Blueprint
T

Big Grrrl Small World

ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Лиззо обвиняют в харассменте ее бывшие танцовщицы — сама певица все отрицает, но уже наняла адвоката, защищавшего в суде Чарли Шина и Криса Брауна. Редкий в современном общественном климате случай, когда с институтом «культуры отмены» сталкивается женщина, да еще и настолько любимая. Впрочем, глядя на истории из соседнего лагеря, в котором уже выработалась схема — извинения, «каникулы» на пару лет и негромкое возвращение (исключением до сих пор остается только Кевин Спейси, недавно, кстати, выигравший все суды), — кажется, что Лиззо переживать за карьеру особенно не стоит. The Blueprint вспоминает случаи из недавней истории, когда с cancel culture сталкивались женщины (немногочисленные), и ищет, где проходит черта «избирательности» этой культуры (спойлер: там, где деньги).

Вчера вечером стало известно, что музыкальный фестиваль Made in America, который команда Jay Z устраивает в Филадельфии и который должен был пройти в начале сентября с хедлайнером в лице Лиззо, — отменен. В официальном сообщении организаторов было сказано, что отменен он из-за «серьезных обстоятельств, от них не зависящих»: это было проинтерпретировано публикой как реакция фестиваля на обвинения, которые на прошлой неделе прозвучали в адрес певицы. Первого августа три бывших танцовщицы Лиззо подали на нее в суд и обвинили в сексуальных домогательствах, создании враждебной рабочей среды и фэтшейминге (одновременно с отменой Made in America стало известно, что на Лиззо подают в суд еще шесть ее бывших сотрудников — примерно с тем же списком претензий). Их тут же поддержала режиссер, номинантка на «Оскар» София Нали Эллисон, которая должна была снимать документальный фильм о певице в 2019 году. Она покинула проект, потому что его главная героиня оказалась, мягко говоря, не очень похожей на свой публичный образ.

Случившееся до недавнего времени было просто невозможно представить — одна из самых популярных артисток современности за последние годы стала чуть ли не главным послом бодипозитива, «принятия себя» и феминистской повестки в поп-музыке. Однако реакция представителей певицы (все отрицают) и тот факт, что в суде ее будет представлять скандально известный голливудский адвокат Марти Сингер, среди клиентов которого были в свое время Крис Браун, Чарли Шин и Джонни Депп, которых в любви к так называемой новой этике заподозрить сложно, говорит о серьезности ситуации. Сама Лиззо в своем заявлении говорит, что все случившееся клевета и в общем-то — очередное проявление женоненавистничества: «Я очень открыта в своей сексуальности, но я не могу позволить людям использовать эту открытость против меня. Нет ничего, к чему я отношусь более серьезно, чем к уважению, которого заслуживают все женщины. Я знаю, каково это — ежедневно испытывать стыд за свое тело, и никогда не стала бы критиковать или увольнять сотрудника из-за его веса».

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.65,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":-277,"y":128,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1.52,"scaleY":1.52,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":4,"properties":{"x":-13,"y":271,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":-289,"y":414,"z":0,"opacity":1,"scaleX":0.62,"scaleY":0.62,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1.5,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":5,"properties":{"duration":1.5,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":7,"properties":{"duration":1.5,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.75,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":192,"y":82,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":4,"properties":{"x":217,"y":-255,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":-223,"y":-175,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":5,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":7,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

То, какой итог получит история Лиззо, очевидно, станет лакмусовой бумажкой для современной поп-культуры, которая должна решить, что для нее перспективнее — права человека или имитирующий их поп-феминизм. Случаи, когда настолько любимые публикой женщины сталкивались с cancel culture, можно пересчитать по пальцам, но все они сигнализируют о том, что современная культура общественного остракизма, которая была призвана вставать на защиту дискриминируемых групп, все еще требует огромной и сложной дискуссии. Применима ли эта «культура» к женщинам, которые, безусловно, входят в дискриминируемые группы? Если да, то как? А что делать, если в конфликте задействованы, как в случае с Лиззо, только они? Кому верить?


До Лиззо с «отменой» столкнулась телеведущая Эллен Дедженерес, легенда американского телевидения, создательница The Ellen DeGeneres Show, подруга всех начиная с Дженнифер Энистон и заканчивая Опрой Уинфри, и, к слову, одна из первых звезд ТВ, сделавшая каминг-аут, — она казалась вечной. Но в 2020 году сотрудники обвинили ее в создании токсичной среды на работе, издевательствах и харассменте — спустя год было объявлено, что шоу завершается. Несмотря на серьезность обвинений, в своем комментарии Дедженерес, как и Лиззо сейчас, говорила о том, что случившееся — результат исключительно «женоненавистничества». И действительно — до того, как термин cancel culture вошел в нашу жизнь, случаи «отмены» как раз таки женщин в шоу-бизнесе подсчету не поддаются (не зря именно этим угрожал своим жертвам Вайнштейн). Среди классических примеров — возвращающаяся сейчас в кино главная звезда нулевых Линдси Лохан, чьи проблемы с наркотиками и алкоголем были в свое время превращены в многолетний чемпионат мира по слатшеймингу и харассменту, который, как тогда казалось, навсегда разрушил ее карьеру. Только вот история Лохан и другие похожие случаи к Лиззо и Дедженерес отношения не имеют, а то, что обе женщины сейчас говорят именно о мизогинии, только отвлекает от ее реальных проявлений.


{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.75,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":252,"y":69,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":4,"properties":{"x":220,"y":-252,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1.17,"scaleY":1.17,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":-82,"y":-468,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":5,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":7,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.7,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":-445,"y":-337,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1.43,"scaleY":1.43,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":4,"properties":{"x":34,"y":-367,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1.19,"scaleY":1.19,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":-365,"y":-28,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":8,"properties":{"x":-687,"y":-359,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":2.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":5,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":7,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":9,"properties":{"duration":2.4,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Эллен ДеДженерес

Случай актрисы и народной любимицы Розанны Барр, чей ситком «Розанна» был отменен в 2018 году после того, как его главная звезда в твиттере написала про советницу Барака Обамы Валери Джаррет, что та — дитя союза «братства мусульман и планеты обезьян», гораздо проще. Сказанное было логично классифицировано как проявление расизма (Джаррет — темнокожая женщина, рожденная в американской семье в Иране), что моментально сделало Барр «токсичной инвестицией» для продюсеров. Никакие извинения роли уже не играли. В России, где до сих пор не принят закон о домашнем насилии, а актер Марат Башаров, избивавший свою бывшую жену, ведет одно из самых популярных шоу на телевидении, с cancel culture столкнулась тем не менее именно женщина — телеведущая и блогер Регина Тодоренко, которая в интервью журналу PeopleTalk задалась вопросом, который, наверное, Башаров и его коллеги поддержали бы всем сердцем: «А что ты сделала для того, чтобы он тебя не бил?». Комментировать его не будем, скажем только, что то, что произошло дальше, несомненно надо вносить в методички по работе с таким скандалом. Журнал Glamour тут же лишил Тодоренко звания «Женщина года», а крупные рекламодатели — PepsiCo и Procter & Gamble отказались от сотрудничества с ней, но она сама признала неправоту, принесла извинения, выпустила на YouTube документальный фильм про домашнее насилие и пожертвовала фонду «Насилию.Нет» 2 млн рублей.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.7,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":-563,"y":-133,"z":0,"opacity":1,"scaleX":0.8,"scaleY":0.8,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":4,"properties":{"x":25,"y":-380,"z":0,"opacity":1,"scaleX":0.99,"scaleY":0.99,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":-641,"y":-445,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":12,"properties":{"x":-662,"y":-48,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":14,"properties":{"x":-919,"y":-436,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1.6,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":5,"properties":{"duration":1.6,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":7,"properties":{"duration":1.4,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":13,"properties":{"duration":1.4,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":15,"properties":{"duration":1.5,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

розанна барр

Регина Тодоренко 

И тут мы подходим к «святому граалю» современной cancel culture — Джоан Роулинг и ее трансфобным высказываниями. О перипетиях этого скандала уже написаны тома, пересказывать их не будем, скажем только, что ситуация едва ли при нашей жизни получит хоть какое-то разрешение. Несколько дней назад, например, руководство Музея поп-культуры в Сиэтле сообщило, что отказывается от каких-либо упоминаний писательницы на выставке, посвященной «Гарри Поттеру», и в официальном заявлении сравнило ее с дементором — неплохо для женщины, с книгами которой по популярности соперничает разве что Библия.

Джоан роулинг

В центре конфликта, паровозом которого неожиданно (будем честны) оказалась Роулинг, — давняя история противостояния (в основном в Америке и Великобритании) между гендерно-критическими феминистками и трансперсонами, которое началось в 1970-е. Если очень кратко излагать его суть, то она заключается в следующем — первые считают, что трансгендерные женщины — это мужчины, которые все еще не желают женщинам ничего хорошего и представляют для них угрозу (доказательная база обычно строится на действительно вопиющем, но ничтожно малом количестве задокументированных случаев преступлений и харассмента со стороны трансженщин — то самое «они изнасилуют нас в туалете»). На новый виток этот конфликт вступил в силу относительно недавно — с тех пор, как трансгендерные люди стали более видимыми и получили доступ к медиа — благодаря среди прочих актрисе Лаверне Кокс, «Позе» Райана Мерфи и Кейтлин Дженнер. По другую сторону баррикад оказалась Роулинг.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.7,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":-149,"y":491,"z":0,"opacity":1,"scaleX":0.57,"scaleY":0.57,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":4,"properties":{"x":-789,"y":558,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1.21,"scaleY":1.21,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":10,"properties":{"x":-511,"y":119,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1.21,"scaleY":1.21,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1.6,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":5,"properties":{"duration":1.9,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":11,"properties":{"duration":1.3,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.7,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":-563,"y":-133,"z":0,"opacity":1,"scaleX":0.8,"scaleY":0.8,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":4,"properties":{"x":-384,"y":-291,"z":0,"opacity":1,"scaleX":0.99,"scaleY":0.99,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":-621,"y":-535,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1.6,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":5,"properties":{"duration":1.6,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":7,"properties":{"duration":1.4,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Джоан роулинг

Переубедить Роулинг, или заставить извиниться, или навредить ее карьере используя опять же инструменты cancel culture, будем честны, заинтересованной общественности удастся едва ли — и это вопрос в первую очередь денежный, а не этический. Вокруг писательницы и ее книг построена огромная бизнес-империя, по сравнению с которой когда-то сверхпопулярное шоу Эллен Дедженерес — просто песочный куличик, а капитал всегда сумеет защитить себя (здесь еще скажем, что о плохом характере Эллен в Голливуде ходили легенды, да и шоу теряло рейтинг, так что ее «отмена» пришлась очень кстати). Руководство музея в Сиэтле может сколько угодно снимать имя Роулинг с выставок о «Гарри Поттере», но авторские права и причитающиеся с них отчисления еще никто не отменял. Здесь случай Роулинг смыкается с ситуацией вокруг наследия Майкла Джексона — после выхода документального фильма «Покидая Неверленд», в котором рассказывалось о том, что певец подвергал сексуальному насилию детей, цифры прослушиваний его песен на стримингах только возросли. Желание публики переприсвоить созданные и Роулинг, и Джексоном, без дураков, великие произведения искусства и полностью или хотя бы частично изъять из них фигуру автора понятно, но малореализуемо. Это не удается и с давно мертвыми гениями вроде Пикассо, что говорить о наших современниках, а тем более современницах.

Возвращаясь к ним. В случае Лиззо, по крайней мере как кажется сейчас, та самая cancel culture, которой пугают детей, опять не сработает — слишком большая звезда. И если это действительно будет так, то, возможно, стоит признать, что институты общественного остракизма, появившиеся в новую цифровую эпоху, эпоху «бережного общения» и эпоху так называемой новой этики, все-таки работают по законам эпохи предыдущей — в которой ты либо продаешь, либо покупаешь.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}