный театр Республики Северная Осетия — Алания, а также в состав Мариинского театра вошла Северо-Осетинская государственная филармония. Сейчас идет строительство очередной «дочки» в Кемерово.
Под руководством Гергиева уже сейчас находятся более шести крупных институций. Кроме того, дирижер много лет возглавляет главное классическое состязание — Международный конкурс имени Чайковского, списки участников и состав жюри которого в этом году мы узнали в день открытия, что о многом говорит. Безусловно, такая колоссальная нагрузка выходит за пределы здравого смысла и нашего понимания. Не удивительно, что общественная реакция на новость о его назначении в Большой театр формулируется однозначно — скепсис.
«Гамбургский счет» Валерия Гергиева на сегодняшний день таков: чрезвычайно насыщенный гастрольный график с постоянными перемещениями по стране, на репетиции с музыкантами он тратит минимум времени, регулярно задерживает выступления более чем на тридцать минут, программа концертов или состав оперных спектаклей в Мариинском театре объявляется чуть ли не день в день. Минувшим летом мы зафиксировали уму непостижимый факт, который войдет в историю музыкального исполнительства: Валерий Абисалович в Мариинке-2 начал дирижировать оперой Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже...», затем сделал почти полуторачасовой антракт, чтобы перейти через дорогу на Историческую сцену и провести там премьеру — «Чудесный мандарин» Бартока, потом маэстро вернулся в Мариинку-2 и продолжил дирижировать «Китежем».
Однако к музыкальному качеству объективно придраться бывает сложно — удивительно, но под его абстрактными дирижерскими жестами с неведомой доселе техникой, основанной на манипуляциях со знаменитой зубочисткой, оркестр звучит на порядок выше и интереснее, нежели с кем-либо другим.
Валерий Гергиев
Новая Дирекция императорских театров?
Что представляла из себя Дирекция императорских театров, которую сейчас хотят якобы взять за основу гергиевского правления? Организация существовала с 1756 года по 1917 год на государственные деньги и находилась в ведении императорского двора. Директор должен был «иметь нужные познания для управления искусственной частью театра и, не занимаясь никакой другой службой, посвятить все свое время и способность единственно должности неусыпного наблюдения за многосложным составом, непрерывным действием театров» (именной указ, данный Комитету министров, 1825).
Разумеется, в каждом театре у директора имелся свой «наместник» — такая же система действует сейчас в Мариинской империи Гергиева. Скорее всего, в Большом театре он будет лишь номинальным руководителем. Если Мариинский театр можно считать делом его жизни, то Большой, несмотря на разговоры еще в лохматых девяностых с Виктором Черномырдиным об объединении или сотрудничестве между театрами, думается, нужен Гергиеву не в первую очередь. По некоторым источникам известно, что он хотел отказаться от президентской идеи, но ничего не вышло.
Профессиональное сообщество обсуждает такой вариант развития событий, что вместе с Гергиевым в Большой театр придет Николай Цискаридзе, который давно об этом мечтает. Достаточно посмотреть любое из его интервью, чтобы получить представление о специфическом взгляде артиста и нынешнего ректора Академии Вагановой на развитие современного театра. Но и сам Гергиев в Мариинке сейчас один за другим «оживляет» спектакли прошлого века — ему, к сожалению, нравится такая эстетика.
Объединение театров, как было в XIX веке, когда московский Большой театр и петербургский Мариинский подчинялись единой дирекции, — трудоемкий бюрократический процесс, вряд ли сейчас кто-то всерьез за это возьмется. Проще сделать так, чтобы Гергиев без проблем с точки зрения законодательства мог автономно совмещать две руководящие должности и в Мариинском, и в Большом. Концептуально подчинить Большой Мариинке, кажется, уже невозможно — скорее всего, Гергиев на это не пойдет и сохранит Большому самобытное значение.
Самое любопытное, что в данном контексте даже нет смысла делать ставки на дальнейшее развитие событий. Очевидно, что и в Большом театре есть что менять к лучшему, и в Мариинском проблем достаточно. И вообще Россия находится в глобальном театральном кризисе: устаревает театральная эстетика, что усугубляется нынешней изолированностью от мира, изживает себя система «театр — дом», в обоих театрах выступления звезд первой величины можно пересчитать по пальцам, поскольку наше вокальное образование также оставляет желать лучшего.
Проблемы, которые нужно обсуждать и решать, находятся гораздо глубже, чем новость о назначении Гергиева, после которого практически мало что изменится. Альтернатив ему сегодня в России нет — Теодор Курентзис ничем подобным заниматься не будет, вопрос с Уриным уже решен. Если театр возглавит кто-то малоталантливый или без тех возможностей, которые все же есть у Гергиева, будет только хуже.